СБП. Дни Мошиаха! 18 Нисана 5784 г., шестой день недели Ахарэй | 2024-04-26 10:40

Отношение фараона к египетским казням

Приведем порядок казней, постигших фараона (кроме казни первенцев).

Перевод: Моше-Залман Забродин 20.01.2023 611 мин.

«Фараон призвал Моше и Аарона. Попросите Всевышнего, — сказал он, — чтобы Он избавил меня и мой народ от лягушек, и тогда я отпущу народ [Израиля] принести жертвы Всевышнему» («Ваэра» 8:4).

Необходимо понять, почему в ответ на эту казнь фараон не развернулся и не отправился домой, как он сделал в ответ на первую казнь (кровью).

В случае с казнью кровью, фараон, увидев, что его чародеи также могут воспроизвести её, не просил у Моше и Аарона, чтобы они молили за него Всевышнего. Но ведь и в случае с этой казнью, казнью лягушками, чародеи фараона смогли её воспроизвести. Почему тогда в этом случае фараон обратился к Моше и Аарону, чтобы те просили за него о прекращении казни?

Ответом на это является следующее: слова самого фараона раскрыли его отношение к данной казни, а также к казням, подобным этой, когда фараон обращался к Моше, чтобы тот молился за него перед Всевышним. Это происходило только когда фараону боялся за свою жизнь, поскольку ему угрожала смертельная опасность.

Приведем порядок казней, постигших фараона (кроме казни первенцев).

Первая казнь — кровь. Во время этой казни жизни фараона не угрожала опасность. Что же касается воды, в которой фараон нуждался для утоления жажды, ее добывали для него, роя вокруг реки, или же он покупал питьевую воду у евреев. Поэтому в случае с этой казнью фараон не ощутил необходимости в том, чтобы Моше и Аарона просили Всевышнего о спасении от нее.

Вторая казнь — лягушки. В ней присутствовали два аспекта: шум, который производили лягушки и проникновение лягушек в животы египтян, как сказано (7:29): «И в тебя, и в твой народ поднимутся лягушки». Эта казнь спровоцировала панику и никто не был уверен в сохранности своей жизни, поэтому фараон сказал Моше: «Моли Всевышнего, чтобы Он убрал от меня лягушек», где под словами «от меня» подразумевается «из моего тела».

Третья казнь — вши. Несмотря на то, что фараон испытывал от этой казни большой дискомфорт, его жизни не угрожала опасность, как в случае с казнью лягушками, когда фараон опасался, что проникнув в его тело лягушка повредит его внутренние органы, тем самым нанеся ему смертельную травму. Поэтому, несмотря на то, что фараон осознал, что казнь вшами являлась «перстом Всевышнего», и его чародеи заявили, что не могут ее воспроизвести, тем не менее «укрепилось сердце фараона».

Четвертая казнь — нашествие диких зверей. Наводящие ужас зубы диких животных, которых Всевышний послал против фараона, взбудоражили его, он очень испугался за свою жизнь, поэтому он сразу послал за Моше и Аароном и сказал: «Идите, принесите жертвоприношения… Я отошлю вас… Молите за меня…»

Пятая казнь — мор. Поскольку эта казнь касалась только скота, фараон не переживал за свою жизнь, и не просил о том, чтобы эта казнь прекратилась. И несмотря на то, что фараон отправил посланцев, чтобы те посмотрели, страдает ли от этой казни скот евреев, и те увидели, что скота евреев данная казнь не касается, так что фараон понимал чудесную природу этой казни, он не принял это к сердцу и не обратился к Моше и Аарону за просьбой о милосердии.

Шестая казнь — язвы. Тут фараон также не просил о милосердии, поскольку эта казнь не представляла опасности для его жизни. Возможно, посредством этой казни, фараон ещё и получил почет, поскольку в Торе не упоминается открыто, что также и на теле фараона были язвы, сообщая только о том, что язвы были на чародеях фараона и на всем Египте. Позтом он не просил Моше молиться об окончании этой казни.

Седьмая казнь — град. Во время этой казни Всевышний послал с небес гром и пламя, и на Египет пал страх и ужас от мысли, что их может постичь то же, что постигло Содом и Амору. Поэтому в случае с этой казнью, сердце фараона было взволновано, и он сказал: «Всевышний праведен… Умоляйте Всевышнего».

Восьмая казнь — нашествие саранчи. В случае и с этой казнью, фараон обратился за просьбой о милосердии, и его собственные слова указывают на причину этого — страх за собственную жизнь, как сказано (10:17): «Умоляйте Б-га, чтобы Он устранил от меня только эту смерть». (Фараон боялся умереть от голода, поскольку весь урожай был истреблён саранчей).

Девятая казнь — тьма. Мы не встречаем в Торе, чтобы фараон просил Моше молиться об окончании этой казни. Возможно такое поведение фараона можно объяснить тем, что казнь тьмой состояла из двух этапов. В первые три дня казни для освещения он мог зажигать лампы и большие фонари, а в последующие три дня, когда тьма была осязаемой, и человек «не мог подняться со своего места», пойти и позвать Моше было просто невозможно. По окончанию же семи дней тьмы [каждая казнь длилась семь дней], фараон незамедлительно послал за Моше, и передал ему, что они могут идти, при условии, что оставят залог. Однако Моше не согласился с этим условием.

Фараон был потрясен этой казнью, но поскольку она уже закончилась, ему не пришлось просить Моше, чтобы тот помолился об её завершении.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter