20 Швата 5782 года, суббота недели, гл. Итро | 22-01-2022 17:33

Огненная монета

Простое приношение монеты не может служить искуплением такого греха, как идолопоклонство, но когда это приношение делается с теплом и радостью, исходящими из самой сущности еврейской души, тогда полшекеля могут стать искуплением даже таких грехов, которые затрагивают именно сущность души.

4795 (0)
Огненная монета
Огненная монета  

Сейчас начало месяца Адар. В эти дни во времена Бейт а-Микдаш — Священного Храма — обычно объявлялось о сборе налога в полшекеля с каждого взрослого мужчины еврея. Сбор этого налога основывался на повелении, которое Б-г дал Моше (Моисею): проследить, чтобы каждый еврей давал серебряную монету в полшекеля на строительство Святилища в пустыне, «для искупление своей души».

Моше не понял повеления Б-га. «Как может человек искупить свои грехи простым приношением в полшекеля?», — удивился Моше. Между тем он и раньше получал предписания относительно различных жертвоприношений и даров для искупления грехов, однако никогда прежде не выражал удивления в связи с тем, что человек может искупить свои грехи, исполняя практические предписания. Почему же он так удивился в этот раз?

Объяснение заключается в следующем: приношением «махацит а-шекель» (полшекеля) евреи должны были искупить свое идолопоклонство (поклонение золотому тельцу). Заповеди можно сравнить с органами тела. Одни органы несут специфические функции, другие — как, например, сердце или мозг — функции общего характера. Подобным образом некоторые заповеди носят «специфический» характер, в то время как иные — например, запрет на идолопоклонство («Да не будет у тебя других богов, кроме Меня») — жизненно важны, ибо касаются основополагающего единства Б-га и Его народа. Потому и удивился Моше: как могли полшекеля послужить искуплением такого серьезного греха, как идолопоклонство? Как мог еврей приношением серебряной монетки искупить свою душу — самую сущность еврейства, которая пострадала от поклонения золотому тельцу?

В ответ на удивление Моше Б-г показал ему огненное изображение монеты в полшекеля и при этом указал: «Вот такую монету они должны давать». Его ответ можно понять, обратившись к притче о подмастерье, который учился ковать золото и придавать ему нужную форму у деревенского кузнеца. Через несколько лет он открыл собственную кузницу, но как ни старался, не мог придать золоту нужную форму: оно оставалось все тем же бесформенным куском металла, как и до обработки. Очевидно, учитель просто забыл ему сказать, что под куском золота нужно разжечь огонь!..

В этом и заключался истинный смысл слов Б-га: «Они должны давать вот такую (т.е. огненную) монету». Действительно, простое приношение монеты не может служить искуплением такого греха, как идолопоклонство, но когда это приношение делается с теплом и радостью, исходящими из самой огненной сущности еврейской души, тогда полшекеля могут воистину стать искуплением даже таких грехов, которые затрагивают именно сущность души.

Опубликовано: 21.02.2004 Поддержите сайт www.moshiach.ru
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter