14 Хешвана 5782 года, четвертый день недели, гл. Вайера

Почему Тора показывает нам родословную Пинхаса до Аарона?

Когда мы видим, что кто-то делает хорошие дела, даже если у нас есть доказательства, что он делает это ради выгоды, мы не имеем права унижать его или насмехаться над ним.

1072 (0)
Источник: «Ликутей Сихот» том 8, стр. 160-170
Почему Тора показывает нам родословную Пинхаса до Аарона?
Почему Тора показывает нам родословную Пинхаса до Аарона?

В начале нашей главы РАШИ цитрует слова: «Пинхас, сын Элазара, сын Аарона-коэна» и комментирует так: «Так как евреи из других колен насмехались над ним и говорили: посмотрите на сына Пути, отец его матери кормил бычков для идолопоклонства, а он убил главу колена еврейского! Поэтому Тора показывает нам родословную Пинхаса до Аарона».

Ребе Король Мошиах спрашивает, почему РАШИ решил остановиться на этих словах? Ведь ранее Тора уже упомянула родословную Пинхаса такими же словами: «Пинхас, сын Элазара, сын Аарона-коэна». Зачем Тора повторяется? Затем РАШИ объясняет, что евреи из других колен насмехались над Пинхасом, поэтому Тора опять упоминает его происхождение от Аарона.

В связи со этим Ребе задает несколько вопросов:

1. Откуда РАШИ взял, что все евреи из других колен насмехались над Пинхасом? Пинхас убил главу колена Шимона. Не логичнее ли было бы предположить, что только колено Шимона насмехалось над ним?

2. Итро не только кормил бычков для идолопоклонста, но он сам служил всем идолам на свете. Если колена уже насмехались над Пинхасом, почему они не упомянали это факт?

3. Почему сказано «отец матери», когда можно было просто сказать «дедушка»?

4. Почему РАШИ подчеркивает, что у Пинхаса хорошая родословная «до Аарона»? И более того — почему он не упоминает Элазара, что тоже добавило бы заслуги Пинхасу?

5. Если РАШИ пишет «до Аарона», то почему не прибавляет «коэна»?

6. Вообще, в чем состояла претензия колен к Пинхасу? Если они считали, что Пинхас не имел права убивать Зимри из-за того, что они не знали закона или из-за того, что они не верили, что Пинхас действительно искренне приревновал ко Всевышнему, то они должны были говорить что он убийца, а не просто насмехаться над ним. Если же они считали, что он убил справедливо, то какое вообще было место для насмешек?

Ребе объясняет так:

Оказывается, что колена насмехались над Пинхасом (именно все колена, а не только колено Шимона) потому, что хотели встать на защиту всех евреев и даже Моше-рабейну! На глазах Моше и на глазах всех евреев Зимри привел в свой шатер нееврейку. И среди всех евреев только Пинхас приревновал за Всевышнего! Какое неуважение ко всему еврейскому народу и самому Моше-рабейну! Наверняка, — думали они, — причиной таким действиям послужило что-то другое, а не искренняя ревность ко Всевышнему. Ага! Так ведь отец его матери кормил бычков для приношения в жертву идолам! В таком поведении — кормить животных для того, чтобы потом зарезать — есть определенная жестокость. Поскольку отец его матери по природе был жестокий человек, это передалось его внуку Пинхасу.

При этом евреи подчеркивали, что он убил главу колена. Убить главу колена — это еще большая жестокость, ведь глава заботиться о нуждах всего колена. Есть разница между тем, кто убил и кто погиб — Зимри добрый, а Пинхас жестокий. Вообще, жестокие люди всегда ненавидят больше добрых.

Возникает вопрос: но ведь Аарон, который по своей природе был очень добрый, тоже был дедушкой Пинхаса. Так как же евреи могли сказать, что Пинхас такой жестокий именно из-за второго дедушки Итро? РАШИ объясняет это, называя Итро не только дедушкой, а отцом матери. По природе внуку передаются больше черты отца матери, чем черты отца. Если женщина является инициатором в зачатии, то рождается мальчик, поэтому Пинхас больше походил на мать, а не на отца. А у его матери больше проявились черты ее отца Итро.

На это Всевышний ответил, что Пинхас — сын Элазара, сын Аарона-коэна и вся его ревность была из-за того, что он сын Аарона, а не внук Итро. У него проявились черта Аарона мирить, поэтому именно Пинхас пробудился для того, чтобы помирить евреев со Всевышним. По этой причине РАШИ подчеркивает родословную Пинхаса именно по Аарону, пропуская Элазара, ведь чтобы ответить на жалобу евреев, достаточно только упомянуть, что Аарон стремился к миру, но при этом не обязательно говорить, что он коэн, потому что нам важна его природа, а не должность.

Скрытый смысл Торы служит нам указанием. Когда мы видим, что кто-то делает хорошие дела, даже если у нас есть доказательства, что он делает это ради выгоды, мы не имеем права унижать его или насмехаться над ним. Есть закон, что если человек занимается Торой и заповедями для выгоды, он в конце концов придет к тому, что будет делать ради их самих. Еще можно привести комментарий из тайной части Торы, что еврей всегда делает ради Всевышнего.

Опубликовано: 05.03.2010

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter