СБП. Дни Мошиаха! 1 Тишрея 5785 г., пятый день недели Аазину | 2024-10-03 09:00

Рош а-Шана

Связь  Рош а-Шана с главой еврейского народаСвязь Рош а-Шана с главой еврейского народа
Что входит в меню праздника  Рош а-Шана?Меню праздника Рош а-Шана
Рош а-Шана во время ОсвобожденияРош а-Шана во время Освобождения
День сотворения человекаДень сотворения человека

Финальное действие в изгнании — срываем маску с «благочестивого» зла

У нас всегда есть разногласия между мудрецами, но на этот раз проблема в том, что, похоже, величайший комментатор РАШИ согласен с… обоими!

Перевод: Д. Беляев 12.11.2023 0 670 мин.

Китайский врач не мог найти работу по специальности в Америке, поэтому он открыл собственную клинику и вывесил плакат со словами: «Возьмите лекарство за $20, а если не вылечитесь, то получите обратно $100».

Местный адвокат решил, что это прекрасная возможность заработать 100 долларов, и пришел в клинику.

Адвокат: Я потерял чувство вкуса.

Доктор: Медсестра, принесите лекарство из коробки №22 и капните 3 капли в рот пациенту.

Адвокат: Фу, это же керосин!

Доктор: Поздравляю, ваше чувство вкуса восстановлено. Дайте мне 20 долларов.

Раздраженный адвокат возвращается через несколько дней, чтобы вернуть свои деньги.

Адвокат: Я потерял память. Я ничего не могу вспомнить.

Доктор: Медсестра, принесите лекарство из коробки №22 и накапайте ему в рот 3 капли.

Адвокат (раздраженно): Это керосин. Вы давали мне его в прошлый раз для восстановления вкуса.

Доктор: Поздравляю. Вы вернули себе память. Давайте 20 долларов.

Взбешенный адвокат платит ему, а через неделю возвращается с твердым намерением получить обратно 100 долларов.

Адвокат: У меня сильно ухудшилось зрение. Я совсем не вижу.

Доктор: Ну, у меня нет никаких лекарств от этой болезни, поэтому возьмите эти 100 долларов.

Адвокат (глядя на купюру): Но это же $20, а не $100!!!

Доктор: Прекрасно, ваше зрение восстановлено. Давайте сюда 20 долларов.

Это все спектакль

В конце недельной главы «Толдот» Тора рассказывает об очередном браке Эсава. «И увидел Эсав, что плохи дочери Кнаана в глазах Ицхака, его отца. И пошел Эсав к Ишмаэлю и взял Махалат, дочь Ишмаэля, сына Авраама сестру Невайота, сверх жен своих себе в жены».

Почему для нас должно быть важно, на ком женится Эсав? И что мы можем выучить из этого, через тысячи лет спустя?

Примечательно, что в Мидраше существует различие во мнениях, был ли этот брак чем-то положительным или отрицательным. Рабби Йеошуа бен Леви сказал: «Он подумывал о том, чтобы раскаяться. Махалат — что Б-г простил ему („махаль“) все грехи». По мнению рабби Йеошуа бен Леви, этот брак символизирует раскаяние Эсава. Рабби Элазар говорит: «Если бы он избавился от первых жен, прекрасно; но он женился на ней в дополнение к своим женам — это огорчение на огорчении. Первые были плохими, и эта тоже».

У нас всегда есть разногласия между мудрецами, но на этот раз проблема в том, что, похоже, величайший комментатор РАШИ согласен с… обоими!

С одной стороны, в конце этой недельной главы, похоже, РАШИ соглашается с р. Элазаром, поскольку объясняет слова «в дополнение к своим женам» тем, что он добавил порочности к своей порочности, поскольку не развелся с предыдущими. Это означает, что РАШИ считает этот брак крайне негативным. С другой стороны, в конце недельной главы «Ваишлах» в стихе (36:3) «Басмат, дочь Ишмаэля», РАШИ говорит, что причина того, что жена Эсава была названа Махалат (в конце «Толдот»), в то время как ее настоящее имя было Басмат, объясняется тем, что «грехи его были прощены», что соответствует мнению раби Йеошуа бен Леви о том, что этот брак выражает раскаяние Эсава. Так что же здесь произошло? Раскаяние или добавление порочности к порочности? Как может быть и то, и другое?

В глубокомысленной беседе с мощнейшим обращением, которое так актуально для нашего времени, Любавичский Ребе ШЛИТА Король Мошиах проясняет ситуацию и учит нас кое-чему (или нескольким вещам) о народах окружающего нас мира. Согласно необыкновенному объяснению Ребе, у РАШИ появляется новаторский подход, который состоит в том, что Махалат (или Басмат, как ее звали на самом деле) была хорошей женщиной и вовсе не злой. Ведь Эсав женился на ней потому, что «увидел он, что плохи дочери Кнаана в глазах Ицхака, его отца». Он решил, наконец, жениться на той, которая понравилась бы его отцу, на хорошей женщине, из хорошей семьи и т.д. на женщине, которая была бы абсолютной противоположностью его первым женам, которые были «недовольством для Ицхака и для Ривки». Поэтому «грехи его были прощены», ведь Махалат действительно была хорошей женщиной.

Однако причина, по которой он женился на ней, была порочной; дополнительная порочность, которая была похожа на порочность его первых браков. Что это означает?

Порочность Эсава в его первых браках проявилась не только в том, что он женился на недостойных женщинах, но главным образом в его лицемерии и обмане. Эсав женился в сорок лет, но не потому, что до этого возраста он был безбрачным. «Эсава можно сравнить со свиньей. Свинья, когда ложится, выставляет вперед свои [раздвоенные] копыта, чтобы сказать: смотрите, я чиста». Все сорок лет Эсав похищал жен у их мужей и насиловал их. Когда ему исполнилось сорок лет, он сказал: «Мой отец женился в сорок лет, я тоже буду так поступать».

Если он ведет себя как свинья…

Эсав был свиньей, мошенником и лжецом, и величайшим из лицемеров. Его первый брак был полон лжи, так же как и второй. На самом деле Эсав женился на Махалат, чтобы обмануть Ицхака и сделать вид, что он совершил раскаяние. Вот почему РАШИ объясняет: «Он добавил порочности к своей порочности». Порочность заключалась не в женщине Махалат, которая была хорошей; порочность заключалась в браке, который был лицемерным (таким же, как и первые) и полным обмана, будто его намерения были чисты.

Мы видим существенное различие между поведением Эсава в недельной главе «Толдот» и его поведением в недельной главе «Ваишлах», между его поведением с отцом и его поведением с Яаковом. В главе «Толдот» по отношению к Ицхаку Эсав — шарлатан и отъявленный лжец. В главе «Ваишлах» по отношению к Яакову, он — кровожадный террорист, жаждущий мести. Эти два варианта поведения представляют собой два вида зла: открытое зло и зло, скрытое под взбитыми сливками и шоколадом. Так же как все понимают, что нужно решительно противостоять открытому злу, так и мы должны решительно противостоять злу скрытому. Но это сложнее, это гораздо сложнее.

Алтер Ребе обращает внимание на то, что Яаков провел в доме Лавана двадцать лет, а его «война» с Эсавом в главе «Ваишлах» заняла всего один день! Это объясняется тем, что для того, чтобы победить коварного Лавана, потребовалось двадцать лет! На борьбу с тем, кто пришел его убить, потребовался всего один день! Действительно, победа над скрытым злом более длительна и сложна.

Алтер Ребе объясняет, что в этом причина длительности нашего изгнания. Нынешнее изгнание — это война против скрытого зла, против лицемерия и лжи, а это тяжело, сложно и… долго!

На это намекает Талмуд: «Первые, чей грех был раскрыт, конец [изгнания] был раскрыт. Последние, чей грех не был раскрыт, конец изгнания не был раскрыт».

Отсюда мы извлекаем глубокий урок. Мы сталкиваемся сейчас со злом на двух фронтах: война против открытого зла, исламского террора, и война против лжи и лицемерия со стороны тех, кто вроде бы выступает за свободу, права человека и свободу. Мы должны знать, что и то, и другое — это Эсав, одна и та же свинья и подделка. И в «Толдот», и в «Ваишлах», и в открытой, и в скрытой форме. Мы имеем в виду зло, которое скрыто глубоко внутри этого изгнания, двойное зло, тех, кто хочет нас уничтожить, и тех, кто выступает за права человека; это один и тот же нечестивец, одно и то же зло. Это лицо злодея Эсава, который выставляет себя раскаявшимся, миролюбивым, праведником, как его отец Ицхак, а на самом деле он «кабан из леса грызущий его», дикая свинья (если не хуже).

Они выступают не в поддержку человечества, а против существования еврейского народа. Они не борцы за свободу и мир, а убийцы. Это не невинные люди, «которые хотят только добра», а проклятые подделки, которые хотят только зла.

Настоящая проблема в этом изгнании заключается в том, что иногда даже они сами не осознают этого! И именно это послание так важно для нас в нашей повседневной жизни — остерегаться лицемерия и лжи, отсеивая, таким образом, раз и навсегда скрытое зло, которое выдает себя за добро!

В завершение мы расскажем небольшую историю о важности честности и благословении, которое она приносит.

Двое мужчин, которые хотели открыть совместный бизнес, пришли к рабби Ноте из Хелма и попросили его написать для них договор о совместной деятельности. Рабби Нота взял лист бумаги и на четырех углах страницы написал буквы «алеф», «бейт», «гимел», «далет».

«Вот ваш договор о сотрудничестве», — сказал он им. Они посмотрели на него с изумлением: «Это и есть договор?!»

Ребе объяснил, что эти четыре буквы указывают на то, какой путь надо выбрать. Если есть «алеф» — «эмет» (истина), то будет «бейт» — «браха» (благословение). Но если есть «гимель» — «гнейва» (воровство), то будет «далет» — «далут» (бедность).

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter