СБП. Дни Мошиаха! 19 Ияра 5784 г., второй день недели Бехукотай | 2024-05-26 20:41

Оставить пустыню, чтобы войти в Землю Обетованную

Главная цель — связь с Творцом мира через исполнение Его воли, соблюдение Торы и заповедей. Проще говоря, в этом и заключается вся идея!

Перевод:Д. Беляев 10.07.2023 548 мин.

Сначала шутка. Араб подъезжает к израильско-иорданской границе на тракторе, а в ковше у него полно песка. Солдат, остановил его и был уверен, что он что-то перевозит в песке. Но, после осмотра ничего не нашел и пропустил араба.

На следующий день происходит в точности то же самое. Араб приезжает на тракторе, а ковш полон песка. Солдат думает, что тот что-то провозит, и обыскивает песок.

Так повторяется изо дня в день. В конце концов солдату это уже надоело, и когда опять появился араб, он спросил его: «Скажи мне, почему ты каждый день приезжаешь с песком?» Араб отвечает: «Переправляю контрабанду — тракторы».

Бегство из пустыни

На этой неделе мы начинаем книгу «Дварим», последнюю из пяти книг Торы. Недельная глава «Дварим» начинается с того, что Моше-рабейну произносит длинный монолог, рассказывая о событиях, начиная с исхода из Египта и до настоящего времени, когда они вот-вот войдут в Землю Обетованную.

Вступлением (или предисловием) к его речи является первый стих недельной главы, который гласит: «Вот речи, какие говорил Моше всему Израилю на берегу Ярдена, что до пустыни, что до степи, против Суфа, между Паран, и между Тофель и Лаван, и Хацерот, и Ди-Заав». Этот стих намекает на места, где еврейский народ согрешил, находясь в пустыне. Из уважения к Израилю Моше-рабейну не упоминает об этих грехах открыто.

На первый взгляд, этот стих весьма удивителен. Почему Тора называет место «на берегу Ярдена»? Берег Ярдена — это вовсе не конкретно определенное место. Это огромное пространство, которое включает в себя всю восточную сторону реки Иордан. Оно охватывает (по крайней мере) три отдельные царства: Эдом, Амон и Моав!

Представьте, что вы просите кого-то дать вам адрес человека, а он пишет, что тот живет в Бруклине или в Иерусалиме. Разве это вам чем-то поможет? Неужели Тора не могла дать более точное определение? Вопрос звучит еще серьезнее, когда мы читаем предыдущий, то есть последний стих книги «Бамидбар», где говорится: «Вот заповеди и правопорядки, которые заповедал Г-сподь… в степях Моава, у Ярдена, (против) Йерихо». Здесь указывается конкретное место, в отличие от нашей недельной главы.

В потрясающей беседе Ребе ШЛИТА подробно объясняет, что эта маленькая разница учит нас большому уроку. Разница между упоминанием места в конце «Бамидбар» и в начале «Дварим» учит нас разнице между первыми четырьмя книгами Торы и пятой. Она содержит в себе огромную разницу между «духовной работой» (служением евреев Всевышнему) в изгнании и с наступлением Освобождения!

Первые четыре книги рассказывают о прошлом, о том, что произошло, начиная с Сотворения мира и до прибытия на границу Земли Израиля. Книга «Дварим» посвящена подготовке еврейского народа к будущему. Моше-рабейну начинает последние приготовления к входу евреев в землю. Он говорит, наставляет и учит их тому, как завоевать землю и что им необходимо делать, чтобы остаться в ней. Это не повествование о пустыне, о прошлом; это повествование о настоящем и будущем; это повествование о том, что должно произойти.

Книга «Бамидбар» заканчивается перечислением сорока двух переходов по пустыне, поэтому она заканчивается заключительным переходом, степях Моава, у Ярдена, (против) Йерихо. Книга «Дварим» раскрывает окно в нечто новое, вхождение в Землю Обетованную, и что для нас сейчас актуально — это сообщить нам, что мы находимся «на берегу Ярдена», т.е. в непосредственной близости от Земли.

Вот аналогия, которую поймет только любавичский хасид. Представьте, что вы летите к Любавическому Ребе ШЛИТА Королю Мошиаху. Вы приземлились и едете в такси по направлению к «770». В тот момент, когда водитель поворачивает на Истерн-Паркуэй, вы восторженно восклицаете: «Мы на Истерн-Паркуэй!» Точное местоположение не имеет значения, точный адрес не важен; важно то, что мы на улице Ребе!

Другими словами, книга «Бамидбар» воплощает «духовную работу» (служение евреев Всевышнему) в изгнании, а переходы еврейского народа были направлены на то, чтобы очистить свое изгнание.

Поэтому Тора заканчивает книгу «Бамидбар» последним переходом, который указывает на окончательный и величайший «бирур» (очищение и исправление мира), от самых скрытых глубин нечистоты и самой внутренней сути зла — «степей Моава» — символизирующего самый высокий уровень нечистоты (и, следовательно, самый ужасный и отвратительный). Слово «степи» («арвот») происходит от корня, означающего вечер, темноту, сокрытие и отсутствие Б-жественного света («эрев»). В духовном плане «степи Моава» воплощают глубины зла и нечистоты народов мира или окончательное очищение, необходимое еврейскому народу для того, чтобы привести Освобождение.

Подготовка к входу

Книга «Дварим» воплощает вход в землю и наступление Освобождения, вовлеченность в абсолютное добро, без какой-либо связи со злом. Именно поэтому «Дварим» начинается с перспективы и места «на берегу Ярдена», места, которое представляет близость к добру и непосредственную близость к святости без какой-либо связи с клипой и нечистотой.

Тогда возникает вопрос: если будущее Освобождение основывается в первую очередь на «духовной работе» (служении евреев Всевышнему) в изгнании, если возвышенные откровения Освобождения приходят в результате очищения клипы, то почему бы не упомянуть очищение и исправление мира от зла? Почему бы не упомянуть «степи Моава?»

Здесь кроется глубокий смысл, который многих сбивает с толку. Учение хасидизма так часто учит нас о величии раскаяния и о важности подавления зла до его полного уничтожения, что мы можем подумать, что высшее достижение — это соприкосновение с тьмой и ее трансформация в свет, а не обязательно постоянное участие в святых делах. Или же мы можем подумать, что лучше сделать раскаяние за грех, чем не грешить вообще, тем не менее истиной является обратное!

Именно этому Тора хочет научить нас словами «на берегу Ярдена!». Хотя путь к Освобождению пролегал через «степи Моава», хотя нам пришлось очиститься от тьмы и зла, это не было желаемой кульминацией Освобождения. Высшее проявление Освобождения — это участие в делах святости, исключающее все остальное!

Совершенствование нравственных качеств — это хорошо, но это не цель. «Подчинение» и «преобразование» — это возвышенные вещи, но они не главное. Делать раскаяние — это прекрасно, но это не цель иудаизма.

Главная цель — связь с Творцом мира через исполнение Его воли, соблюдение Торы и заповедей. Проще говоря, в этом и заключается вся идея!

Поэтому, как только Тора «входит» в состояние Освобождения с книгой «Дварим», она перестает говорить о прошлом, об изгнании, которое включает в себя зло и нечистоту, хотя они уже очищены. С этого момента Тора говорит в категориях раскрытого добра как действительности по умолчанию.

Рука с неба

В завершение мы расскажем историю о раскрытом добре. Рассказывается о святом Баал-Шем-Тове, что однажды с Небес ему сообщили, что есть праведник, который служит Б-гу больше, чем он. Если бы он захотел, он мог бы встретиться с ним и убедиться в этом сам. Баал-Шем-Тов повторил это своим ученикам и пригласил их встретиться с праведником. Он попросил их пойти с ним в лес и спрятаться за деревьями, объяснив, что праведник раскроется перед ними.

В это время мимо проходил деревенский мальчик, который шел пасти своих овец. Никто не обратил на него внимания. Вдруг, к всеобщему удивлению, мальчик упал на колени и воскликнул: «Владыка Вселенной! Я так сильно люблю Тебя! Только Ты знаешь, как сильно я люблю Тебя! Но что я могу сделать, если я не умею молиться, не умею даже читать и не знаю, как учить Тору? Но есть одна вещь, которую я умею делать, — это играть на флейте. Так я и сделаю!»

Мальчик взял флейту и заиграл на ней изо всех сил в честь Б-га. От сильного напряжения мальчик потерял сознание. Через несколько минут он очнулся и воскликнул: «Владыка Вселенной! Я люблю Тебя. Я клянусь, что люблю Тебя. Что я могу сделать для Тебя? Знаешь, что? Я умею прыгать и кувыркаться. Вот что я сделаю для Тебя!»

Мальчик начал прыгать и кувыркаться в честь Б-га, и на этот раз он делал это до тех пор, пока не выбился из сил и снова потерял сознание.

Очнувшись, он воскликнул: «Владыка Вселенной, я люблю Тебя и хочу сделать Тебе подарок. Что я могу сделать, когда у меня нет денег? Вот, у меня есть одна монета, которую я хочу отдать Тебе. Ты можешь купить на нее все, что пожелаешь».

Мальчик подбросил монету в воздух, и с Небес протянулась рука и взяла монету. Подарок бедного мальчика был принят!

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter