СБП. Дни Мошиаха! 20 Ияра 5784 г., третий день недели Бехукотай | 2024-05-28 06:17

Войти во тьму, чтобы добиться великого света Освобождения

Разве приезд Авраама не вызвал у населения антисемитских заявлений: «Это все из-за евреев! Всего один еврей пришел сюда, а уже нет еды, нет работы, начался голод!»

Перевод:Д. Беляев 22.10.2023 581 мин.

В то время, когда пишутся эти строки, народ Израиля борется за свое существование, и, с Б-жьей помощью, к тому времени, когда вы будете читать эти строки, абсолютная победа будет одержана над нашими врагами.

Начнем с шутки. Рина: «Моше, скажи мне, что ты делаешь?» Моше: «Ничего…» Рина (раздраженно): «Но именно это ты делал вчера…» Моше: «Ну, и что? Я же еще не доделал!»

Подниматься или спускаться?

Существует идея в учении хасидизма, что суть вещи содержится в ее названии. Это применимо также и к названиям недельных глав. Название недельной главы этой недели — «Лех Леха» — должно выражать внутренний смысл всех ее стихов, историй и уроков. Название «Лех Леха» («Иди себе») немного озадачивает. Куда я должен идти? Куда «себе», на которое ссылается стих? Почему Всевышний не говорит Аврааму: «Иди на землю, которую укажу тебе». Что означает добавление «себе»?

Рабби Моше Альших объясняет, и это раскрывается в учении хасидизма, что смысл стиха таков: «Иди к себе», достигни своей истинной сути и реализуй свой потенциал. Это означает, что праотцу Аврааму необходимо реализовать свой скрытый внутренний потенциал. Авраам достигнет глубинной сути своей души, исполняя волю Б-га и идя в землю Ханаанскую.

Однако, поскольку это название недельной главы, мы должны сказать, что каждая часть недельной главы выражает то же самое содержание, и каждая история в недельной главе призвана подчеркнуть самореализацию Авраама и его постоянное восхождение ко все более высоким вершинам.

Если это так, то возникает вопрос. Действительно, в начале недельной главы, по прибытии в Ханаан и продолжая идти на юг, Авраам приближается к месту, на котором пребывает Святой Храм в Иерусалиме и продолжает подниматься на более высокие уровни святости и духовности. Однако через некоторое время, всего через несколько дней после прибытия в Землю Обетованную, начинается голод, который вынуждает его спуститься в Египет, самое низменное место на земле. Сару похищают там и держат в заложниках у арабского тирана (звучит знакомо?) с титулом «фараон» (если хотите, можете назвать его другими именами…). Это поднятие на Святую Землю)? Это самореализация Авраама? Где здесь к себе, для себя?!

Кто-то может сказать, что это испытание, и, преодолев его, Авраам поднялся на еще более высокие уровни. А как известно, хасидское объяснение испытания, что пройдя его человек поднимается на духовные уровни, которых он не смог бы достичь иными способами. Так и Авраам «не огорчался и не жаловался», а поднимался все выше и выше. Таким образом, исполнилось «себе — для себя».

Однако Любавичский Ребе ШЛИТА Король Мошиах не поддерживает это объяснение. Ребе доказывает, что целью подъема Авраама было освящение и прославление имени Б-га. Мидраш сравнивает это с флаконом духов, который поставили в угол, и его аромат никуда не распространялся, поэтому никто не знал о его существовании. Что же сделал Б-г? Он переставлял флакон с места на место, и аромат распространялся. Так и с Авраамом: если бы он не путешествовал, имя Б-га не распространилось бы на устах людей. Только благодаря спуску в Египет (и другие места) имя Б-га было освящено через него и распространилось в мире.

Давайте остановимся на мгновение и задумаемся. Прибытие Авраама в Землю Израиля освятило имя Б-га или осквернило его (не дай Б-г)? Что бы вы сказали, если бы кто-то приехал, и в течение недели после его приезда экономика ухудшилась, инфляция взлетела вверх, а еды не было? Разве приезд Авраама не вызвал у населения антисемитских заявлений: «Это все из-за евреев! Всего один еврей пришел сюда, а уже нет еды, нет работы, начался голод!» Где же «иди себе»? Где освящение имени Б-га?

Продолжайте идти к свету

Путь Ребе состоит в том, чтобы смотреть вперед, а значит, не быть подавленным или сокрушенным трудными событиями. Это уникальный путь рабби Акивы, согласно которому «будущее перевешивает настоящее». Заглядывая в будущее, мы меняем свой взгляд на настоящее. Мы уже писали об этой потрясающей хасидской идее, а теперь представим ее в другом виде и с новым объяснением.

Существует два Талмуда — Вавилонский и Иерусалимский. Огромная разница между ними в том, что Иерусалимский Талмуд (несмотря на сложный арамейский язык) прямолинеен и ясен. В нем нет сложнейших вопросов, нет замысловатых рассуждений на одну тему, занимающих многие страницы. Есть вопрос, есть ответ и точка. И сразу вывод.

О Вавилонском Талмуде сказано («Санедрин» 24а): «Он поместил меня в темноту — это и есть Вавилонский Талмуд». Тот, кто изучает Вавилонский Талмуд, находится в темноте с бесконечными вопросами и запутанными спорами; он словно не может найти свой путь; вещи не сходятся, а темы кажутся неразрешимыми. Только благодаря огромным усилиям, ответам и изматывающим нервы решениям мы достигаем конца, какого-то понимания, какого-то света. Но именно в этих трудностях, исключительно в этих упражнениях толкования человек достигает глубины понимания, буквального смысла и сути еврейского закона. Поэтому, когда возникают разногласия между Вавилонским Талмудом и Иерусалимским Талмудом, закон выносится на основании Вавилонского Талмуда, потому что тот, кто справился со всей темнотой, знает, как выглядит свет!

Очевидно, что работа по изучению Вавилонского Талмуда, получение ответов на вопросы и на противоречия — неотъемлемая часть постижения глубины смысла закона, иначе и быть не может. К свету можно прийти только через полное искоренение тьмы!

Таким образом, присущая изучению Вавилонского Талмуда неясность является частью прояснения закона. Из этого мы учим, поскольку это относится к нашей теме, что всякий раз, когда есть спуск, который является абсолютной необходимостью для достижения подъема, спуск считается частью подъема!

Подобно тому как участие в разрешении запутанных вопросов является неотъемлемой частью итогового понимания, так и спуск Авраама в Египет и пленение Сары (слугами фараона) является неотъемлемой частью процесса, завершившегося словами «И взошел Аврам из Египта, грузен очень стадом, серебром и золотом!». Это означает, что даже спуск Авраама в Египет из-за голода и пленение Сары были частью «иди себе — к себе», потому что невозможно иначе!

Это также глубокий, важный урок для ситуации, в которой мы находимся сейчас, в канун Освобождения. Наши мудрецы говорят: «Поступки отцов — указание для детей». Святой «Зоар» учит, что спуск Авраама в Египет предопределил изгнание еврейского народа в Египет. Точно так же и с выходом: подобно тому, как Авраам взошел из Египта «грузен очень стадом, серебром и золотом», еврейский народ вышел из Египта «с большим богатством». Также как и с Авраамом, спуск был неразрывно связан с подъемом, так и наш взгляд на изгнание и освобождение должны измениться, и мы должны рассматривать изгнание как часть постоянного процесса подъема в направлении Освобождения.

Урок, который мы должны извлечь для себя в эти трудные времена, ясен как день. По словам Ребе Короля Мошиаха: «Когда мы оцениваем состояние мира, в котором мы находимся, — тьму, нарастающую изо дня в день… можно, не дай Б-г, отчаяться и подумать: откуда у нас возьмутся силы, чтобы преодолеть эту тьму? Ответ состоит в том, что все спуски и сокрытия — это всего лишь внешнее. Внутри же все наоборот. Во всех действиях Б-га в мире даже в тех вещах, которые выглядят как тьма и спуск, заложены совершенствование и возвышение мира. На самом деле, сам спуск — это подготовка и часть подъема».

Если только мы достойны увидеть это в видимом, явленном благе.

В заключение приведем небольшую историю, которая учит, как необходимо «идти к себе». В молодые годы рабби Менахем-Мендель из Коцка убежал из дома и пошел на службу к Хозе (провидцу) из Люблина. Его отец, рав Лейбиш, приехал к нему и закричал: «Как ты мог оставить обычаи своих отцов и присоединиться к хасидам?»

Рабби Менахем Мендель из Коцка ответил: «В Торе сказано: „Это Б-г мой, и я сделаю Ему жилище; Б-г отца моего, и я возвеличу Его“. Сначала сказано: „Это Б-г мой“, и только потом — „Б-г отца моего“. Сначала я должен найти Б-га моего, и только потом — Б-га, которого я получил от моих отцов».

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter