Из бесед Ребе Короля Мошиаха в субботу главы «Бо» (6 Швата 5752 года) и в субботу главы «Бешалах» (13 Швата 5752 года).
1. Среди новшеств Ребе РАЯЦа выделяется работа с еврейскими женщинами и девушками, при подчеркивании их особого достоинства — того, что они «основа дома» и могут влиять на всех домашних. Источник этому — то, что женщины упомянуты раньше (не только по времени, но и по достоинству) мужчин при даровании Торы и в пожертвованиях на Мишкан. Женщины не хотели давать свое золото на изготовление тельца и приняли активное участие в пожертвованиях.
В дополнение к этому женщины обладают особой связью с Освобождением: как в египетском освобождении, будущее Освобождение произойдет в заслугу женщин-праведниц. В будущем раскроется достоинство женского аспекта. По этой причине Ребе РАЯЦ занимался воздействием на женщин.
2. Достоинство женщин подчеркивается самим Освобождением, преимущество которого подчеркивается с связи с его завершением его освобождения. Трактат по хасидизму, который Ребе РАЯЦ указал изучать в день его сокрытия из мира, связан с днем кончины его бабушки Ривки, а продолжение его в день кончины его матери Штерна-Сары, женщин-праведниц. Это также подчеркнуто началом трактата: «…сестра моя, невеста» и его содержанием: привлечение Божественности вниз, создание «жилища в нижних» [см. подробней в беседе].
Завершение работа главы поколения — завершение работы всего поколения (общины Израиля, жены), когда из Израиля «убираются» праведники. И это «убирание» — ради поднятия в Освобождении.
3. Нужно связать это с недельной главой «Бо»:
Всевышний поднял Моше к «фараону» со стороны святости. Это намекает на отношение поднятия до уровня «прорвутся… все света» к времени его сокрытия из мира. Более того, «прорвутся и раскроются все света» — итог работы предыдущего Ребе служением по освещению мира Торой и заповедями, что подчеркивается в заповеди зажигания субботних и праздничных светильников женщинами.
Зажигание светильников происходит при наступлении субботы и праздника. Более того, наступление субботы и праздника происходит благодаря этому зажиганию, что подчеркивает итог служения в будние дни. Подобно этому итог служения главы поколения: в субботу главы «Бо», когда «прорвутся и раскроются все света».
Это подготовка к будущему Освобождению.
4. Достоинство женщин подчеркнуто главой «Бешалах»: большая радость женщин при выходе из Египта и большая уверенность в том, что этот выход состоится.
Имя Мирьям происходит от слова «горечь» — наибольшая горечь изгнания началась с момента ее рождения. Освобождение произошло, благодаря тому, что Мирьям прочувствовала горечь изгнания. Ее пророчество было об освобождении, которого она ожидала.
Соответственно горечи изгнания было величие радости Освобождения, когда полностью осуществилось пророчество Мирьям.
5. Достоинство женщин еще более подчеркивается отрывком из книги Пророков: «И спела Двора…». Вообще, чтение отрывка из книги Пророков после чтения Торы связано с изгнанием. (Когда запретили читать Тору, начали читать Пророков — сюжеты, подобные недельной главе). Подчеркивание достоинства женщин, в основном, касается времени изгнания, то есть достоинства служения праведных еврейских женщин, в заслугу которого выходят из изгнания в Освобождение.
6. В начале отрывка из книги Пророков есть намеки на наиболее существенные детали служения женщин, в заслугу которых наступает Освобождение.
Двора изготовляла фитили для Мишкана в Шило. Этому подобна деятельность женщин по зажиганию светильников в «домашнем святилище» каждого еврея, освещающее дом и его окружающее и весь мир. «А сидит она под финиковой пальмой…» — так, что невозможно уединение с ней, — достоинство скромности, — основа, на который опирается существование всего дома Израиля.
В завершении отрывка из книги Пророков сказано: «И спокойно было в Земле 40 лет». Благодаря служению следующих путем Дворы праведных женщин, заслуживают «покоя в Земле» при вхождении в Землю в истинном и полном Освобождении, связанном с числом 40.
7. Урок и указание и передача сил на служение еврейских женщин и девушек в нашем поколении.
«День прославления» предыдущего Ребе, включая близлежащие дни, являющийся также «днем прославления» его бабушки и его матери, — время в особой степени подходящее для прибавления во всех идеях работы еврейских женщин, чтобы оно происходило в духе праведных ребецн, благодаря чему произойдет также продолжение их жизни. А поскольку в заслугу праведных женщин нашего поколения приходит Освобождение истинное и полное, то «они живы» (не только образом «…как они живы, так и…») буквально в простом смысле, в частности [если учесть, что] праведники и праведницы встают при воскрешении сразу.
Особо это подчеркнуто в этом году: «…будет год чудес во всем», «во всем, из всего, все». Числом этого года подчеркивается достоинство праотцов, которым Б-г «дал попробовать наподобие будущего мира». Включая и в особенности достоинство праматерей, подобное полноте Будущего: «Женское начало окружит мужское», «Хорошая жена — венец своего мужа».
5752 — буква «нун» (50) связана со словом «сад». «Пришел Я в сад…», — полнота этого достигается в Освобождении, когда «суть Шхины» раскрывается в «нижних».
8. Особое и главное указание, касающееся песни.
Наподобие тому, как это было в египетском освобождении, женщины должны быть уверены, что в буквальном смысле сразу и моментально придет Освобождение, вплоть до того, что сразу начинают песнь с бубнами и плясками, вплоть до наступления Освобождения!
Более детально. Вместе с исходящими из горечи по поводу продолжительности изгнания молитвой, просьбой и требованием, обращенными к Б-гу, — привести Освобождение в буквальном смысле сразу и моментально, приходящими к выражению в исходящем из глубины сердца крике: «До каких пор!» — они [женщины] должны быть пронизаны исходящим из полной уверенности в том, что «Вот этот (Король Мошиах) приходит» и уже пришел чувством великой радости, приходящей к выражению в песне!
И еще, и главное, чтобы моментально и сразу все евреи поют десятую песнь будущих времен, которая будет песней в мужском роде — песнь в честь Освобождения, после которого не будет порабощения.