СБП. Дни Мошиаха! 19 Нисана 5784 г., суббота недели Ахарэй | 2024-04-26 22:00

У горящего куста

Однако при этом всё же необходимо прояснить, почему Всевышний не приказал Моше снять обувь ещё до того, как тот ступил на святую землю?

Перевод:Моше-Залман Забродин 15.01.2023 757 мин.

«Не приближайся! — сказал [Г-сподь]. — Сними обувь с ног, ведь место, на котором ты стоишь, — святая земля это!» («Шмот» 3:5).

Всевышний дал Моше два указания: первое — не подходить ближе, а второе — снять обувь с ног, чтобы не стоять обутым даже на том месте, на котором он стоял в тот момент, как сказано: «Место, на котором ты (уже) стоишь, — святая земля это».

Необходимо понять, почему Б-г сначала не приказал Моше убрать проблемную ситуацию, в которой Моше уже находился, стоя в обуви на святой земле. То есть почему не было сначала указано снять обувь, а только после этого — не приближаться (к горящему кусту)?

Знай, что во всей Торе Всевышний выразил свой подход и желание, которые заключаются в том, что то, в отношении чего Он особо строг — это именно нарушение запретительных заповедей, поскольку нарушение запретительных заповедей наносит вред душе. И эта идея заложена в строке («Коэлет» 12:7): «И дух возвращается… к Тому, Кто дал его». Объясняя этот стих, наши мудрецы, благословенной памяти, сказали (трактат «Шабат» 152б): «Верни свой дух (Всевышнему) в состоянии чистоты, как Он дал его тебе в состоянии чистоты». Что же касается повелительных заповедей — благодаря их исполнению душа приобретает дополнительное благо, но за неисполнение повелительных заповедей (в этом мире) не полагается наказания, за исключением нескольких повелительных заповедей, таких как пасхальное жертвоприношение и обрезание.

В ситуации с Моше, которую мы обсуждаем, Всевышний дал Моше две заповеди: один запрет и одно повеление. Запрет: «Не приближайся сюда». В оригинале данное повеление звучит «Аль тикрав…», а наши мудрецы, благословенной памяти, сказали в трактате «Эрувин» (96а), что везде, где обращение в Торе начинается со слов «пэн» и «аль» — это запрет. А повеление, которое получил Моше: «Сними свою обувь». Поэтому если бы Моше приблизился «сюда» (то есть к горящему кусту), он нарушил бы запрет. Однако если бы он не снял обувь, то несмотря на то, что это не было бы уважительным поведением по отношению ко Всевышнему, этим Моше нарушил бы только позитивную заповедь. А известно, что в Торе Всевышний помещает охрану запретов перед соблюдением повелений, как сказано («Дварим» 4:6): «И храните, и соблюдайте их», а также «Хранить и соблюдать» («Дварим» 28:13), и «Соблюдал он мои охранительные заветы и заповеди мои» («Берейшит» 26:5). Поэтому и в случае с Моше Он сначала дал ему более строгое указание: «Не приближайся», и только затем повеление: «Сними свою обувь», чтобы тем самым оказать уважение месту, которое свято.

Однако при этом всё же необходимо прояснить, почему Всевышний не приказал Моше снять обувь ещё до того, как тот ступил на святую землю? В качестве возможного ответа на этот вопрос можно сказать, что до того, как Моше ступил на землю, которая свята, приказывать Моше снять обувь не было достаточно значимым, чтобы только лишь для этого выделять специальное речение, но Всевышний хотел обратиться к Моше и приказать ему снять обувь только в связке с запретом не подходить ближе.

Также можно сказать, что место стало святым только впоследствии, после того, как Моше снял свою обувь. То есть, когда Всевышний пожелал заговорить с Моше там, где он стоял, и назначить Моше посланником, чтобы тот вывел евреев из Египта, Он сначала захотел сделать ту землю святой, и поэтому сперва приказал Моше снять обувь. В подтверждение этому объяснению можно привести то, что в Торе сказано: «святая земля это (в ориг. — «она»)», в то время как достаточно было сказать «эта земля свята».

Употребление слова «она» указывает на процесс в настоящем времени, то есть на то, что до сих пор она не была святой, а становится святой она только сейчас.

[Ор а-Багир отмечает, что после того, как Всевышний приказал Моше снять обувь, Он сделал паузу, и только после того, как Моше снял обувь, Он сказал: «Земля, на которой ты стоишь — святая земля это».]

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter