В главе («Шмини» 10:2) рассказывается о смерти Надава и Авиу — детей Аарона-первосвященника. РАШИ приводит две причины их гибели: по одному мнению Надав и Авиу умерли потому, что вошли в шатер откровения пьяными. То есть причиной их смерти стало чрезмерное употребление вина.
Но является ли это негативным фактом?
Давайте обратимся к комментарию РАШИ на следующую фразу: «Вот о чем говорил Б-г: в приближающихся ко Мне буду Я свят». РАШИ пишет так: «Сказал Моше Аарону: Аарон, брат мой! Я знал, что Скиния будет освящена теми людьми, которых любит Всевышний, и думал, что этими людьми будем ты или я. А теперь я вижу, что сыновья твои более велики, чем мы с тобой!»
Но как же могли такие великие люди, как дети Аарона опуститься до такой степени, чтобы войти в Скинию пьяными?
Ответ на этот вопрос мы находим в книге «Ор а-Хаим»: «Надав и Авиу умерли из-за того, что жаждали сблизиться с Б-гом. Они не могли остановиться в своем стремлении соединиться с Ним в радостном, самозабвенном порыве. В конце концов их души переполнились жаждой сближения со Всевышним и покинули их тела, устремившись ввысь, к источнику этого чувства».
Письменная Тора описывает это такими словами: «И говорил Б-г, обращаясь к Моше, после смерти двух сыновей Аарона, когда они приблизились к Б-гу и умерли». Таким образом, причиной их смерти было сближение с Б-гом.
Но что же подразумевали мудрецы говоря, что они умерли оттого, что зашли в Скинию пьяными?
Под вином подразумевается здесь тайный внутренний смысл Торы. «Вошло вино — выходит тайна», говорится в трактате Вавилонского Талмуда «Эрувин». Подобно этому, существует понятие «вино Торы», которое означает проявление в сердце человека сокровенного, тайного содержания Торы.
Соответственно, выражение мудрецов «опьяненные вином» указывает нам на невиданную высоту в раскрытии внутреннего смысла Торы, достижение которой привело к тому, что душа человека оторвалась от тела. Известно, что употребление обыкновенного вина приводит к снижению чувствительности и восприимчивости (человек словно утрачивает связь с собственным телом). Аналогично этому, высочайшее раскрытие внутреннего смысла Торы и жажда соединения с Б-гом привели к тому, что души детей Аарона отделялись от тел.
Поэтому после истории о Надаве и Авиу, Тора предупреждает нас: «Вина хмельного не пей...» РАШИ говорит, что нельзя доходить до опьянения. Намек, содержащийся в этих словах, совершенно ясен: пить вино Торы (сокровенные тайны Торы) нужно очень осторожно, чтобы не опьянеть, то есть не войти в такое состояние, когда душа утрачивает связь с телом.
Необходимо соблюсти принцип: «Вошел с миром и вышел с миром» (трактат «Хагига» 14). Суть этого принципа объясняют так: проникать в сокровенные глубины Торы нужно «с миром», будучи наверняка уверенным, что вернуться тоже удастся «с миром», другими словами, что душа при этом не расстанется с телом. (Слова «Вошел с миром и вышел с миром» приводятся в Талмуде в контексте истории о четырех мудрецах, вошедших в ПАРДЕС — сад сокровенной мудрости Торы. Лишь один из них — рабби Акива — не пострадал от этого. Лишь он «вышел с миром и вошел с миром»).
Очевидно, что разъяснение, сделанное мудрецами по поводу смерти детей Аарона, можно толковать и в буквальном смысле, так как в дальнейшем Тора предупреждает нас не пить хмельного, а РАШИ толкует это как запрет на употребление спиртных напитков с целью опьянения. И так как Тора запрещает нам предаваться самому обычному пьянству, то мы вынуждены сказать, что и дети Аарона — Надав и Авиу — были пьяны в обычном смысле этого слова.
Объяснением того, каким образом Надав и Авиу совмещали раскрытие «вина Торы» (внутренних тайн Торы) с обычным пьянством, являются слова автора книги «Две Скрижали Завета»: «Святые праведники в земле Израиля... иногда напивались на больших трапезах гораздо сильнее, чем положено. Они делали это во имя Неба, так как выпитое вино заставляло их много шутить, а это, в свою очередь, способствовало безмерному увеличению количества ученых диспутов за столом, ибо в истинном веселье раскрывает мудрец тайны Торы... ибо веселье укрепляет силу интеллекта, находящуюся в душе, и тогда мудрец начинает раскрывать потаенные глубины мудрости. Вошло вино — выходит тайна... Благодаря выпитому вину выходит мудрость Торы, которую называют тайна...»
Надав и Авиу обладали необыкновенной святостью, ибо о них сказано: «В приближающихся ко Мне буду Я свят». От выпитого вина им раскрылись тайны Торы настолько высокого уровня, что их души не могли более пребывать в теле. Но их проблема была в том, что Всевышний хочет, чтобы мы продолжали работу на земле, души в телах.