Начнем с шутки. Лиса пришла ко льву и говорит: «Послушайте, я должна пойти в отпуск!» «Если ты уйдешь в отпуск, — сказал лев, — я не гарантирую, что ты сможешь вернуться на свою должность лисы». «Мне все равно, мне нужны две недели отпуска», — заявила лиса и ушла. Через две недели лиса пришла ко льву. Лев говорит: «Должность лисы занята. Пока она не освободится, ты можешь поработать на должности кролика». «Ладно, — сказала лиса. — Если выбора нет, я согласна на должность кролика». Прошел месяц, в течение которого лиса ползала по канавам, ела салат и морковь, и каждый раз, когда она высовывала нос из норы, хищники норовили ее съесть. Как-то раз лиса встретила кролика. Кролик бесстрашно прогуливался по окрестностям, ел мясо и наслаждался открытым воздухом. Лиса спросила его: «А ты не боишься хищников?» «Нет, — ответил кролик. — Я же на лисьей должности». «Минуточку, — сказала лиса, — я — лиса на должности кролика, а ты — кролик на должности лисы?» «Да», — сказал кролик. «Ну, вот кто это все придумал?» — спросила лиса, полностью сбитая с толку. На что кролик ей ответил: «Вот такое всегда получается, когда на должности льва находится осел…».
«Я с тобой» в изгнании
Недельная глава «Ницавим» — одна из ключевых глав, связанных с Освобождением. Стихи из этой недельной главы приводятся РАМБАМом как первое доказательство (в том числе и первое по значимости!) того, что приход Мошиаха укоренен в Торе, и поэтому: «Всякий, кто не верит в него или не ожидает его прихода, отвергает не только предсказания пророков, но слова самой Торы и Моше, учителя нашего. Ибо сама Тора свидетельствует о Мошиахе (в нашей недельной главе): «И возвратит Б-г Всесильный твой, пленников твоих, и умилосердится Он над тобою, и вновь соберет Он тебя от всех народов… Если будет твой удаленный у края небес, оттуда соберет тебя Б-г Всесильный твой, и оттуда возьмет Он тебя. И приведет тебя Б-г Всесильный твой».
На это место есть потрясающий и вдохновляющий комментарий РАШИ, который предоставляет огромную духовную поддержку каждому еврею в его «духовной работе» (служение Всевышнему) и в его личной жизни в это время. РАШИ хочет объяснить сложное место в написании этого стиха. Казалось бы, в стихе должно быть написано «вэ-эйшив», а не «вэ-шав». Все-таки Б-г вернет еврейский народ в Землю Обетованную через полное Освобождение. Почему же сказано: «Он возвратится»?
Более того, слова «Б-г Всесильный твой» также могут показаться избыточными. Ранее в стихе говорится, что еврейский народ вернется ко Всевышнему (месяц Элул, помните?). «И возвратишься ты к Б-гу Всесильному твоему, и слушать будешь Его гласа», и в результате, мера за меру, Б-г вернет тебя домой. Безусловно, подобно тому, как возвращение было «к Б-гу Всесильному твоему», так и награда придет от «Б-га Всесильного твоего». Зачем повторять это?
РАШИ объясняет: «Наши мудрецы выводят отсюда, что присутствие Всевышнего как бы пребывает вместе с Израилем в бедствии их изгнания; и когда они избавлены, Он как бы велит писать об избавлении Своем, (т.е.) что Он возвратится вместе с ними». Это означает, что в эпоху Освобождения Б-г не только вернет нас из изгнания, но и Сам вернется вместе с нами. Почему? Потому что Он — ваш Б-г! Наш Б-г, при любых обстоятельствах, в любое время, везде и всегда!
Это звучит восхитительно и воодушевляюще. Как же хорошо осознавать, что Творец со мной даже в самые трудные, самые тяжелые времена. Даже когда мне кажется, что я одинок, Он со мной!
В учении Любавичского Ребе ШЛИТА Короля Мошиаха каждому комментарию РАШИ придается огромное значение, и Ребе раскрывает удивительные аспекты даже в тех комментариях РАШИ, которые состоят из двух слов или цитаты из перевода на арамейский язык, но к такому комментарию РАШИ, как этот, в котором речь идет об взаимоотношениях между евреем и Б-гом и который связан с Освобождением, он относится с особым вниманием. Ребе дает такое объяснение, какое может дать только он…
Не углубляясь во все вопросы, остановимся на одном, главном. Почему РАШИ пишет: «Наши мудрецы выводят отсюда, что присутствие Всевышнего как бы пребывает вместе с Израилем в бедствии их изгнания». Отсюда? Есть конкретный стих в псалмах Давида (91:15), который много раз произносят в молитве, стих, который знает каждый ребенок: «С ним Я вместе в беде».
А если кто-то скажет, что «пресловутый пятилетний ученик» еще не учил Псалмы, напомните ему, что он уже наверняка выучил недельную главу «Шмот», в которой РАШИ объясняет то, почему Б-г открылся Моше из куста, а не с дерева, потому что «с ним Я вместе в беде». Б-г находится с нами в изгнании, поэтому, если мы пребываем в «кусте», колючем пустынном растении, испытывая муки изгнания, то также и Он! Тогда почему РАШИ говорит «отсюда»? Что уникального в этом конкретном стихе?
«Я с вами» в Освобождении
Обычно, когда мы говорим, что Б-г с еврейским народом, это означает, что Он проявляет Себя чудесным, а не естественным образом. Например, головокружительный успех, которого добились праотцы в течение своей жизни, наперекор всем ожиданиям и предположениям, показал всем, что «Б-г с тобою во всем, что ты делаешь» («Берейшит» 21:22, слова Авимелеха, обращенные к Ицхаку); то же самое относится и к нам в изгнании. Способность пережить все тяготы изгнания, преследования и попытки уничтожения еврейского народа на протяжении последних двух тысяч лет свидетельствует нам о том, что есть Б-г на небесах, и Он спасает нас здесь, на земле. Как говорится в мидраше: «Один ягненок среди семидесяти волков, и он жив!». Еврейская способность преодолевать любые невозможные препятствия демонстрирует нам, что Б-г с нами также и в изгнании!
Все это хорошо и прекрасно, но в вышеприведенный отрывок из «Ницавим» это не вписывается. В стихе подчеркивается, что «Он возвратит… пленников твоих», вместе с вашими пленниками, в том же состоянии, что и вы. Это означает, что перед Освобождением Б-г находится в том же состоянии, что и еврейский народ. Б-г (будто бы) ограничен, в изгнании и покинул Свой дом, испытывает лишения, беспомощен до такой степени, что не может помочь (даже) Себе, а тем более нам. Поэтому РАШИ подчеркивает, что речь идет о чем-то другом. Здесь Тора объясняет нам, что Б-г с нами в «горести их изгнания». Б-г Сам переживает муки изгнания. Он знает, каково это — не иметь дома и крыши над головой, ведь у Него тоже их нет!
Именно этим наш стих отличается от стиха в псалмах и от истории с горящим кустом. «С ним Я вместе в беде» учит нас о безграничной любви Б-га к еврейскому народу. Когда им больно, Ему тоже больно. Он разделяет их беды и страдания, и поэтому Он раскрывается в терновом кусте, который как бы колет Его. Но это еще не говорит о том, что Он находится в изгнании. Это еще не говорит о том, что Он изгнан из Циона, из Гуш-Катифа и с вершин холмов. Суть сводится к тому, что нам больно, и Он разделяет нашу боль. Мы ведь тоже понимаем боль других народов, и это не мешает нам пить кофе с тортом, верно? Разделить боль — это одно, а действительно испытывать изгнание — совсем другое!
Именно это — новая идея в недельной главе «Ницавим». До этого момента мы не знали, насколько Б-г с нами, на сколько Он страдает так же, как и мы. Он ограничен, у Него не хватает путей и средств. Он как будто не контролирует ситуацию. Он действительно находится в изгнании! Но, минуточку, если все так и есть, то Освобождение никогда не наступит (не дай Б-г), потому что если Б-г действительно находится в изгнании, то «тот, кто заключен в тюрьму, не может освободить сам себя», так кто же выведет нас отсюда?
Именно поэтому РАШИ добавляет: «И когда они избавлены, Он как бы велит писать об избавлении Своем, (т.е.) что Он возвратится вместе с ними». Прежде чем Б-г поставил Себя в эту ситуацию, Он написал план, четкие инструкции, что власть, которая есть у ангелов-министров наверху и у народов внизу, существует только в течение ограниченного периода времени, до Освобождения. Как только этот период времени закончится, Освобождение Б-га наступит автоматически, потому что у них больше не будет контроля. Это означает, что в момент наступления Освобождения не будет никаких подвохов. Ни у кого из ограничивающих министров не будет разрешения остановить нас. Никто не будет мешать или задерживать Его Освобождение. А как же еврейский народ? «Он возвратится вместе с ними!» Б-г не уйдет один. Пока хоть один еврей находится в изгнании, присутствие Всевышнего тоже будет оставаться в изгнании. «И возвратит Б-г Всесильный твой пленников твоих» — вместе с твоими пленниками, вместе с нами!
Знание того, что Б-г здесь, с нами, в самом прямом смысле слова, даже когда Он «терпит муки изгнания» и не просто разделяет нашу боль, а переживает ее, обязано вселить в нас огромное воодушевление (как впрочем и дать пинка), чтобы мы закатали рукава и принялись или продолжили работу по приближению Освобождения прямо сейчас!
В завершении расскажем историю, которая иллюстрирует, что Б-г с нами, даже когда нам кажется, что это не так. Праведные братья, рабби Зуша из Аниполи и рабби Элимелех из Лижанска были брошены в местную тюрьму, очевидно, совершенно необоснованно. Мало того, в центре камеры поставили ведро, которое должно было служить им туалетом. Поэтому братья не могли изучать Тору и молиться.
Рабби Элимелех очень хотел помолиться. Поскольку в этой ситуации, в соответствии с еврейским законом, ему это было запрещено, он начал плакать.
«В этом нет ничего плохого, — сказал рабби Зуша. — Тот же Б-г, Который сказал, что мы должны молиться — это Б-г, Который сказал, что нельзя произносить слова молитвы в нечистом месте. Действительно, нельзя молиться, но можно исполнить другую заповедь, а заповеди нужно делать с радостью. Давай танцевать и радоваться!»
Братья начали танцевать, и шум донесся до их надзирателей. Услышав шум, старший надзиратель спросил о причине шума. Ему ответили, что это связано с ведром в их камере. Начальник разгневался и приказал: «Немедленно уберите ведро!» Тюремщики убрали ведро, и наступила тишина, а братья начали молиться…