Великий ученый талмудист р. Яаков бен Ашер (1270–1343) подчеркивал, что во всех главах второй, третьей и четвертой книг Торы непременно упоминается имя Моше. Исключением является одна лишь глава «Тэцаве».
В Торе рассказывается о грехе сотворения золотого тельца. Моше, который в то время находился на Синайской горе, было сказано: «…Оставь Меня, пусть возгорится гнев Мой; Я уничтожу их и сделаю тебя великим народом». Но Моше не «оставил». Он вторично поднялся на гору Синай исключительно для того, чтобы вымолить прощение евреям.
Среди приведенных им доводов был и личный ультиматум: «Если не простишь им грех, то сотри меня из книги, написанной Тобою». Такова была реакция Моше на перспективу создания от него нового народа взамен уничтожения за грех золотого тельца.
И хотя благодаря настояниям Моше евреям было даровано относительное прощение, тем не менее, слова, вышедшие из уст праведника, непременно должны были оказать действие. Они частично исполнились в нашей главе, в которой имя Моше не упоминается. Надо, однако, заметить, что не упоминается лишь имя Моше. Вся глава построена в виде обращения Всевышнего к Моше, и, начиная с первого стиха, давшего имя главе: «А ты вели («тэцаве») сынам Израилевым...», Моше в ней присутствует самым явным образом. В чем смысл демонстративного изъятия именно имени Моше, и почему именно таким образом Моше намеревался протестовать против сурового приговора, вынесенного евреям? И вообще, как мог Моше, который настолько дорожил Торой, настолько слился с ней, что она стала называться его именем, потребовать изъять из нее свое имя ради тех, кто дерзко нарушил одну из самых главных ее заповедей?
Даже самопожертвование должно иметь какую-то логику!
Согласно каббале и хасидизму, имя человека выражает не саму сущность души его, а те ее ступени, которые имеют отношение к телу или к другому человеку. До облачения в тело душа имени не имеет. До осуществления контакта с другим человеком имя не нужно и им не пользуются. Это значит, что сама сущность души, которая скрыта за теми ее оболочками, которые вступают в контакт с телом или другим человеком, пребывает выше имени.
Моше был един с Торой, но это единство касалось лишь тех ступеней его души, которые связаны с понятием имени. Сокровенной сутью своей Моше был един с еврейским народом, которым был назначен руководить. Это единство глубже и сильнее его единения с Торой. Поэтому, когда евреи пали нравственно, совершив грех идолопоклонства, Моше было сказано: «Спустись и ты со своего величия». И это — несмотря на то, что в момент грехопадения он находился вдалеке, на Синайской горе, и не мог быть осужден даже за косвенное соучастие. В связи с этим глубоким душевным единством преданность Моше евреям была сильнее преданности Торе («Сотри меня из книги Твоей»). И поэтому Моше готов идти на самопожертвование даже ради тех евреев, которые оторвались от Торы и сознательно попирают ее законы.
Теперь можно понять, почему в главе «Тэцаве», где отчасти исполнилось требование Моше «стереть его из книги», не упоминается лишь имя его, та ступень его души, что поглощена Торой. Сущность же Моше, которой он составляет единое целое с каждым без исключения евреем, ощущается в этой главе еще более, чем в других главах Торы, и даже отражена в заглавии главы. Ибо, готовясь ради евреев поступиться самым дорогим для него, Моше проявил свою подлинную суть, которая выше категории имени.