СБП. Дни Мошиаха! 7 Сивана 5784 г., пятый день недели Насо | 2024-06-13 10:36

Почувствовать по-настоящему — освобождение и раскаяние

Мы видим, что есть обязанность для любого из нас, кто нечаянно согрешил, записать это, чтобы принести лучшее животное в качестве жертвы за грех, когда наступит Освобождение.

Перевод:Д. Беляев 16.03.2023 610 мин.

Начнем с шутки. В молитве на новомесячье мы говорим: «Одного козла в жертву за грех для очищения вас». Наши мудрецы объясняют, что причина, по которой мы приносим эту жертву за грех, заключается в том, что Б-г говорит еврейскому народу, что Он как бы искупает этим козлом умаление Луны. Однажды, когда один глава йешивы литовского направления иудаизма упомянул об этом, один из его учеников спросил: «Но ведь козла приносит тот, кто согрешил ненамеренно?» Глава йешивы ответил: «Вы что, думаете, что Б-г специально грешит?!»

Понимание чувства вины

На этой неделе мы начинаем книгу «Ваикра», которая в основном посвящена принесению жертв. Среди различных видов жертв, описанных в нашей недельной главе, мы встречаем указание из ТАНАХа приносить грехоочистительную жертву («корбан хатат») за определенные грехи (4:27-28), если человек совершил их ненамеренно. «А если кто-либо согрешит неумышленно из народа земли, совершив (что-либо) одно из заповедей Г-спода, чего делать не должно, и провинится; если осознан им будет его грех, который он совершил, то принесет (в) свою жертву козу, без порока, самку, за свой грех, который он совершил».

За какие проступки человек должен приносить жертву за грех? РАШИ цитирует мудрецов: «Приношение за грех приносят только за такой проступок, запрет которого изложен [в Торе] в виде отрицательной заповеди, и умышленное нарушение которого влечет за собой наказание в виде преждевременной смерти от рук Небес».

Об этом же пишет РАМБАМ в начале законов о неумышленных нарушениях. Например, если кто-то не знал, что сегодня суббота, и по ошибке включил свет, он должен принести приношение за грех. Сегодня мы не можем приносить приношение за грехи, и поэтому «раскаяние» (так обычно переводится на русский язык слово «тшува») — это основное средство исправления любого совершенного нами греха (наряду с другими аспектами исправления, упомянутыми в книге Алтер Ребе «Послание о раскаянии»).

Однако может возникнуть интересный вопрос: какое постановление еврейского закона, если человек неумышленно совершил в наши дни грех, за который он обязан принести жертву за грех? Должен ли он будет принести эту жертву за грех, когда будет построен Третий Храм? Более того, в эпоху Освобождения придется ли нам приносить жертвы за все грехи, которые мы нечаянно совершили во время изгнания? Представляете, сколько овец и коз нам нужно было бы принести! Это же создаст большую пробку у входа в Иерусалим…

Интересно, что мы находим противоречие между талмудическими источниками и комментаторами. С одной стороны, Талмуд («Шабат» 12б) рассказывает о знаменитом мудреце по имени рабби Ишмаэль бен Элиша, который однажды в пятницу вечером читал при свете свечи (что запрещено мудрецами, потому что можно ее наклонить) и по ошибке наклонил ее. Тогда он написал записку: «Я, Ишмаэль бен Элиша, читал в субботу при свете свечи и нагнул ее. Когда будет построен Храм, я принесу лучшее животное в качестве жертвы за грех…».

И он такой не один. После него мы узнаем о рабби Элазаре, который сказал («Йома» 80б), что тот, кто ест (по ошибке, конечно) внутренний жир животного, который нельзя есть и нельзя варить в молоке в наши дни, должен записать количество, «чтобы не пришел другой раввинский суд и не увеличил размер части».

Согласно всем этим источникам, мы видим, что есть обязанность для любого из нас, кто нечаянно согрешил, записать это, чтобы принести лучшее животное в качестве жертвы за грех, когда наступит Освобождение.

С другой стороны, никто из авторитетных раввинов за все время не вывел из этого практическое указание. Ни РАМБАМ, ни «Шулхан Арух», ни даже РАМО не постановили, что существует обязанность записывать приношения за грех, которые вы должны. Единственный авторитетный раввин, который упоминает об этом, — «Маген Авраам» в п. 334 из законов субботы, да и то, он цитирует его немного необычно. «Был некто, кто совершил грех, требующий приношения жертвы за грех, и написал записку, что когда построят Храм, то принесет ее». Он не пишет, что это был рабби Ишмаэль бен Элиша, и не постановляет, что мы должны делать то же самое. Он даже не рассматривает это как существенный вопрос. Он упоминает об этом вскользь, в качестве второго или третьего пункта в своем комментарии. Если этого недостаточно, Алтер Ребе цитирует «Маген Авраам», как он всегда делает в «Шулхан Арухе», но не приводит это место!

Возникают вопросы: Почему Талмуд игнорируется? Почему никто не постановляет это? Почему нам не известен ни один величайший учитель Торы, который вынес такое постановление?

Чувствуете ли вы это?

Ребе Король Мошиах обсуждает эту тему и объясняет ее удивительным образом. Сначала Ребе цитирует рабби Моше из Трани, известного как МАБИТ. В своей книге «Бейт Элоким» он объясняет, что существует разница между временем существования Храм и временем после его разрушения. Во времена существования Храма Б-жественный свет открыто сиял в мире. Совершение греха, даже неумышленного, было подобно прямому восстанию против Б-га. Как сказано в Свитке Эстер: «Неужели еще и королеву насиловать (будет он) у меня в доме?» Совершить грех перед Б-гом? Это величайшая дерзость, какая только может быть, и она обязывает человека к жертвоприношению за грех.

Однако в изгнании, о котором сказано: «Не видим знамений наших», мы не видим и не слышим Б-жественности; совершение греха по неосторожности — это вовсе не бунт, поэтому жертва за грех не обязательна. Хотя таково объяснение одного из первых мудрецов, Ребе отвергает его по той простой причине, что рабби Ишмаэль согрешил после разрушения (Храма), поэтому он сказал: «Когда будет построен Храм, я принесу лучшее животное в качестве жертвы за грех…». Это бы указывало на необходимость приносить жертву за грех даже тогда, когда нет Храма.

Ребе предлагает гениальный ответ, который преподносит важный урок служения Всевышнему. Ребе выводит из текстового анализа формулировки РАШИ, что обязанность приношения жертвы за грех в наши дни существует только для того, кто абсолютно пронизан знанием и осознанием того, что Храм может быть отстроен в любой момент его жизни. По словам Ребе, в вопросе жертвоприношений все зависит от знания. Каждый умышленный грех — это результат знания. Даже непреднамеренный грех связан с каким-то знанием, потому что если человек ничего не знает, его грехи относятся не к категории «непреднамеренных», а к категории «вынужденных» или «глупых».

Ребе приводит доказательство из закона о «ребенке, плененном другими народами», который не знает Тору, законы субботы и праздников и т.д. Одно из мнений в Талмуде гласит, что он освобожден от всех грехов! Ему не нужно будет давать никакое приношение жертвы, когда он узнает, что он еврей. Почему? Потому что он не знал и не совершил греха ненамеренно.

[Хотя в еврейском законе нет такого постановления, сам факт существования такого мнения учит нас тому, что понимание греха является неотъемлемой частью обязанности принести жертву за грех].

Под нашим углом зрения, большинство наказаний в Торе, в том числе и принесение жертв, нереалистичные. Они отдалены и абстрагированы от нашей реальности. Поэтому эти наказания не так уж сильно нас впечатляют. Согласитесь, что если бы кто-то сказал вам: «Осторожно, если ты сделаешь это, тебе придется принести жертву», — вас бы это остановило? Это бы вас обеспокоило? Вряд ли…

Это потому, что нам не хватает базовых знаний (т.е. осознанного понимания этой реальности). Мы подобны «плененному ребенку», для которого суббота и праздник, наказание и принесение жертвы ничего не означают. Именно поэтому все наши непреднамеренные грехи освобождаются от жертвоприношения, потому что у нас нет элементарных знаний об этих обязательствах. Согрешивший человек, который хочет искупить вину, принеся жертву, должен «раскаяться благодаря своему осознанию», но у нас нет никакого осознания, поэтому как мы можем по-настоящему раскаяться?

Но тот, кто живет Освобождением, как рабби Ишмаэль бен Элиша, как рабби Элазар или р. Ошия, которые действительно ощущают тяжесть греха и чувствуют истинную обязанность, которую накладывает на человека этот или другой грех, только такие люди могут быть обязаны принести жертву.

Поскольку «Тора говорит о большинстве», авторитетные раввины не выносят такое постановление, потому что большинство евреев не достигли того состояния, когда их вера в строительство Храма (и в то, что они могут быть обязаны принести жертву влияет на их мысли, речи или действия, каждый день или минуту. Поэтому такие люди, подобно нам, освобождаются от обязанности приносить жертву за грех до тех пор, когда они действительно удостоятся почувствовать, увидеть и усвоить интенсивную святость при наступлении Освобождения.

Урок для нас очевиден. Мы должны стремиться к истине, стремиться достичь хотя бы подошв духовного уровня мудрецов, которые переживали и чувствовали, что Мошиах может прийти в любой момент.

В качестве иллюстрации мы расскажем историю, которую Ребе упомянул (вкратце) по этому случаю (6 Тишрея 5741 года). Однажды в Тверии раздался звук шофара. Все были уверены, что это шофар Мошиаха. Хасиды рабби Менахем-Менделя из Витебска (Городка) поспешили сообщить ему об этом. Он открыл окно и понюхал воздух снаружи. Затем он сказал хасидам, что не чувствует запаха Мошиаха, то есть он еще не пришел.

Хасиды объясняют, почему ему пришлось открыть окно, подчеркивая то, что для Ребе в его комнате Мошиах всегда присутствовал. Чтобы узнать, пришло ли Освобождение, он должен был открыть окно и узнать, что происходит снаружи!

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter