Несчастные ангелы или Как евреи получили Тору

10.11.2020 358 (2)
Перевод с англ.: Шолем Лугов Редактор: Йохевед Муравьева
Несчастные ангелы или Как евреи получили Тору
Несчастные ангелы или Как евреи получили Тору

Когда Моисей взошел на гору Синай, чтобы получить Тору, ангелы возмутились: «Почему Всевышний дает Тору грешным смертным? Он должен отдать ее нам, ангелам». Мидраш описывает опровержение Всевышним этого аргумента, ссылаясь на содержание недельной главы Торы («Вайера»). Когда Авраам оправился от обрезания, его посетили три ангела, принявшие человеческий образ. Авраам накормил их маслом и молоком вместе с мясом. Б-г опровергает аргумент ангелов: если Тора была им так дорога, почему же они ели молочные продукты вместе с мясными, ведь это строго запрещено Торой? Если у ангелов была возможность соблюдать заповеди Торы, но они не смогли этого сделать, это доказывает, что Тора не предназначена для них.

Ангелы были недовольны человечеством

Мидраш рассказывает, что когда Б-г создал Адама и Еву, ангелы запротестовали. Они утверждали, что люди недостойны существования из-за своей непостоянной природы и склонности ко злу. Когда Адам и Ева вкусили запретный плод Древа познания, несмотря на то, что им было сказано не делать этого, ангелы наслаждались этим моментом: «Мы же говорили об этом!»

И когда землю наполнили безнравственность и насилие, повлекшие за собой разрушивший мир потоп, ангелы вновь напомнили о своем возражении против создания человечества и заявили, что люди были обречены на провал эксперимента.

Спустя несколько поколений, когда Б-г решил доверить Свою драгоценную Тору «ненадежному» человеческому виду, ангелы вновь не смогли сдержать переполняющие их эмоции.

Но Б-г объяснил, что когда ангелы, облаченные в человеческие тела, показали в шатре Авраама, что они не могут устоять перед искушением смешивания молочных продуктов и мяса, они тем самым продемонстрировали, что не имеют права выносить приговор людям и отрицать передачу Торы именно им.

Тот факт, что еврейский народ мог претендовать на Тору и «отобрать ее» у ангелов из-за запрета на смешивание молока и мяса, предполагает, что этот запрет относится к самой сути вопроса о том, почему Б-г выбрал Авраама первым евреем и почему Он дал Тору на горе Синай именно его потомкам, а не ангелам.

Что такого особенного в том, чтобы не смешивать молочные продукты и мясо, чтобы этот факт стал оправданием и защитой на возражение ангелов и их просьбу скрыть от людей Тору?

Начало

Чтобы получить ответ на этот вопрос, мы должны вернуться к самому началу и понять, почему Б-г создал Вселенную. Мидраш говорит, что цель Б-га в Творении состояла в том, чтобы создать независимый мир, который по собственной воле выбрал бы Б-га. Мидраш формулирует это так: «Б-г желал обиталище в низших сферах».

Чтобы облегчить это начинание, Б-г создал разумных людей, наделенных свободой выбора между добром и злом. Человечество выполняет цель Б-га — сделать мир домом для Него, основываясь на учении Торы. Заповеди, которые мы выполняли с давних времен, значительно приблизили нас к осуществлению плана Б-га. Завершение же этого плана станет началом окончательного Освобождения — мессианской эры.

Однако для того, чтобы этот план имел шанс на успех, человечество должно было достичь трех предварительных целей.

1. Признание своей зависимости

Во-первых, человечество должно было доказать, что оно способно признать свою зависимость от Б-га, приняв Его власть и подчиняясь ей.

Адам и Ева с треском провалили первое испытание. Они бросили вызов повелению Б-га не есть от Древа познания. Они показали, что мир еще не готов к генеральному плану.

Однако Авраам и Сара справились с этой задачей. Они признали суверенитет Б-га, уничтожили идолов и подчинили свою волю Его воле, какими бы радикальными ни были Его требования.

2. Сосуществование в мире

Вторая задача, с которой человечество столкнулось до того, как Всевышний доверил миру генеральный план Торы и заповедей, заключалась в том, чтобы культивировать образ мышления, допускающий сосуществование в мире. Ни один план не может быть реализован людьми, которые не могут сосуществовать с другими. Мир, в котором каждый человек находится лишь и только для себя, никогда не сможет превратиться в мир Всевышнего. Если мы не способны ужиться друг с другом, как мы можем найти место для Б-га?

Каин, чья ревность к брату заставила его совершить убийство, также не прошел это испытание и провалил свой экзамен.

Ноах, напротив, обратил вспять неудачи Адама и Каина. Первые два испытания он выдержал превосходно: он глубоко уважал Б-га и мог сосуществовать с другими. Однако Ноах провалил третий экзамен.

3. Распространение среди других

Прежде, чем Б-г мог доверить Свой план миру, ему нужны были люди, которые справились бы с третьей, совсем непростой задачей: обладать способностью распространять эти ценности среди других. Для этого нужно иметь чувство ответственности за остальной мир; нужно заботиться о восприимчивости всего мира к Б-гу. Философия «живи и дай жить другим» не годится. Если бы мы не могли влиять на других и вдохновлять их, генеральный план никогда бы не стал реальностью.

К сожалению, Ноах не смог заставить кого-либо, кроме своих ближайших родственников, исправить свои пути и избежать гибели от вод потопа. Любавичский Ребе Король Мошиах объясняет, что, хотя Ноах скрупулезно следовал указаниям Б-га, ему не хватало сочувствия и эмпатии, так необходимых для вдохновения других.

Напротив, Авраам и Сара безупречно прошли это третье испытание. Они обладали глубоким чувством ответственности за весь мир и заставили тысячи людей пойти по их стопам. Поэтому Б-г выбрал Авраама и Сару в качестве прародителей людей, которым суждено было получить генеральный план на горе Синай.

Теперь мы можем видеть связь между запретом смешивать молочные продукты и мясо с дарованием Торы и отрицанием Б-гом аргументации ангелов.

3 причины запрета смешивания молока и мяса

Наши мудрецы дали три причины или послания, которые, как мы можем предположить, совпадают с тремя проблемами, которые были предпосылками к получению Торы:

Во-первых, не смешивать молочные продукты и мясо — значит отвергать идолопоклонство. В древности язычники готовили животное на молоке его матери. Чтобы максимально дистанцироваться от идолопоклонства, Тора хотела, чтобы мы дошли до крайности: не готовили, не ели и даже не получали никакой пользы от ритуала, связанного с идолопоклонством.

Эта причина еще раз указывает на то, как мы справились с первой проблемой, а именно — решительно и бескомпромиссно признали власть Б-га.

Вторая причина заключается в том, что приготовление молодой особи животного в молоке ее матери — это акт жестокости. Запрет был направлен на то, чтобы уберечь нас от любых следов жестокости и равнодушия по отношению к другим. Это соответствует второй проблеме сосуществования с другими.

Третья причина должна сделать нас более чувствительными к благополучию всего мира. Молоко и мясо представляют собой две противоположные природные и духовные силы. Смешивание этих двух веществ нарушает правильный баланс в мире. Когда мы воздерживаемся от смешивания молочных продуктов и мяса, мы демонстрируем нашу заботу обо всем остальном мире.

Когда ангелы не выдержали этого испытания и стали есть молочные продукты и мясо, они наглядно продемонстрировали, что не годятся для получения Торы; у них не было необходимой чувствительности к Б-гу, другим людям и к миру в целом.

Когда человечество доказало, что оно способно противостоять всем трем вызовам, выпавшим на его судьбу, Б-г дал еврейскому народу Тору, Свой генеральный план, чтобы показать им путь к превращению мира в настоящее жилище для Всевышнего.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Тора » Вайера (другие статьи):