Почему Моше разбил Скрижали Завета?

16.09.2007 9484 (0)
Перевел и обработал: Даниэль Булочник Источник: «Ликутей Сихот» том 9, стр. 237-243
Почему  Моше разбил Скрижали Завета?
Скрижали Завета

РАМБАМ пишет в своих трудах, что отрывок Торы, который мы читаем в праздники, соответствует сути праздника. Затем РАМБАМ называет, какой отрывок следует читать в каждый из праздников, и заканчивает, что в праздник Симхат Тора следует читать главу «Браха» (благословение). Попробуем разобраться, в чем заключается связь этой главы с праздником, в который она зачитывается во всех синагогах.

В конце главы перечисляются все достоинства и заслуги Моше-Рабейну и среди них то, что «совершил Моше на глазах у всего Израиля». РАШИ в своем комментарии объясняет, что данная фраза относится к разбитию Моше Скрижалей Завета после греха золотого тельца. Непонятно, какое отношение имеет разбитие Скрижалей к нашей главе? Ведь это действие явно противоположно благословению?

Но сам Всевышний согласился с действиями Моше и укрепил его. Как комментирует РАШИ в конце объяснения на данную фразу: «И произнес Всевышний: „а за то что разбил — благодарю тебя!“»

Суть греха золотого тельца объясняется в Талмуде так: «Единственное, для чего евреи сотворили тельца — для того чтобы раскрыть двери всем раскаявшимся». То есть Всевышний создал «йецер а-ра» (злое начало) для того, чтобы он правил человеком и толкал его к греху. И все это лишь для того, чтобы человек имел возможность возвыситься, совершить «тшуву» (раскаяние) после совершения даже самого страшного греха.

Внутренняя суть разбития Скрижалей после совершения греха золотого тельца, это то, что разбитие Скрижалей толкнет евреев сделать «тшуву», в результате чего они смогут достигнуть новых духовных высот. И как результат — получение вторых Скрижалей, которые обладают еще большей святостью. Моше разбил скрижали на глазах у всего народа только лишь для того, чтобы побудить их к более искреннему раскаянию.

На первый взгляд вовсе не видно величие этого поступка и ситуация кажется полностью противоположной благословению. Но только потом раскрывается вознаграждение за этот поступок, искреннее раскаяние и вторые Скрижали, которыми наградил их Творец. И это является причиной того, что в главе «Ки Тиса», в которой описываются все эти события, РАШИ не дает своего комментария о благодарности, которую выразил Творец Моше за этот поступок. Величие этого поступка раскроется нам намного позже, почти через сорок лет, когда Тора вторично рассказывает о разбитии Скрижалей. Теперь нам уже ясно, что это величайший из всех поступков Моше, поэтому РАШИ приводит комментарий: «Благодарю тебя за то, что разбил». Таким образом, разбитие Скрижалей на глазах всего Израиля соответствует главе «Браха».

Праздник Симхат Тора установлен в Шмини Ацерет (а не в праздник Шавуот — день дарования Торы), для того, чтоб подчеркнуть великую радость получения вторых Скрижалей, которые были дарованы еврейскому народу в Йом-Кипур.

Симхат Тора — эпилог месяца праздников, который начался с суда в Рош а-Шана, и самого святого дня года — Йом Кипур. Смысл праздников заключается в том, чтобы мы черпали в них силы для духовного служения на протяжении всего года. У еврея при общении с окружающим миром могут появиться страхи и неуверенность. Он может подумать: «Где мне взять силы чтобы противостоять лжи и соблазнам этого мира и исполнять все, что возложено на меня?» И вот тогда приходит указание — даже когда ситуация настолько плоха и ужасна как при разбитии Скрижалей, ему стоит вспомнить о той благодарности, которую выразил Всевышний Моше и знать, что нет неисправимого, потому что Всевышний выписал нам потрясающее лекарство — «тшува», которое наполняет наше служение радостью и возносит нас на новые духовные высоты, казавшиеся нам когда-то недостижимыми.

Ле илуй нишмат Шейна-Браха бат Даниэль
Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Тора » Браха (другие статьи):