В начале главы «Эмор», Тора наказывает коэнам не оскверняться мертвецами. Но говорит это Тора так: «Говори это коэнам — сыновьям Аарона — и скажи им». Эта двойная форма «говори» и «скажи» приводится для того, чтобы, как это объясняет РАШИ: «Предупредить взрослых о детях» (что взрослые обязаны следить за выполнением запрета детьми).
Это не впервые, когда Тора предупреждает взрослых о детях. Мудрецы говорят, что указание подобного рода говорится о трёх вещах: о запрете поедания насекомых, о запрете на употребление в пищу крови и о запрете осквернения коэнов.
Почему же именно на примере этих трёх запретов Тора считает необходимым подчеркнуть важность воспитания (младших)? Это потому, что в отношение этих трёх вещей воспитывающий может прийти к отчаянию, и поэтому Тора считает необходимым оказать ему поддержку.
Особенностью поедания насекомых является то, что еврейской душе это отвратительно. Особенностью употребления крови является то, что евреи были привычны к этому. Особенностью осквернения коэна [как и остальные ритуальные осквернения] является то, что это находится свыше разума и понимания.
Отсюда мы учим три важнейших правила в воспитании:
1) Когда человек сталкивается с порочными ситуациями или с грубым поведением, то он может подумать, что в такой ситуации нет никакой возможности сделать что-либо хорошее.
Тора в этом случае говорит, что даже когда речь идёт о человеке, поедающем насекомых, что означает собой, что этот человек ведёт себя совсем не по человечески, то всё равно существует обязанность воспитания такого человека и возвращения его на правильный путь.
2) Существует мнение, что воспитание может принести плоды только в том случае, когда человек ещё не привык идти по неправильному пути. Но если он уже превратил неправильное поведение в своё обычное поведение, то ничего уже не поможет и жаль приложенных усилий.
Говорит тогда Тора, что даже в случае такого поведения, как когда евреи имели обычай употреблять в пищу кровь, всё равно существует обязанность их воспитывать и правильным воспитанием изменить их привычки.
3) Есть такие, которые считают, что воспитание может подходить только к таким вещам, которые можно логически объяснить, а там, где заканчивается логика и начинается вера то воспитание бессильно. Если человек утверждает, что он не верит, то с ним уже ничего не поделаешь.
Говорит нам тогда Тора, что именно в этом случае, как осквернение коэна — вещи совершенно не поддающейся пониманию, существует обязанность воспитания, для того, чтобы научить нас, что и в вопросах веры воспитание приносит свои плоды и нет никакой необходимости опускать руки. Ведь в своём сердце каждый еврей он верующий и правильное воспитание только помогает ему раскрыть эту веру в глубине своей души.
* * *
Когда Тора заповедует нам что-либо, это означает, что эта вещь не только возможна для осуществления, но и само указание даёт нам силы для выполнения этого. Всевышний не требует от человека невозможного. Поэтому, если Он требует что-либо, то одновременно с этим, Он даёт силы для исполнения Своего указания.