Порождение Ицхака

30.07.2007 7561 (0)
Источник: беседа главы «Толдот» 5751 г.
Порождение Ицхака
Порождение Ицхака

Мы продолжаем изложение речей, которые произнес Ребе Король Мошиах в 5751-5752 годах. Для понимания их необходимы знания каббалы и хасидизма. Зачастую Ребе ссылается на глубокие каббалистические и философские труды прошлых поколений или пользуется каббалистической терминологией. Мы постараемся сопроводить текст отступлениями, которые, как мы надеемся, помогут вам достичь определенного понимания и без специальных предварительных знаний.

Отступление 1: «Сущности и проявления»

Мы окружены разнообразными явлениями, людьми, предметами. Наверное вы не раз спрашивали себя в чем сущность той или иной вещи, явления, человека. В чем ваша сущность, уважаемый читатель?

Ответа нет. Невозможно описать сущность. Ваша сущность — это вы сами. Для того чтобы воспринять вашу сущность, надо превратится в вас. Даже если бы существовала технически возможность задокументировать все ваши мысли, слова и поступки в прошлом и будущем, этот документ не был бы адекватным выражением вашей личности.

Вместе с тем вы можете проявить себя. Вы можете написать другу письмо, позвонить по телефону, послать фотографию. Все это проявления вашей сущности

Сама же сущность остается скрытой и выше всех своих проявлений.

Это краткое отступление понадобится нам в дальнейшем.

Отступление 2: «Недельный раздел Торы»

Тора — Божественный Закон, Учение, Путь к Всевышнему. В известном смысле Тора является адекватным выражением Всевышнего.

Все части Торы, соответственно, являются абсолютной истиной, которая всегда своевременна.

Вы можете спросить — к чему же деление на недельные разделы?

Представьте себе что Вы на симфоническом концерте. Вы знаток — и ни одна нота не ускользает от Вашего слуха. Все они бережно хранятся в вашей памяти до окончания концерта и много после.

Почему бы не прослушать их одновременно одним оглушающим аккордом? Потому что для музыки, гармонии, красоты необходим порядок. Порядок звуков, тем, слов, красок. Это же верно и для Святости.

С Божьей помощью тему Божественного Порядка мы еще обсудим в дальнейшем. Пока же отметим лишь что каждая неделя, день, мгновение предназначены для раскрытия того или иного аспекта Торы. Отсюда значимость деления Торы на Недельные Разделы. Отсюда и важность тех Имен, которые Тора дает Недельным Разделам. Ибо Имя — т.е. подлинное имя а не прозвище или условное наименование — отражает сущность. С помощью Имени мы обращаемся к Сущности.

Параграф 1

Недельный раздел начинается словами «Вот порождение Ицхака...» и рассказывает о рождении его сыновей Яакова, Эсава и о их дальнейшей истории.

Уже не раз говорилось о том как Тора дает имена недельным разделам.

С первого взгляда, выбирается просто одно из первых значащих слов недельного раздела с целью обеспечить уникальность имени и облегчить сноски.

Однако, имя, данное по Торе является частью Тора и потому не может быть лишь средством для чего то другого. Оно адекватно и в высшей степени концентрированно должно отражать сущность недельного раздела в целом.

Мы увидим это на примере небольшого сравнительного анализа двух недельных разделов: «Ноах» и «Порождение».

Оба раздела начинаются одинаково: «Вот порождение Ноаха...» и «Вот порождение Ицхака...».

Если бы мы хотели лишь дать уникальные имена, следовало бы назвать первый раздел «Порождение» (первое значащее слово) а второй раздел назвать «Ицхак» (первое значащее слово, отличное от уже использованного).

В действительности же первый раздел назван «Ноах» и лишь второй раздел назван «Порождение». Раздел «Ноах» посвящен в основном описанию личности самого Ноаха и его деятельности по благоустройству мира (о рождении же детей Ноаха рассказывается в предыдущем разделе — «В начале»).

Почему же в таком случае раздел начинается со слов «Вот порождение Ноаха»?

Еврейская традиция говорит нам (со ссылкой на Ноаха), что добрые дела — это и есть главное и подлинное порождение каждого человека.

Раздел же «Порождение» действительно посвящен рождению детей Ицхака (а о самом Ицхаке подробно рассказано в предыдущих разделах).

Параграф 2

Как уже было сказано, имена в Торе — это часть Торы и потому должны нести в себе указание к практической деятельности.

Отступление 3: «Работа»

Работа (служба) Всевышнему — центральное понятие Иудаизма. Весь мир во всем его многообразии и великолепии сотворен с одной целью — сделать возможным служение Еврея Б-гу.

Завершением этой службы будет раскрытие Всевышнего в мире который Он сотворил.

Поэтому любая вещь, которую мы видим в мире, а тем более в Торе должна первым делом приводить нас к мысли — как извлечь из нее указание для работы?

Попробуем понять, какие указания можно извлечь из имен «Ноах» и «Порождение». «Ноах» — имя человека, данное ему при рождении. «Порождение» — его добрые дела.

Интересно, что в разделе «Ноах» рассказывается не о рождении Ноаха а именно о его добрых делах, а в разделе «Порождение» рассказывается не о добрых делах а именно о рождении (сыновей).

Еще более интересно следующее. Какое вообще указание для службы Всевышнему можно извлечь из сообщения что родился человек и получил при рождении какое то имя?

Параграф 3

Как известно, Дарование Торы произошло 6 Сивана после выхода евреев из Египта. Однако в более широком смысле Дарование Торы началось с работы Авраама и в первую очередь с обрезания Авраама. Поэтому с раздела «Порождение» начинается работа, связанная с Дарованием Торы, а раздел «Ноах» связан с работой, предшествующей Дарованию Торы.

Как мы увидим в дальнейшем, «Ноах» указывает на сущность еврея так, как она предшествует (и выше) Торы. «Порождение» (добрые дела) указывает на исполнение Торы и заповедей. Исполнение же евреем Торы и заповедей приводит к тому, что сущность еврея раскрывается воочию.

Параграф 4

Начнем обьяснение с того что написано в святых книгах: «Две вещи предшествуют Миру — Тора и Израиль. И не знаю я, которая из них предшествуют другой? Когда же говорит Б-г: „Повели Израилю.... Скажи Израилю...“ понимаю я — Израиль предшествует всему».

Иными словами, только Израиль придает смысл существованию Торы, и поэтому Израиль предшествует Торе.

Для разъяснения взаимосвязи между Евреями и Торой святые книги приводят краткую притчу: «Были у короля сыновья. И был у него старый слуга, чтобы учить их чистым путям и добрым поступкам. Таковы слова Торы — направляют Израиль на добрый путь, обучают их заповедям и приводят их к жизни в будущем мире».

Попробуем обьяснить это. Подлинное значение каждой вещи в ее сущности а не в ее проявлениях. О сущности же еврея сказано в святой книге «Зоар»: «Евреи и Б-г — одно целое».

Важно понять что сущность эта не обусловлена исполнением Торы.

Так же как и в приведенном примере, где король любит своих детей, даже когда не научены они чистым путям и добрым поступкам и более того, именно тогда, когда королевская любовь не обусловлена поведением сыновей — она истинна ибо связана с сущностью короля.

Однако, хотя сущность еврея не обусловлена исполнением Торы, проявление этой сущности возможно лишь путем исполнения Торы. И хотя сущность, вообще говоря, не может быть адекватно раскрыта ни в каких проявлениях и неизмеримо выше любых проявлений (см. Отступление 1), однако, с другой стороны Божественная сущность не ограничена ничем и нельзя сказать про Б-га, что Он не может раскрыть Себя так полно как Он того хочет.

И поэтому, парадоксальным образом, именно сущность Б-га, которая неизмеримо выше всех проявлений, может и должна быть раскрыта. Для этого и дана евреям Тора.

Параграф 5

Из того, что было сказано «Повели Израилю... Скажи Израилю...» видно, что евреи предшествуют Торе. Из того же отрывка видно, что это первенство принадлежит не просто еврейской душе, но душе, облаченной в тело, в котором душа может исполнять заповеди.

Следовательно, между душой и телом Еврея первенство принадлежит телу и ради него сотворена душа. Как это понять? Коснемся предварительно понятия «свободный выбор»:

Отступление 4: «Свободный выбор»

Что мы понимаем под «свободным» выбором? Является ли свободным выбор, сделанный под влиянием чувства или разума? Очевидно, что нет.

В тех случаях, когда мы руководствуемся чувством или разумом, мы лишь подчиняемся необходимости (осознанной или неосознанной). Это не столько выбор сколько вынужденное решение.

Подлинно свободный выбор иррационален. Он не продиктован ни чувством и ни разумом. Он связан не с теми или иными проявлениями личности но с самой непостижимой и не проявляемой сущностью личности.

Теперь мы можем понять, что означает выбор Всевышним евреев. Выбор Всевышнего — подлинно свободный выбор, связанный с Его сущностью и потому он не продиктован никакими доводами. Если бы такие доводы существовали, это означало бы что выбор Всевышнего диктуется достоинствами евреев а не является проявлением Его сущности.

Лишь теперь мы можем понять в чем заключается первенство еврейских тел над еврейскими душами. Связь еврейской души со Всевышним определяется тем что в каждой еврейской душе присутствует и проявляется искра Всевышнего. В этой связи отсутствует ощущение непостижимой сущности которая выше всех проявлений.

Связь же еврейского тела со Всевышним заключается в том и только в том, что его выбрал Всевышний и поэтому эта связь сущностная.

Приведем как пример разницу между сыном биологическим и сыном приемным. Настоящий сын плоть от плоти отца и душа его связана с душою отца и потому связь их неразрывна. Однако сущность отца в этой связи не участвует. Приемный же сын, выбранный свободной волею отца (разумеется не имеется в виду случаи, когда примешаны соображения того или иного рода) связан с отцом в силу подлинной сущности отца.

Мы показали, что еврейское тело связано с сущностью Всевышнего (ибо в нем Божественный выбор), а еврейская душа — с проявлениями Божественной Сущности.

Однако, подойдем немного глубже. Уподобление связи души с Б-гом связи между отцом и сыном неполно. Отец, родив сына, не может отменить свое отцовство. Всевышний же ничем не ограничен и потому в его связи с еврейской душой присутствует свободный выбор. Однако выбор этот не ощущается в еврейской душе в силу достоинств ее самой. Лишь когда душа спускается и проявляет себя в теле, тогда и в душе проявляется сущность Всевышнего.

И с другой стороны. Сам по себе выбор Всевышнего ничего не изменяет в еврейском теле. Как до так и после выбора оно не отличается от всех остальных тел (ибо Сущность непроявляема).

Однако, когда еврейская душа спускается в тело, дает ему жизнь и очищает его посредством исполнения Торы и ее заповедей — тогда и в еврейском теле проявляется и раскрывается выбор Всевышнего.

В свете сказанного получает обьяснение сказанное в святых книгах: «В будущем мире душа будет питаться от тела». Сейчас, в наше время, время работы по исправлению и очищению тела, главный упор на то, чтобы свет души проник и раскрылся в теле. В будущем же мире, по окончании этой работы, главный упор будет на раскрытии сущности. Ощущение же сущности душа получает от тела, ибо именно в теле — Божественный выбор.

Таким образом, в еврейской жизни, когда души находятся в телах и вместе исполняют работу в Торе и заповедях, раскрывается связь евреев с Б-гом во всех ее ипостасях. Со стороны сущности — выбор Всевышнего. Со стороны проявлений — достоинства души и достоинства «чистых путей и добрых поступков».

И со стороны сущности и ее проявлений вместе — что свободный выбор Всевышнего проникает и раскрывается в достоинствах души и достоинствах «чистых путей и добрых поступков» и тем самым происходит раскрытие подлинной сущности Всевышнего в этом мире.

Параграф 6

Теперь мы можем прояснить суть практических указаний, содержащихся в разделах «Ноах» и «Порождение».

«Ноах» указывает на сущностную связь еврея со Всевышним, которая выше связи, заключающейся в «чистых путях и добрых поступках» («Порождение»).

Однако настоящая завершенность этой связи возможна лишь когда сущность («Ноах») проникает и раскрывается в «добрых делах» («Порождение»). Эта взаимопроникновение проявляется не только во взаимосвязи разделов «Ноах» и «Порождение» но и во внутренней структуре каждого из разделов в отдельности.

Так, комментарий (который сам является частью Торы) на раздел «Ноах» (сущность) начинается с того что «что добрые дела — это есть главное и подлинное порождение человека». Комментарий же на раздел «Порождение» (добрые дела) начинается с рождения Яакова и Эсава (рождение, указывающее на сущность человека).

Параграф 7

И следует добавить и разъяснить более подробно комментарий Торы на раздел «Порождение»: «Яаков и Эсав, о которых говорит Тора».

Известно, что первичным источником Яакова является мир Божественного порядка, а источником Эсава — мир Божественного хаоса (с Божьей помощью мы обсудим эту тему, подробно изучаемую в Каббале, в дальнейших выпусках).

Оба они — Яаков и Эсав — порождение Ицхака, и поэтому присутствуют в каждом еврее. Эсав — со стороны тела (и теперь мы понимаем, почему ему было дано первородство), Яаков — со стороны души.

Комментарий говорит: «Яаков и Эсав, о которых говорит Тора», предваряя Яакова Эсаву, несмотря на то, что в тексте Торы первым упомянуто об Эсаве.

И теперь мы понимаем, что причина этого в том, что очищение, исправление и раскрытие Эсава (т.е. еврейского тела а за ним и всего материального мира) происходит в результате инициативы и деятельности Яакова по исполнению Торы и заповедей.

Параграф 8

Как уже было объяснено (см. Отступление 2), есть связь между содержанием недельного раздела Торы и временем года, когда его читают. Поэтому следует связать раздел «Порождение» с месяцем Кислев, в котором его читают.

Содержание и значение месяца Кислев подчеркивается в его праздниках: 19 Кислева и 10 Кислева и завершающим месяц праздником Ханука.

Объединяющим моментом этих праздников является масло. Ханукальное масло, в котором есть и указание на потаенную часть Торы, раскрываемую в учении хасидизма.

Масло указывает на сущность, потому что свойство масла в том, что оно, как и сущность, не смешиваясь ни с чем, проникает и раскрывается всюду.

Выражение этому мы находим в месяце Тевет, который начинается в конце Хануки.

Про месяц Тевет говорят наши Мудрецы, что это месяц в котором «Тело греется от тела».

Есть в этом намек на наслаждение, которое еврей (в своем материальном теле) получает от Всевышнего (сущность Всевышнего, проявляющая себя именно в материальном теле еврея) в зимний месяц Тевет.

Причина тому — в свете ханукальных свечей (свет, раскрытие — указывающий на работу по исполнению Торы и заповедей), который проникает, очищает и раскрывает подлинный смысл материального мира (зима, холод, темь) и становится видно воочию, что «Евреи и Всевышний — одно целое» и ощущение этого проникает по всему миру, который становится наконец подлинным жилищем Б-га.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Читайте еще на эту тему: