Однажды хасид задал духовному наставнику р. Шмуэлю Гронему вопрос по книге «Послание о раскаянии». Он сказал: «Алтер Ребе объясняет, что после разрушения Храма, когда у нас уже нет жертвоприношений, можно искупить грехи постом. Сегодня, когда поколения ослабли, пост нужно искупать раздачей денег на благотворительность. Но что делать человеку, если у него нет денег?» Рав Шмуэль ответил с улыбкой: «Для такого человека выход — не грешить».
Подчиняйтесь без вопросов
На этой неделе мы начинаем книгу «Ваикра», известную как «Учение коэнов». Там подробно говорится обо всех подробностях службы в Святилище, где главной работой были жертвоприношения. Одним из интересных моментов в теме жертвоприношений является повторяющаяся фраза «приятный аромат Б-гу», которая встречается в этой главе и во многих других главах (как ранее, так и позже в Торе). Что означает эта фраза и почему она упоминается именно в связи с жертвоприношениями? Какое указание есть в этом для нас?
РАШИ объясняет это так: «Мне было приятно с тех пор, как Я сказал, и Моя воля была исполнена». В комментариях к РАШИ говорится, что он хочет опровергнуть ошибочную идею, чтобы мы не думали, что Б-г получает удовольствие от физического запаха жертвоприношений, как если бы Б-г наслаждался запахом барбекю в Храме.
Ребе Король Мошиах не принимает это объяснение, утверждая, что тогда РАШИ должен был объяснить это в первый раз, когда эта фраза была использована еще в главе «Ноах»! Там возможность ошибиться была еще больше, потому что в стихе сказано: «И учуял Б-г приятный аромат», как будто Б-г имеет нос и обоняет им… А там РАШИ ничего не говорит!
Надо сказать, что намерение Торы (и РАШИ) совершенно иное. Каков здесь внутренний смысл и что мы можем узнать из этого о привлечении Освобождения?
Ребе объясняет, что ясно, что намерение Торы с «приятным ароматом» — это Б-жественное удовольствие и восторг в результате принесения жертвоприношения. Поэтому РАШИ не пришлось объяснять это в главе «Ноах», потому что каждый читатель понимает, что Ноах принес жертвоприношения, чтобы выразить свою благодарность Б-гу за спасение от Потопа. Конечно, эти чувства, выражавшие его благодарность, были угодны Б-гу.
Лингвистическая трудность, которую объясняет РАШИ, начинается в нашей главе, где упоминается повеление принести жертвоприношения. РАШИ приходит на помощь пятилетнему ребенку, который не понимает, в чем особенность заповеди жертвоприношения, непохожей на другие заповеди Торы. Почему Тора называет это «приятным ароматом»? Разве наложение тфиллин или соблюдение субботы не доставляют удовольствия Б-гу? Неужели кошерное питание и соблюдение законов чистоты менее важны, чем принесение жертвоприношений? Что такого особенного в заповеди жертвоприношения, что она доставляет удовольствие Творцу?
РАШИ объясняет это словами: «Я сказал, и Моя воля была исполнена». Заповедь жертвоприношения открывает что-то новое и уникальное в выполнении заповедей, чего мы раньше не видели, и именно это имеет «приятный запах»!
Многие комментаторы (фактически почти все) пытаются объяснить причину жертвоприношений и почему животных и птиц нужно приносить на алтарь, что звучит (особенно в нашем поколении) абсолютно по-язычески. РАШИ, цель которого — помочь нам понять эти простые вещи, не говорит об этом ни слова, что кажется странным, не правда ли?
Здесь мы видим глубокий смысл в словах РАШИ. Он намекает нам, что на самом деле нет никакой причины приносить животных на жертвенник и нет никакого глубокого намерения сжигать птиц! Б-г хочет, чтобы мы приносили жертвоприношения только потому, что «Я сказал, и Моя воля была исполнена!» Никакого объяснения, никакой причины, никакой цели; скорее, просто потому, что так повелел Б-г! Вот что в Торе подразумевается под «приятным ароматом», когда еврей приносит подношение, что звучит диковинно, только потому, что так повелел Б-г, это послушание и внутреннее подчинение вызывает у Б-га огромное удовольствие, больше, чем любая другая заповедь!
Когда не нужно повиноваться
Вопрос в том, чем жертвоприношения отличается от заповедей, у которых тоже нет причин? Это как раз и объясняет РАШИ. Исполнение подобных заповедей может быть двумя способами:
1) Человек выполняет заповедь, которую он не понимает, потому что тем самым он вселяет глубоко в себя «благоговение перед Б-гом», что ему нужно беспрекословно подчиняться Б-гу, понимает ли он это или нет. Исполнение таких заповедей показывает, что человеку есть какая-то польза. Он поднимается над ограничениями рационального мышления, чтобы его связь с Творцом была безграничной. Он все равно хочет что-то получить, выполняя заповедь, даже если это удовольствие или духовное вознаграждение.
2) Человек выполняет эти заповеди, потому что нет «я». Существование человека сводится к нулю, и он выполняет заповедь исключительно потому, что ему сказали, не принимая во внимание какую-либо выгоду или вознаграждение, которые могут быть получены.
Именно это подчеркивает РАШИ: «Я сказал, и Моя воля была исполнена». Воля Б-га исполняется как бы сама по себе, без какой-либо связи с существованием человека, выполняющего заповедь, и это преимущество, которое существует только с жертвоприношениями.
На основании этого, говорит Ребе, будет дан ответ на еще один простой вопрос. Почему в Торе фраза «приятный аромат» используется только для всесожжения, хлебного приношения и мирного приношения, а не для жертвы за грех, за вину или жертвы благодарения?
Ответ таков: жертва за грех, жертва за вину и даже жертва благодарения — это жертвоприношения, от которого человек получает пользу. Две первые искупают его, а третья выражает чувства благодарности за чудо, произошедшее с ним (как и у Ноаха). Именно поэтому Тора не называет их «приятным ароматом», поскольку в них отсутствует ощущение, что человек делает это исключительно для исполнения воли Всевышнего.
Во время хасидского застолья в субботу главы «Цав» 5742 года, Ребе сделал потрясающее заявление, которое касается и нас. Все это прекрасно и хорошо, что Всевышний творит для нас чудеса, и мы благодарим Его, но сейчас, в это трудное время, в котором мы находимся, когда «тьма покрывает землю», и столько испытаний и невзгод, материальных и духовных, каждое действие, совершаемые евреем, доставляют Б-гу особое удовольствие!
В том же году Ребе отпраздновал свое восьмидесятилетие и отметил, что в 80-й главе Псалмов певец Асаф обращается к Б-гу с жалобой: «Доколе будешь Ты негодовать на молитву народа Твоего?» Еврейский народ устал от трудностей изгнания. Как будто это написано сегодня в связи со сложившейся ситуацией в Израиле и мире.
Ребе заключает: хотя Б-г предписал изгнание, еврейский народ не подчиняется этому указу, а превращает изгнание в Освобождение!
Закончим мы двумя короткими рассказами об абсолютным подчинении, как и подобает хасиду. В один из визитов царя в Сибирь к нему подошел один из командиров и представил солдата, который самоотверженно ждал царя, пока у него не отморозились уши. «Десять лет каторги в Сибири!» постановил царь. Командир и окружавшие его солдаты были ошеломлены. Они уже завидовали медалям, которые, как они были уверены, вручат солдату. Вместо этого такое наказание! Царь объяснил: как мог солдат, ожидающий царя, замерзнуть? Само сознание и мысль о царе должны были согреть его!
Теперь с хасидским привкусом. Ребецн Хая-Мушка однажды «жаловалась» р. Йоханану Гордону, что у ее отца, Ребе РАЯЦа, были хасиды, а у ее мужа нет хасидов. Рав Гордон сказал: «Правда, у Ребе нет хасидов, как у Ребе РАЯЦа, но у Ребе есть солдаты!» Позже, когда р. Гордон проходил мимо Ребе, Ребе сказал ему: «Пусть твой разум успокоится, как ты успокоил ее разум!»