На выражение, с которого начинается глава «Ноах» — «Ноах был мужем праведным в своём поколении» существуют различные трактования. С одной стороны говорится, что раз Ноах был праведником в «своём поколении», то если бы он «жил в поколении праведников, то был бы ещё более праведным». А, с другой стороны, говорится, что «в его поколении он был праведник, а если бы он жил в поколении Авраама, то считался бы никем!»
Этот спор вызывает недоумение: ведь Тора заповедует всегда видеть в человеке только хорошее и если это начальную фразу нашей недельной главы можно прокомментировать положительно, то зачем и для чего необходимы другие комментарии? Более того, мы видим из этой недельной главы, что Тора воздерживается от употребления нарицательных терминов по отношению ко всему живому на земле до такой степени, что даже говоря о ритуально грязных животных, называет их «ритуально нечистыми». И если это так, то почему же имеет место отрицательный комментарий на слова «В его поколении?»
В Торе существует правило. Тора воздерживается от отрицательных высказываний только в том случае, когда речь идёт о историях, которые в ней рассказываются. Но если речь идёт об установлении закона, то в этом случае Тора всегда высказывается чётко и ясно: «Это хорошо, а это плохо, это ритуально грязное, а это ритуально чистое». Такие чёткие определения необходимы для того, чтобы предотвратить неправильное понимание закона.
Так же и в нашем случае: причина двойного объяснения слов «В своём поколении» является то, что Тора хочет объяснить нам тут какой-то важный закон.
Тора выявляет в поведении Ноаха также и отрицательные стороны. И для того, чтобы остальные не подумали что он был весь положительный, была необходимость подчеркнуть и отрицательные его черты. И это для того, чтобы потребовать от каждого еврея стремиться к совершенству.
Мудрецы объясняют, что Ноах не стремился просить Всевышнего проявить милосердие к людям его поколения. И это его основное отличие (допустим) от Моше, который просил Всевышнего о милосердии даже по отношению к создателям золотого тельца!
Да, у Моше было основание просить о милосердии, основываясь на заслуги наших праотцов (Авраама, Ицхака и Яакова), а у Ноаха не было возможности основать свою просьбу о милосердии на заслуги праотцов. Но сам факт что он не просил милосердия для остальных уже является заслуживающим порицания.
Это и есть закон, которому хотят обучить нас мудрецы, приводя отрицательное высказывание по поводу «В своём поколении». Еврей обязан знать, что в любом случае необходимо просить милосердия для других евреев. Даже если эти евреи ведут себя очень и очень отрицательно, всё равно есть обязанность просить за них. Мы обязаны вести себя как Моше, а не как Ноах.
С этой точки зрения отрицательный комментарий слов «В своём поколении» служит в заслугу Ноаха. Своим таким поведением Ноах указывает всем последующим поколениям как следует себя вести по отношению к другим евреям и как это важно просить милосердия для других.
Иногда человек трудится в поте лица, чтобы положительно повлиять на окружающих. Но не всегда это получается. Говорит ему в таком случае Тора: «Даже если ты сделал всё от тебя зависящее и до сих пор не преуспел (в своём влиянии), всё равно нельзя говорить: „Свою душу я спас“. Необходимо продолжать и продолжать просить за еврейский народ!»
И если уж за поколение потопа была обязанность просить милосердие [поколение больших грешников], то про наше поколение, которое является поколением «пяты Мошиаха», как постановил РАМБАМ: «Обещает Тора, что в конце концов весь еврейский народ совершит раскаяние и тогда сразу же будет освобождён!» За такое поколение естественно, что существует обязанность просить милосердие за каждого еврея в отдельности. И такие просьбы естественно повлияют на всех евреев совершить раскаяние и благодаря раскаянию наступит полное Освобождение!