СБП. Дни Мошиаха! 9 Адара II 5784 г., третий день недели Ваикра | 2024-03-18 22:52

Мошиах «придет», чтобы раскрыть свет Всевышнего всем нам

Как нельзя перелить сок из чаши в узкую бутылку, нельзя объяснить квантовую физику пятилетнему ребенку, точно так же и обычный еврей не может воспринять это возвышенное, раскрытие Всевышнего.

732 (0) мин.

Начнем с шутки. Инспектор из министерства здравоохранения посетил один из приютов для умалишенных в округе. Он совершал обход вместе с директором и в одном помещении увидел полную ванну, а рядом с ней — пластиковую ложку и одноразовый стаканчик.

Инспектор спросил директора: «А это для чего?»

Директор ответил: «Это вступительный экзамен. Людей ведут сюда и просят опорожнить ванну. Исходя из их ответа, мы узнаем, нужно ли их принимать или нет».

Инспектору понравилась идея, и он сказал: «Хорошо! Я полагаю, что наиболее сообразительные берут чашку и с помощью нее вычерпывают воду из ванны».

Директор сказал: «Нормальные люди вынимают пробку из слива. В какую палату вы хотите — с видом на океан или без?»

Не иди, а приди

Первый стих нашей недельной главы «Бо» повествует о том, как Б-г велел Моше прийти к фараону. Всевышний сообщает ему, что фараон не послушает его, «ибо ожесточил Я сердце его и сердце слуг его, дабы совершить Мне все эти знамения мои на них». Тогда для чего Моше должен прийти к фараону?

РАШИ говорит: «И предупредить его». Но это не совсем подходит, потому что если фараон в любом случае не послушает, зачем Моше идти и предупреждать его?

Кроме того, недельная глава «Бо» — это глава, в которой мы выходим из Египта. Название недельной главы должно отражать ее содержание — наш выход из Египта. Как название главы «Бо» отражает идею Освобождения? Казалось бы, наоборот, название «Бо» указывает на то, что Моше находился на более низком уровне чем фараон. Моше нужно идти к фараону, в то время как фараон не нуждается в Моше. Фараон находится в своем дворце, сидит на своем троне, окруженный охраной и богатством, а Моше нужно прийти к нему и убеждать его прислушаться к словам Б-га.

Мы должны сказать, что в этой задаче «прийти к фараону» есть нечто большее, что-то таинственное, что позволит понять то, о чем мы спрашивали выше. Кроме того, из этого можно будет понять, чему мы можем научиться в этой связи в отношении Освобождения (Геулы). Этот скрытый аспект можно найти в словах книги «Зоар» на начало нашей недельной главы. «Зоар» спрашивает, почему Б-г говорит Моше: «Приди к фараону», а не «Иди к фараону». Слово «приди» применимо больше к тому, что вы хотите позвать кого-то туда, где вы находитесь. Если же вы хотите отправить кого-то куда-то, уместнее будет сказать «иди».

«Зоар» объясняет, что Моше боялся идти один к фараону, и Б-г сообщил ему, что Он пойдет вместе с Моше. Он уже там, и только нужно самому Моше прийти! Почему Моше боялся этого злодея фараона? «Зоар» объясняет, что фараон воплощает в себе высочайшее раскрытие Всевышнего, которое находится за пределами всех допустимых ограничений и возможностей разума. Слово «прия» на святом языке означает откровение через раскрытие (как в процедуре «прия», совершаемой во время обрезания). Фараон, чей источник находится в высших сферах, представляет собой бесконечное откровение, которое Моше не может охватить, поэтому Б-г сказал ему: «Приди к фараону» — Я с тобой. Этими словами Б-г дает Моше особую силу, чтобы его физическое тело смогло вместить это возвышенное раскрытие и остаться в живых.

Именно в этом, согласно учению хасидизма, заключалась истинная цель этой миссии Моше: не просто предупредить фараона, а получить еще что-то. Выполняя эту миссию, Моше получил силу возвыситься над ограничениями природы и разума, подняться до состояния Геулы, состояния, в котором окружающая действительность мира ничего не значит, и благодаря этой чудесной, бесконечной силе он может сделать то, что до него никто не делал: вывести еврейский народ из Египта!

Какое слово указывает на эту необыкновенную силу привести Освобождение (Геулу)? Слово «Бо». Это маленькое слово означает, что Б-г был с Моше в самых сложных обстоятельствах, и именно это дает ему силы… быть освобожденным и привести Освобождение!

Возникает вопрос: почему один Моше? А как же остальной еврейский народ? Неужели они не заслуживают такого раскрытия Всевышнего?

Приходи один, приходите все

Понять этот секрет мы сможем на примере воронки. Как нельзя перелить сок из чаши в узкую бутылку, нельзя объяснить квантовую физику пятилетнему ребенку, точно так же и обычный еврей не может воспринять это возвышенное, раскрытие Всевышнего. Необходима воронка или, на языке хасидизма (говоря о Моше и еврейских лидерах, которые следовали за ним до Мошиаха), «мемуца мехабер» — связующий сосуд.

Учение хасидизма объясняет, что между этими двумя отдаленными уровнями должен быть связующий их сосуд. Каждый сосуд должен содержать полярные противоположности: верх и низ, как воронка, узкая с одной стороны и широкая с другой. Моше был таким сосудом. Наши мудрецы утверждают, что он был «до верхней половины тела был человеком, а верхняя половина тела была подобна Всевышнему» (верхней половиной тела прилеплен к Всевышнему) — еврей, который жил в нашем мире, но был соединён со Всевышним настолько, что про него можно было сказать, что его верхняя половина тела — это Создатель. Он — тот, кто может раскрыть бесконечное откровение еврейским душам, которые имеют ограничения.

Наши мудрецы учат нас, что «первый освободитель — это последний освободитель». Секрет воронки, с которым можно сравнить Моше, — это секрет воронки, с которым можно сравнить Мошиаха. Возможность соединить этот физический мир с самим Создателем так, чтобы он стал жилищем для Творца, можно достичь только с помощью силы Мошиаха.

Мошиах — это связующий сосуд. С одной стороны, он — король из дома Давида, человек, рожденный от матери и отца. С другой стороны, он связан и является частью высочайшего духовного уровня, поскольку наши мудрецы говорят, что душа Мошиаха еще более возвышенна, чем душа Адама! И именно Мошиах может реализовать эту наивысшую связь в самом полном проявлении!

История

В заключение мы расскажем о встрече с фараоном нашего поколения, которая смогла состояться только благодаря посланнику Любавического Ребе Короля Мошиаха ШЛИТА. Это был 1979 год, год после иранской революции. Иранцы взяли в заложники сотрудников американского посольства в Иране, и весь мир был прикован к этой волнующей драме. После долгих усилий со стороны ООН иранцы согласились разрешить визит небольшой группы религиозных людей. Ребе использовал свое влияние, чтобы в группу выбрали главного раввина Мексики, р. Авраама Хершберга, поскольку иранцы не хотели пускать ни американцев, ни израильтян.

Некоторые пытались отговорить его от поездки в Иран в такой напряженный момент, поэтому он решил посоветоваться с Ребе. Прежде чем согласиться на приглашение быть участником группы, он посоветовался с Ребе и рассказал о своих опасениях. Ребе убедил его совершить поездку и напомнил, что он также должен взять с собой несколько свечей, чтобы вместе с еврейскими заложниками зажечь менору на предстоящий праздник Ханука.

Это немного озадачило рабби Гершберга, поскольку он не знал, есть ли среди сотрудников посольства евреи, а до Хануки оставалось более двух месяцев, и он думал, что вернется гораздо раньше.

В итоге поездка была отложена и состоялась за два дня до Хануки. Визит в блокированное посольство был намечен как раз на зимний праздник язычников, который в тот год совпал с Ханукой. Рабби Гершберг расспросил сотрудников и получил ответ, что там один еврей, но оказалось, что на самом деле там было шесть евреев. Евреи были поражены тем, что раввин посетил их с особым визитом, да еще и с менорой. Они пришли еще в больший восторг, когда узнали, что в Нью-Йорке есть Ребе, который знает о них и хочет что бы они все вместе зажгли менору.

На следующий день после посещения посольства представители религиозных организаций были приглашены на массовую пятничную молитву в главную мечеть Тегерана, на которой присутствовал верховный лидер аятолла Хомейни. В какой-то момент все прихожане встали на колени, а затем склонились в молитве — кроме раввина Хершберга и иранского раввина, раввина Йедидии Эзрахиана. После этого разгневанный мулла спросил: «Почему вы не проявили к нам уважения?» Почему вы не преклонились, как это делали священники?»

«Эти священники приехали из Сирии и Ливана и знают арабский язык, — объяснил раввин Хершберг. — Но я не понимаю, о чем идет речь. Наша Тора повелевает нам: „Не преклоняйтесь“, так как же я могу кланяться, если я не знаю, для чего кланяюсь?»

Мулла ушел, но вскоре вернулся. «Аятолла просит вас об аудиенции». Оба раввина пришли к Хомейни. «Передайте второму раввину мою благодарность, — сказал Хомейни, обращаясь к р. Эзрахиану, — за то, что вы не пытались заискивать. Я уважаю то, что вы действовали в соответствии со своей верой».

Когда он перевел это раввину Хершбергу, тот ответил: «Это самый лучший момент! Попросите у него несколько минут, чтобы поговорить о нуждах иранских евреев».

Невероятно, но исламский лидер пригласил раввина к себе домой в королевский город Кум. Раввин обратился к аятолле с настоятельной просьбой прекратить преследование иранских евреев. Хомейни согласился.

Несколько месяцев спустя, в еврейский месяц Элул, в Тегеране был объявлен комендантский час. В Элул евреи обычно выходят из своих домов до рассвета каждое утро, чтобы прочитать специальные молитвы о раскаянии. Хомейни издал указ, согласно которому евреям, носящим талит и тфиллин, разрешалось выходить из дома в 4 часа утра, чтобы они могли произнести молитвы в синагоге.

«Только в самолете на обратном пути я начал осознавать только что происшедшее и понимать глубочайшую масштабность Ребе, — добавил раввин Хершберг. — Я был поражен не столько тем, что он знал, что я буду там на Хануку, сколько его чувством ответственности и любви к евреям, которых он никогда не встречал, и его решимостью отправить меня туда. Мы благословенны, что у нас есть такой лидер».

Опубликовано: 24.01.2023 Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter