Предлагаю вашему вниманию перевод «маамара» Алтер Ребе по главе Торы «Хаей Сара» из книги «Тора Ор» (стр. 30). Для облегчения чтения текст разделен на абзацы, приведены некоторые источники и добавлены промежуточные слова для связи.
Краткое содержание:
Пища, которую мы едим, становится нашей плотью и кровью. Благодаря еде, мы укрепляемся для служения Всевышнему. Есть разница между приемами пищу в будние дни, субботу и в праздники. Алтер Ребе проводит параллель между процессом переработки пищи и одной из видов работ — отбором. В будни разрешено производить отбор — выявлять искры святости. Поэтому, когда мы едим в будни, мы извлекаем силу из противоположной святости стороны, которая есть в еде, и поднимаем ее вверх. В субботу же отбор запрещен, и искры святости поднимаются сами. При этом мы получаем наслаждение от еды. В праздник же частично разрешен отбор. Далее объясняется о двух видах пищи и их связи с субботой, праздниками и буднями...
Написано (в песне ко второй субботней трапезе): «Раскроет ему причины и т.д.» И вот, наполнение буквы «эй» — в другой букве «эй» и это аспект «сдвоенности», как известно из смысла двойной пещеры, что это последняя буква «эй» в Имени Всевышнего БАН и т.д. И эту идею можно понять предварительно объяснив идею приема пищи, ведь основа принятия пищи заключается в том, чтобы еда превратилась в жир и кровь, а кровь это душа и жизненная сила человека, когда печень получает кровь из еды и посылает в сердце и мозг, ведь сказано («Зоар» II 153а и также «Зоар» I 138а), что три правителя есть в мире: печень, сердце и мозг и т.д.
И посредством этого пища возвышается и из нее формируется сердце и мозг человека. И посредством этого укрепляются его сердце и мозг в служении Всевышнему в сердце в виде приподнятости как пламя костра, что достигается силой еды, ведь без еды человек бы ослаб и т.д. И также мозг становится крепким для размышлений о величии Всевышнего и т.д. И это идея отделения, когда из пищи становится человек.
Но все это относится к будним дням, но в субботу отбор запрещен, а пища в этот день более возвышенная в аспекте привлечения Свыше, как сказано (Йешаяу 58:13) «И назовешь субботу наслаждением». «Тогда будешь наслаждаться Всевышним».
Ибо вот написано (Псалмы 139:5) «Сзади и спереди Ты объемлешь меня», задняя часть Творения и т.д. Ибо (если смотреть на) еду, как она внизу спустилась после «разбития сосудов», то человек имеет приоритет, так как еда отделяется с помощью человека, но в ее источнике Вверху она из мира Хаоса, как сказано («Берейшит» 36:31): «Перед тем, как воцарился король из евреев», но только после этого сказано: «И воцарился, и умер». «И умер, и воцарился и т.д».
Но, в любом случае, по всей видимости, источник еды выше, чем человек, ведь еда оживляет человека. А человек получает жизненную силу от еды, так как она является «задней частью» Творения и т.д. А в субботу, когда наступает время поднятия миров, пища поднимается так, как она в своем источнике, и от нее привлекается жизненная сила для души сверху вниз с помощью 12 хлебов и т.д.
И это идея того, что как сказано («Мишлей» 13:25): «Праведник есть досыта», так как есть два вида принятия пищи. Первая — для насыщения досыта. А вторая — как сказано: «чрево нечестивых оскудевает». И насыщение досыта — это жизненная сила души, приходящая Свыше. А «чрево нечестивых и т.д.» значит, что нечестивые являются «внешними» и посредством еды происходит извлечение из них, как сказано: «Заглотнет изобилие он и изрыгнет» (Йов 20:15), так как в каждой еде есть вожделение, являющееся корнем нечистых оболочек. И посредством включения еды в тело человека и ее превращения в кровь, которая посылается в сердце и мозг, она превращается в добро и святость посредством укрепления сердца и мозга в служении Всевышнему. И посредством этого она берет из него жизненную силу противоположной святости стороны и это значит, что «чрево нечестивых оскудевает», что оскудевает поглощенная ими жизненная сила. И «Б-г исторгнет все из его чрева».
И вот, еда в будни, являющаяся аспектом отбора, это «чрево нечестивых оскудевает». Но еда в субботу — это привлечение Свыше для насыщения досыта из-за еды, как она в своем источнике Вверху перед тем, как произошло падение вниз после разбития сосудов и где нет отбора. И как говорится в книге «Зоар», что не сказано («Малахи» 2:3) «помет субботних (жертв) ваших», что сделано снизу вверх с помощью отбора, как в будние дни — когда есть помет, то есть отбросы, это когда избранное посылается в сердце и мозг, а отбросы опускаются вниз в живот и кишки и д.т. и это и есть отбор.
Но в субботу, когда это происходит сверху вниз, нет вообще отбросов, так как отбросы происходят от Древа познания добра и зла и внизу стали добром и злом во всех аспектах посредством того, что Адам съел плод Древа познания добра и зла. И также в каждом человеке перемешано добро и зло и т.д. Только это не одинаково у всех: есть такие, у которых больше добра и т.д., а есть такие, у кого добро в такой форме и т.д. Но в субботу «Тогда будешь наслаждаться Всевышним», выше Древа познания, и тогда «не водворится у Тебя зло совсем».
Только в праздник сказано «помет праздничных (жертв) ваших», так как в праздник есть немного отбора, ведь разрешено в праздники приготовлять пищу для души: печь, варить и т. д. и запрещено только сеять, пахать и жать и т.д. И так как разрешено несколько видов работ для того, чтобы готовить пищу для души, то в праздник есть отбор и имеют место быть отбросы. И в качестве исправления этого человек должен давать еду бедным. Так как время радости это радовать всех, как сказано («Дварим» 16:14): «И будешь радоваться в праздник твой, ты, левит и пришелец и т.д.» так как радость — это подслащение аспекта суда и нужно радовать всех, чтобы все были включены в аспект радости. Как известно о том, кто радуется, что он хочет, чтобы все были радостными и этим подслащивается аспект суда после того, как все уравнивается.
Но когда человек не дает еду беднякам и т.д., то он не подсластил аспект суда и остается помет, поэтому наказание — мера за меру, когда дают ему помет, так как он вызвал то, что остались отходы помета, так как он не подсластил аспект суда. И это в праздник, но в субботу, хотя он не дает еду беднякам, его наказание не велико, так как в субботу нет помета совсем, так как это только аспект привлечения Свыше, и как сказано: «не водворится у Тебя зло совсем».
И вот, это привлечение в двух аспектах: «дважды встречающейся и легкой буквы». Объяснение «легкой буквы»: это привлечение букв «йуд» и «вав», когда из «йуд» происходит «вав», что сама буква «йуд» привлекается и становится «вав». Так как буква «йуд» это аспект сокращения, поэтому может быть из нее привлечение в аспект «вав» из самой буквы «йуд», но «эй» это распространение вглубь и вширь. И распространение вверху вглубь и вширь может раскрыться внизу так, как оно вверху в аспекте глубины и ширины до бесконечности и т.д., только привлечение в другой букве «эй» внизу и это аспект наполнения буквы «эй», то есть сила «эй», которая была сокрыта вверху. Ибо всегда наполнение это то, что всегда в сокрытии, а то, что сокрыто вверху выходит из сокрытия и раскрывается внизу. То есть, аспект «дважды встречающейся буквы», являющийся наполнением букв «эй», как известно из идеи сдвоенности.
Но все это тогда, когда мы принимаем влияние с помощью двенадцати хлебов в наше время, но в будущем «Он откроет нам тайный смысл двенадцати хлебов и т.д.» и тогда не будет аспекта сдвоенности и т.д., а только сама буква «эй», которая вверху, раскроется также и внизу посредством того, что «откроет нам тайный смысл и т.д.», как сказано («Захария» 14:9): «В тот день будет и т.д.»