СБП. Дни Мошиаха! 14 Тамуза 5784 г., суббота недели Пинхас | 2024-07-20 15:25

Бесконечный танец «постижения Б-га» в грядущем мире

Мы будем прогрессировать каждый день и каждый час. То, что вчера мы могли постичь лишь абстрактно, сегодня мы будем понимать конкретно. То, что вчера было в скрыто, сегодня будет постигнуто, каждым на своем уровне.

Перевод:Д. Беляев 26.01.2023 862 мин.

Начнем с шутки. Однажды директор цирка вошел в трактир и увидел людей, столпившихся вокруг забавного зрелища. На стойке трактира стоял перевернутый горшок, на котором танцевала утка. Это так поразило директора цирка, что он тут же решил купить утку. После некоторых переговоров утка была продана за огромную сумму в размере 10 000 долларов!

Через два дня директор вернулся в трактир. Он был в ярости и кричал трактирщику: «Ваша утка — это чистой воды обман! Я посадил ее на перевернутый горшок, а она не танцует!» Трактирщик спокойно спросил: «А вы зажгли под горшком свечку?».

Что вы знаете?

На этой неделе мы будем изучать недельную главу «Бешалах», в центре которой — рассечение моря и благодарственная песнь Всевышнему. Вот почему эта суббота называется «Шабат Шира». Благодарственная песнь Всевышнему — первая песня, записанная в Торе, хотя в мидраше мы учим, что первая песня в Торе приписывается Адаму, когда он был прощен за грех плода древа познания добра и зла в субботу. Он сразу же сказал: «Песнь на субботний день, хорошо славить Г-спода», но эта песня не записана в Торе.

Наши мудрецы находят множество намеков в этой благодарственной песне Всевышнему. Например, имя Б-га «Йуд-Кей-Вав-Кей» встречается девятнадцать раз, что соответствует количеству благословений в молитве. Еще одна вещь, которую мы рассмотрим подробнее, связана со словами «Это мой Всесильный, и я восславлю Его», из которых наши мудрецы учат, что «служанка видела при раскрытии моря то, что не видели пророки», даже Йехезкель бен Бузи, который удостоился высочайшего пророческого постижения в истории мира, называемого «колесницей» («меркава»), за исключением, возможно, постижений при даровании Торы.

В мидраше также говорится, что откровения Всевышнего при чуде раскрытия моря не идут ни в какое сравнение с тем, что откроется нам с приходом Мошиаха и наступлением Освобождения (Геула). О словах «Это мой Всесильный» в мидраше сказано («Шмот раба» 23:15): «Сказал Святой, благословен Он, еврейскому народу: в этом мире вы сказали «Это мой Всесильный» передо Мной один раз. В грядущем (мире) вы произнесете его два раза, как сказано (Йешаяу 25:9): «И скажет (народ) в тот день: Вот, это Всесильный наш, на которого мы надеялись, и Он спасет нас! Это — Б-г, на Него уповали мы, будем же веселиться и радоваться помощи Его!»

На первый взгляд, этот мидраш вызывает недоумение. Что такого в том, что слово «это» сказано два раза? Как из этого стиха можно узнать, что раскрытия в Дни Мошиаха будут еще более впечатляющими? Большинство людей скажут, что повторение чего-то надоедает, раздражает и не имеет смысла, или… это отговорки? В конце трактата «Таанит» (31а) приводится подобное толкование и мудрецы сравнивают его со стихом в Йешаяу — это немного проясняет эти вопросы.

Гемара говорит: «В грядущем (мире) Святой, благословен Он, сделает танец для праведников, и Он сядет среди них в Ган Эден, и каждый из них укажет на него пальцем». В качестве доказательства Гемара приводит приведенный выше стих из книги Йешаяу. Ребе в удивительном объяснении отмечает, что первое «это» совершенно не похоже на второе! Если мы на мгновение остановимся и снова рассмотрим стих, то увидим, что между первой половиной стиха и второй есть много различий, которые научат нас существенной разнице между первым употреблением слова «это» и вторым.

Во-первых, слово «это» в начале стиха относится к имени «Всесильный» (Элоким), тогда как второе «это» относится к имени Б-г («Йуд-Кей-Вав-Кей»). В первой части стиха есть вступление: «Вот, это Всесильный наш», чего не сказано во второй части. Первая часть заканчивается выражением «и Он спасет нас», тогда как вторая часть стиха заканчивается выражением «помощи Его».

Что же скрывается за этими тремя различными выражениями и чему они учат нас в отношении истинного и полного Освобождения?

Начнем с того, что в процессе постижения Всевышнего есть два основных пути.

Первый путь называется «позитивным постижением», т.е. когда человек может воспринять разумом саму суть, он схватывает и хорошо понимает «характеристики» (т.е. постигает что-то, схватывая разумом его суть) рассматриваемого им предмета.

С другой стороны, существует второй способ, называемый «постижением того, что нельзя сказать о…», когда саму суть чего-то невозможно охватить разумом посредством прямого и позитивного постижения, а скорее посредством «постижения всего того, что нельзя сказать о…», потому что это ему противоречит (постижение того, чем это не является). Таким образом, можно получить приблизительное небольшое понимание того уровня, который обсуждается.

Знать то, чего не знаешь

Например, есть некоторые проявления Всевышнего, которые были привнесены в нашу реальность и достигли уровня, доступного человеку, которые могут быть поняты через «позитивное постижение» с примерами и ассоциациями из физического мира и человеческой жизни, то есть вещи, которые мы можем охватить своим разумом, но теперь мы постигаем их действительную природу. В отличие от этого, те проявления Всевышнего, которые находятся за рамками природы, не постижимы в мире интеллекта, поскольку интеллект ограничен, а Б-г безграничен. Эти возвышенные понятия можно постичь, только исключив все то, что мы уже знаем и схватили разумом, то есть чем больше мы знаем, чем это не является, тем больше у нас потенциальных предположений о том, чем это является.

Согласно учению хасидизма «позитивное постижение» ассоциируется с проявлением Всевышнего под Именем «Элоким», числовым эквивалентом слова «природа», которое указывает на уровень святости, воплощенный в конечной реальности природы и сотворенного бытия. С другой стороны, «постижения всего того, что нельзя сказать о…» обычно ассоциируется с именем «Б-г», которое указывает на уровень святости, находящейся над природой, Тот, Кто «был, есть и будет» одновременно, без разделений и ограничений во времени и месте, чем природа не обладает.

Теперь мы можем объяснить, чему учит нас Гемара об Освобождении и что содержится в выражениях стиха в Йешаяу. Для начала, в грядущем (мире) мы будем не только постигать, но и видеть. Мы увидим своим разумом, а в конечном итоге и чувствами, все понятия и уровни, о которых мы до сих пор читали в книгах. Это можно узнать из слова «это» — показать пальцем и сказать: «Вот это!» Все, что мы понимаем, мы сможем увидеть и указать на это.

Затем, повторение слова «это» и повторение выражения в стихе в Йешаяу указывает на различные виды постижения Всевышнего, о которых мы говорили ранее. Первая часть стиха указывает на «позитивное постижение»; мы постигнем (и увидим) имя «Элоким» до такой степени, что будем называть Его «наш Б-г». Б-г, которого мы так хорошо понимаем, становится «нашим», частью нашей сущности! Это также хорошо раскрывает двойное «вот» и «это» перед и после имени Б-га. Это подчеркивает связь, единение и нашу близость к тому, что мы понимаем и видим.

С другой стороны, во второй части стиха говорится о «постижения всего того, что нельзя сказать о…», связанного с (проявлением Всевышнего) как Б-га, поэтому здесь не сказано «вот», так как это проявление Всевышнего все еще остается сокрытым от нас и за пределами нашей реальности.

Мы увидим этот уровень, но это будет в виде абстрактного восприятия, как если бы кто-то увидел нечто необыкновенно потрясающее, о чем он и не мечтал. Он видит это, но это настолько необыкновенно для него и находится за его пределами.

Это также является причиной разницы между «спасет нас» в первой части стиха и «помощи Его» во второй половине.

Первая часть описывает близость к нам и нашему миру восприятия, поэтому спасение, которое наступает в результате этого Б-жественного откровения, описывается как «Он спасет нас», наше индивидуальное и коллективное спасение в соответствии с нашими нуждами и особенностями нашего существования.

Вторая часть, которая описывает Б-жественное раскрытие за пределами нашей способности охватить разумом и знать непосредственно, ведет к совершенно иному уровню спасения. Это помощь Самого Всевышнего, помощь, которая вызвана раскрытием Его сути, превышающей все конечные пределы сотворенных существ.

Полное постижение Б-жественных вопросов произойдет именно в будущем (грядущем мире). Этот необыкновенный уровень постижения описывается в Талмуде как «хоровод», который Б-г устроит для праведников. Этот танец представляет собой круг, без начала и конца. Этот бесконечный танец в Освобождении учит нас тому, что мы никогда не останемся на одном уровне, как в процессах «позитивного постижения», так и в процессах «постижения всего того, что нельзя сказать о…». Мы будем прогрессировать каждый день и каждый час. То, что вчера мы могли постичь лишь абстрактно, сегодня мы будем понимать конкретно. То, что вчера было в скрыто, сегодня будет постигнуто, каждым на своем уровне. И тогда то, что казалось нам повторением маленького слова, станет источником вдохновенной жизни в мире познания Всевышнего.

История

Мы закончим рассказом, который научит нас важности «кругового танца» Торы — жизненности и бесконечного роста в изучении Торы. Рав Хаим-Шолом Дайч удостоился своей второй аудиенции у Ребе Короля Мошиаха в 5734 (1974) году:

Он был ответственным за учебный центр «Цемах-Цедек» в Иерусалиме. Перед встречей с Ребе он передал брошюру со словами Торы, которую они опубликовали. Ребе сказал: «Стоит прибавлять в углубленности в будущем», т.е. в будущих публикациях надо добавлять больше углубленности в словах Торы. На аудиенции р. Дайч спросил Ребе, что он имел в виду под этим ответом.

Ребе объяснил, что в Любавичах и Кременчуге (в обоих городах были йешивы ХАБАДа) не было центром по изучению Торы для женатых евреев. Мы создали эти центры для тех людей, у которых есть тяга к учебе, чтобы у них была возможность продолжать учиться. В конце концов, это превратилось в «беззаботную» жизнь». Хотя «они добросовестно выполняют свою работу», приходят вовремя, но где же тяга к учебе?». Ребе сказал это так решительно, что и р. Дайч почувствовал, как сильно его это волнует.

Затем Ребе сказал: «Тяга к учебе — это когда он идет по улице и останавливает еврея, чтобы поделиться с ним размышлениями, к которым он только что пришел». «Я видел сборник, — продолжил Ребе. — Кто-то с хорошей головой задает вопрос и дает хороший ответ, но я не вижу тяги к учебе. Не для этого мы основали эти центры!»

Темы: Бешалах
Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter