СБП. Дни Мошиаха! 19 Нисана 5784 г., суббота недели Ахарэй | 2024-04-27 03:54

Не забывайте о нижнем, когда поднимаетесь ввысь

Авраам поднялся на такой уровень, что самые возвышенные ангелы стали казаться ему простыми смертными.

Перевод: Д. Беляев 02.11.2023 474 мин.

Авраам сделал себе обрезание в возрасте 99 лет и сидел у входа в свой шатер в самый разгар дня. Наши мудрецы рассказывают, что Б-г специально «извлек солнце из его вместилища», чтобы было так невыносимо жарко, чтобы никто не пришел и не потревожил ослабевшего и восстанавливающего силы праведника.

Авраам сидел у входа в свой шатер, так как его беспокоило отсутствие гостей. Чтобы облегчить его страдания, Б-г послал трех ангелов, принявших человеческий облик. Авраам пригласил их в свой шатер и стал угощать их обильной едой.

В Талмуде («Бава Меция» 86б) сказано: «Все, что Авраам сделал для ангелов-служителей сам, Пресвятой, благословен Он, также сделал для своих детей Сам. Однако все, что Авраам сделал через посредника, Святой, благословен Он, сделал для своих детей через посредника».

Далее Талмуд подробно описывает все, что Авраам самостоятельно сделал, заботясь о гостях и то, как Б-г «лично» отблагодарил его потомков. Талмуд далее упоминает об одной задаче, которую он передал другим: «Пусть же принесут немного воды», чтобы омыть ноги гостям. Б-г отблагодарил своих потомков, велев Моше ударить по скале, чтобы она дала воду людям. Б-г решил дать им воду через посредничество Моше.

Комментаторы обсуждают разницу между тем, что Б-г дал воду через Моше, а не напрямую от Б-га. В конце концов, Моше был верным слугой Б-га, через которого евреи были освобождены из Египта и получили Тору на горе Синай?

Ответ заключается в том, что Моше ударил по скале, а не обратился к ней. Это привело к ужасным последствиям. Из-за того, что Моше не последовал прямому указанию Б-га обратиться к скале, ему было отказано в праве войти в Землю Обетованную. И это тоже имело трагические последствия на протяжении 2 000 лет. Если бы Моше вошел в Землю, Святой Храм в Иерусалиме не был бы никогда разрушен, и не было бы последовавшего за этим изгнания.

Этот ответ, который приводят несколько комментаторов, поднимает неприятный вопрос. Почему незначительная оплошность Авраама, не принесшего лично воду своим гостям, привела к такому ужасному результату, как тысячелетнее мучительное изгнание? Разве невероятная самоотверженность Авраама в заботе о гостях, когда он испытывал сильную физическую боль, не перевесила бы его незначительную ошибку в передаче посреднику обязанностей принесения воды гостям?

Есть и другой вопрос. Наши мудрецы объясняют, что Авраам хотел, чтобы они омыли ноги перед тем, как войти в его шатер, потому что полагал, что его гости — люди, и имел подозрения по поводу того, что они поклоняются пыли на своих ногах. Как мог Авраам, такой святой человек, не понять, что он говорит с ангелами, а не с людьми? Даже его племянник Лот, который был далеко не праведником, определил, что его гости — ангелы. Тем более, духовно утонченный Авраам не мог этого увидеть! Как же так?

Возвышение Авраама

Можно предположить, что Авраам находился на настолько высоком уровне, что ангелы не впечатлили его — он воспринял их как простых смертных.

В основе этого утверждения лежит известное высказывание о том, что душа человека (еврея) действительно превосходит самого великого из ангелов. Именно поэтому Б-г дал Тору не ангелам, а людям (евреям). Простое понимание, как сказано в Талмуде, состоит в том, что нам нужны заповеди Торы, потому что у нас есть дурная наклонность, и Тора нужна нам для её обуздания. Более глубокое понимание состоит в том, что, следуя Торе и сопротивляясь своим злым побуждениям, мы поднимаемся над ангелами, поскольку раскрываем свою истинную небесную природу, которая превосходит ангельскую.

Однако это верно только тогда, когда душа не обременена физическим телом и его свет не приглушен. Когда же душа попадает в физический мир и он затуманивает ее свет, еврею требуется духовная сила и поддержка ангелов, чтобы возвысить нас. Действительно, нас учат, что ангелы «полируют», т.е. улучшают наши молитвы, позволяя им подняться к небесам.

Одним из препятствий на пути света нашей души являются необрезанные сердца. Хотя мы обрезаны физически, нам еще предстоит побороться за обрезание наших сердец. До тех пор мы должны полагаться на высшую духовность ангелов и даже зависеть от их поддержки.

Авраам был исключением из этой действительности. В возрасте 99 лет он не просто прошел физическое обрезание, но, как объясняет Алтер Ребе в своей работе «Тора Ор», Авраам пережил высшее измерение обрезания, которое приходит свыше и которое обрезает его сердце наряду с обрезанием плоти. Авраам перестал быть человеком, который взирал на ангелов в поисках духовного руководства; он теперь был возвышен теперь до более высокого измерения необремененной души, по отношению к которой ангелы — всего лишь ограниченные существа.

Это раскрывает нам более глубокий смысл того, что Б-г извлек солнце из его вместилища. На простом уровне Б-г поднял температуру, чтобы Аврааму не мешали путники, которые часто заходили в его шатер. В трудах по хасидизму, однако, объясняется, что солнце, извлеченное из его вместилища, было лишь физическим проявлением чистого откровения Б-жественности, которое смог пережить Авраам. Извлечение солнца из вместилища также описывается в Талмуде в связи с тем, каким образом Б-жественность будет раскрыта в эпоху Мошиаха. «Праведники будут исцелены им, а нечестивые будут наказаны им».

Это откровение Б-жественности тогда явилось результатом его обрезания, которое позволило ему греться в свете будущего и подняло его на такой уровень, что самые возвышенные ангелы стали казаться ему простыми смертными.

Это объясняет то, почему он подозревал их в поклонении пыли своих ног. Это можно понимать и образно. Со своего возвышенного места он считал их не более чем физическими существами, которые больше связаны с землей, чем с небом. Поэтому он хотел, чтобы они омыли свои ноги, чтобы убрать их ассоциацию с земным миром.

Однако возвышенный Авраам не мог соотнести себя с их приземленностью и поэтому переложил эту обязанность на другого. Это подобно тому, как Моше передал ответственность за обеспечение евреев мясом в пустыне. Моше не мог спуститься до такого уровня. Точно так же и Авраам считал, что не может спуститься ниже, чтобы иметь дело с приземленностью ангелов, хотя и заботился об их нуждах. Обеспечить их пищей — это была заповедь, и Авраам не мог отказаться от соблюдения заповеди, связанной с добротой — визитной карточкой Авраама. Но спуститься до их самого низкого уровня и вытирать пыль с их ног — это, по его мнению, должен был сделать другой.

Ошибка Авраама

Несмотря на высочайшую духовность Авраама, он не смог спуститься до этого уровня. Это привело к ситуации, при которой Моше также не смог справиться с еврейским народом, когда тот пожаловался на воду. Чем возвышеннее человек, тем ниже он должен спустится, чтобы вести дела даже с теми, кто, образно говоря, поклоняется пыли на своих ногах, с самыми материалистичными людьми.

Сейчас мы находимся на пороге эпохи Мошиаха, когда Б-г извлечет солнце из его вместилища, и мы будем греться в лучах Б-жественного света.

Урок, который мы должны извлечь из ошибки Авраама, заключается в том, что, несмотря на свой возвышенный статус, мы должны иметь дело с каждым евреем, на каком бы уровне он ни находился. Поступая таким образом, мы подготовимся к радостному переживанию безграничного Б-жественного света, который также положит конец силам зла, стремящимся в настоящее время навредить еврейскому народу.

Пусть мы увидим полную победу над силами зла немедленно!

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter