СБП. Дни Мошиаха! 8 Нисана 5784 г., третий день недели Мецора | 2024-04-16 13:56

Пожертвование для Мошиаха, «бедняка, восседающего на осле»

Если у бедняка есть семнадцать различных видов выпечки на выбор и еще двадцать пять гарниров к стейку из ребер, который он ест каждый день, то что мы сможем ему дать? Вишенку на взбитых сливках?

Перевод:Д. Беляев 02.08.2023 448 мин.

Начнем с шутки. Однажды странно одетый мужчина забегает в английскую деревню и бросает фермеру мешок с золотом. Удивленный фермер спрашивает у него: «Что это?» Мужчина отвечает: «Это золото! А, я — Робин Гуд. Я граблю богатых и отдаю бедным». Фермер от радости закричал: «Я богат! Я богат!» Робин Гуд схватил свой меч и говорит: «В таком случае отдавай свое золото мне».

Благотворительность навечно?

Экономическая ситуация в мире, зашкаливающая инфляция и постоянное сокращение среднего класса служат напоминанием нам о важности заповеди благотворительности («цдака»), о которой идет речь в нашей недельной главе. Тора четко сообщает нам, что ничего нельзя поделать, чтобы решить эту проблему (15:11): «Ибо не переведется нищий на земле». Бедные люди будут всегда: «Потому я заповедую тебе так: открывай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на твоей земле».

Открывай руку твою. Открывай сердце твое. И, главное, открывай свой кошелек!

Тора рассматривает благотворительность как одну из основ, на которых стоит мир, вместе с изучением Торы и молитвой («тфила»). С помощью этих трёх вещей, мы создаем совершенную социальную структуру, которую Тора хочет завещать миру.

Ранее мы обсуждали заповедь благотворительности во время истинного и полного Освобождения и отвечали на известный вопрос — как мы будем исполнять эту заповедь во времена, когда «блага будут в изобилии, и все яства будут доступны, как прах земной». Кому мы будем давать благотворительность, когда все будут богаты, как Корах?

В этот раз мы сосредоточимся на противоречии в стихах этой недельной главы и посмотрим, как можно объяснить их в связи с будущим Освобождением, вместе с важным сообщением относительно того, кто на самом деле является бедняком.

С одной стороны, в нашей недельной главе сказано (15:4): «Однако не будет у тебя нищего». С другой стороны, мы уже цитировали то, что Тора говорит несколькими стихами ниже, и это прямо противоположно: «Ибо не переведется нищий на земле». Так что же будет в итоге? Бедные или богатые?

Наши мудрецы (их цитирует РАШИ) разрешили это противоречие, сказав: «Когда вы исполняете волю Вездесущего, нищие будут у других, но не у вас; если же вы не исполняете волю Вездесущего, нищие среди вас». Это зависит от нас: если мы будем делать то, что должны делать, неевреи будут бедными. Если же мы будем вести себя как неевреи, то… бедные будут среди нас!

Очевидно, что в эпоху Освобождения, в то время, когда мы все будем исполнять волю Б-га, не будет бедных среди еврейского народа, и не будет возможности исполнить заповедь благотворительности в прямом смысле слова, давая деньги, монеты, доллары или электронные деньги, даже биткоины; только духовная благотворительность, например, путем изучения частей Торы о благотворительности, как «тот, кто занят изучением законов жертвы всесожжения в Торе, это так, как если бы он принес жертву всесожжения». Или, оказывая помощь кому-то в том, что ему дается с трудом в служении Б-гу.

Однако, обратившись к источникам и вопросам, обсуждаемым в Талмуде («Шабат» 151б), мы видим, что все не так просто. По мнению Шмуэля, «нет никаких отличий между нашим миром и днями Мошиаха, кроме отмены порабощения неевреями». Как объясняет РАМБАМ (толкование к Мишне): «Ничто не изменится по сравнению с тем, что есть ныне… будут в его дни богатые и бедные, сильные и слабые». Это означает, что даже в Дни Мошиаха «мир будет жить как обычно» — ничего не изменится, и мы сможем продолжать исполнять заповедь благотворительности, давая деньги тем, кто в них нуждается.

Благотворительное отчисление?

Согласно этому объяснению, можно по-разному объяснить противоположные стихи. Подход Любавичского Ребе ШЛИТА Короля Мошиаха, объясняющего РАМБАМа в конце его главного законодательного труда, состоит в том, что существуют два периода в Дни Мошиаха. Первый период — это «мир продолжает жить своим обычным чередом», как мы видели выше. О втором периоде говорится, что «блага будут в изобилии, и все яства будут доступны, как прах земной». Очевидно, что если яства будут доступны, как прах земной, то не будет бедных, нуждающихся в благотворительности. В самом деле, если у бедняка есть семнадцать различных видов выпечки на выбор и еще двадцать пять гарниров к стейку из ребер, который он ест каждый день, то что мы сможем ему дать? Вишенку на взбитых сливках?

В соответствии с этим мы можем сказать, что первый стих (не будет бедных) относится ко второму периоду Дней Мошиаха, а второй стих (не перестанут быть бедные) — к первому периоду, когда бедные будут даже среди евреев, и именно поэтому мы должны будем открыть свои руки и сердца, чтобы давать!

Интересно, что есть еще одна категория бедняков, истинных нищих, тех, кого еврейские пророки называют нищими. Кто называется «бедняк, восседающий на осле?» Мошиах! Почему Мошиах назван бедняком? Чего ему не хватает? Как ему можно помочь?

Рабби Хаим бен Атар (также известен как святой «Ор а-Хаим») объясняет, что Мошиах назван бедняком из-за нас. «Так как грехи наши отдалили конец времен». И так он объясняет стих, в котором говорится (15:7): «Если будет у тебя нищий» — из-за вас! Он добавляет, что слово «нищий» («эвьён») происходит от слова «вожделение» («таава»), а Мошиах назван так, потому что он постоянно жаждет освободить еврейский народ.

Так как же можно помочь Мошиаху? Как мы можем выполнить заповедь благотворительности вместе с ним?

Рабби Хаим бен Атар приводит цитату из «Зоар», что если одна община или одно поселение совершит в полной мере возвращение ко Всевышнему (иногда не совсем точно переводится как «раскаяние»), то Освобождение наступит сразу же. Это означает, что «действиями человека, особенно заповедью благотворительности, как об этом сказал пророк (Йешайа 54), что «благотворительностью будешь утверждена», мы можем помочь «бедняку, восседающему на осле», навсегда освободить еврейский народ!

В завершение приведем историю, связанную с выводом рабби Хаима бен Атара из только что процитированного объяснения. В завершении он говорит: «Помазанник Б-га, имя ему Хаим», тем самым указывая на себя, как на Мошиаха своего поколения.

Один из скрытых «просвещенцов» по имени Ашер напечатал Пятикнижие с комментарием «Ор а-Хаим» и принес его святому рабби Пинхасу из Корец, чтобы тот одобрил и благословил его. Когда рабби Пинхас открыл Пятикнижие, он открыл недельную главу «Рэе» на стихе «Если будет у тебя нищий», где «Ор а-Хаим» заканчивает словами: «Помазанник Б-га, имя ему Хаим». К его изумлению, слова «имя ему Хаим» отсутствовали. Когда он спросил его, в чем дело, тот ответил: «Потому что автор имел в виду себя».

Рабби Пинхас ничего не ответил, хотя и был расстроен. Он снова открыл Пятикнижие, а в нем — недельную главу «Насо» со стихом «И скажет жена: истинно, истинно», на что РАШИ говорит: «Да будет так, если от этого мужа; да будет так, если от мужа другого». Он указал на ошибку в том, что вместо слов «ме-иш ахер» (мужа другого) написано «ми-Ашер». И тем самым он нашел намек на того, кто напечатал Пятикнижие, — Ашера, чьи дела, очевидно, были не такими, какими должны были быть, и он оступился в очень серьезном грехе. Рабби Пинхас сказал ему: «Вот твоя подпись».

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter