СБП. Дни Мошиаха! 7 Кислева 5785 г., первый день недели Ваишлах | 2024-12-07 17:03

Поставить под вопрос изгнание, а затем «открыть глаза» для Освобождения

Когда еврей служит Б-гу на уровне Б-жественного видения, нет ничего в мире, что могло бы ослабить его преданность Б-гу, даже в удвоенной тьме изгнания, даже в море страданий, кровавых войн, погибших и трагедий.

Перевод:Д. Беляев 02.01.2024 0 476 мин.

Начнем с шутки. Мужчина приходит к врачу и рассказывает ему, что каждый раз, когда он смотрит в зеркало, его начинает тошнить. Врач отвечает: «Это хорошая новость! У вас отличное зрение!»

Задавая сложные вопросы

Недельная глава «Ваэра» начинается с ответа Б-га на вопрос Моше, заданный в конце предыдущей недельной главы: «Почему Ты содеял зло этому народу, почему Ты послал меня?» Ответ Б-га длинный: «И Я явил Себя Аврааму, Ицхаку и Яакову…» шесть длинных стихов, включающих множество тем; ответ, который, на первый взгляд, не имеет никакого отношения к вопросам Моше. Все комментаторы, и в первую очередь РАШИ, пытаются объяснить его.

Любавичский Ребе ШЛИТА Король Мошиах в удивительной беседе объясняет урок, который мы должны извлечь из этого диалога, как из жалобы Моше, так и из ответа Б-га. С невероятной простотой Ребе объясняет, что жалоба Моше была основана прежде всего на его страхе, что трудности изгнания и рабства негативно отразятся на служении еврейского народа, и поэтому он восклицает: «Почему Ты содеял зло?» К чему это в итоге приведет? После такого мрака и страданий может не остаться ни одного еврея, который верит в Геулу (Освобождение), ни один еврей не будет с нетерпением ждать выхода из Египта и дарования Торы…

Ответ Б-га состоит из одного слова: «[Я] явил». И все. Ответ не растягивается на шесть стихов и десятки слов.

Что это значит? Моше (в этой истории) воплощает «интеллект святости», в то время как Б-г учит его здесь еще более высокому уровню, который называется «Б-жественное видение». Б-г намекает Моше, что его жалоба оправдана только в том случае, если служение Б-гу исходит из сферы понимания, когда ты хочешь слышать и понимать; то, что в учении хасидизма называется «слышать». Для человека, который служит Б-гу в состоянии «видения» — «ваэра», как праотцы, — ничего не может ослабить его служение Б-гу. Почему?

Учение хасидизма объясняет, почему зрение превосходит слух, на основании правила из Талмуда: «Свидетель не может стать судьей». Когда человек сам что-то видит, это становится абсолютной реальностью для него, и все вопросы и доказательства в мире не смогут опровергнуть то, что он видел. С другой стороны, когда кто-то слышит что-то не из первых уст, то, хотя он и понимает это, и даже если он понимает это на сто процентов, все равно существует вероятность, что какой-то другой человек сможет опровергнуть истину этого вопроса вескими вопросами и основательными доводами, на которые у него не будет ответа.

Поэтому, если кто-то что-то видел, будучи свидетелем, он не может выступать в роли судьи, потому что не может видеть обвиняемого в положительном свете. Он сам видел, как обвиняемый совершил преступление. Хотя судья слышит много свидетельств о плохих поступках обвиняемого и полностью осознает тяжесть содеянного, он все же может принять во внимание вероятность его невиновности, потому что, в конце концов, он только слышал о его преступлениях, но не видел их.

Впечатляющий ответ

Это истинно и в служении Б-гу. Когда еврей служит Б-гу на уровне Б-жественного видения, нет ничего в мире, что могло бы ослабить его преданность Б-гу, даже в удвоенной тьме изгнания, даже в море страданий, кровавых войн, погибших и трагедий. Он служит своему Создателю до конца, абсолютно без притворства. Может быть, что разум порождает вопросы, и даже «интеллект святости», но когда видишь истину, препятствий не остается.

Есть еще одно преимущество в служении Б-гу через видение. Видение не требует времени, в то время как слушание требует много времени. Слух требует упорядоченного процесса, потому что невозможно услышать две детали одновременно, в то время как можно рассмотреть рисунок с множеством деталей за секунду. В служении Б-гу это выражается в количестве времени, которое требуется человеку, прежде чем он сможет подняться на ступень выше в своем служении Б-гу. Если он служит Б-гу «слухом», пониманием, ему нужно поработать над одной вещью, и только потом он может перейти к следующей, и так проходит еще много времени, пока он не достигнет третьего пункта в списке.

Служа Б-гу через видение, человек может быть занят всеми тремя вещами одновременно. Он может пропустить все длительные процессы за секунду. И когда еврей служит Б-гу таким образом, ничто не может встать на его пути: ни фараон, ни Египет, ни изгнание, ни трудности рабства! Это был ответ Б-га Моше — вы должны подняться до уровня «ваэра», Б-жественного видения!

Мы также можем многое узнать из жалобы Моше. Еврей не может примириться с изгнанием. Мы не можем относиться к нему как к данности: говорить себе, что хватит того, что мы учимся и молимся, хватит того, что мы выполняем заповеди в мире и изобилии, хватит того, что мы можем жить в Святой Земле и не обязаны жить среди народов и подчиняться их власти, зачем нам просить о Геуле? Зачем плакать об изгнании?

Моше был чрезвычайно умным. Он знал, что праотцы не задают вопросов Б-гу, и все же подверг себя опасности задать вопрос Б-гу. Очевидно, Моше говорил не просто так, не бездумно; он говорил от страха: «Почему Ты содеял зло этому народу?»

Что касается нас, то мы должны извлечь уроки из мольбы Моше и из ответа Б-га. Прежде всего, взывать: «Сколько еще ждать до завершения эпохи чудес?» К чему все эти страдания? Где же обещание, которое мы получили от главы поколения: «Вот-вот идет Мошиах?»

В то же время мы не можем позволить тьме изгнания ослабить нашу веру и ожидание Геулы. Мы должны служить Б-гу энергично, с верой, до такой степени, чтобы «увидеть» Б-жественность! Силы для этого мы получаем от… Авраама, Ицхака и Яакова; от праотцов, которые видели Б-га. Именно они дают нам силу видеть Его тоже. Это дается в наследство каждому еврею. По законам наследования статус наследника не меняет его права на наследство. Однодневный младенец наследует все, что было у завещателя, поэтому каждый еврей, независимо от того, кто он, может поднять себя на возвышенный и устойчивый духовный уровень, чтобы увидеть Б-жественность, потому что он получил эту способность в наследство от праотцов.

На это намекает и название недельной главы — «[Я] явил», а не «[Я] явил Себя Аврааму» или «[Я] явил Себя праотцам». Это призыв, в единственном числе, к каждому еврею, что ему нужно начать становится «ваэра», начинать служить Б-гу так, чтобы видеть. И если кто-то спросит его: «Как это возможно? Откуда у тебя силы? Он отвечает: «от Авраама, Ицхака и Яакова». У вас есть святые праотцы, которые проложили путь, и вы их наследник, так что их сила — это наша сила!

Алмаз бедняка

В завершение мы расскажем историю о человеке, который не позволил ужасной ситуации изменить его поведение и благодаря этому спасся. Это одна из историй, рассказанных рабби Нахманом из Бреслава в форме притчи.

Один бедняк зарабатывал на жизнь тем, что копал глину. Однажды он копал и нашел драгоценный алмаз. Он отнес драгоценность эксперту, чтобы тот оценил его. Эксперт сказал ему, что он настолько ценен, что в стране нет никого, кто мог бы заплатить ему столько, сколько он стоит, и он должен поехать в Лондон, где он сможет продать его.

Но человек был беден, и у него не было денег на поездку в Лондон. Он продал все, что у него было, и ходил по округе, собирая деньги, пока не сумел позволить себе отправиться по морю. Когда он добрался до порта, у него не осталось денег, чтобы заплатить за проезд на корабле. Он отправился к капитану корабля и показал ему драгоценность. Капитан с радостью принял его на борт и сказал ему: «Я уверен, что ты великий человек», — и отвел ему лучшую каюту, как и подобает такому великому человеку, с иллюминатором.

Бедняга был в восторге от своей драгоценности. Он наслаждался ею в основном во время еды. Он ставил ее перед собой и любовался ею.

Однажды во время еды, когда драгоценность лежала на столе перед ним, он задремал. В это время вошел каютный мальчик, взял скатерть с крошками и, не заметив, что на ней лежит драгоценный камень, вытряхнул его в иллюминатор.

Когда бедняга очнулся и понял, что произошло, он так растерялся, что едва не лишился рассудка. Что теперь? Капитан был опасным человеком, который мог убить его за то, что он не заплатил за поездку!

Он решил, что не позволит случившемуся изменить его поведение. Пока они плыли, капитан разговаривал с ним по нескольку часов в день, и в этот день капитан тоже подошел к нему. Бедняга вел себя как обычно, так что капитан не мог сказать, что что-то случилось.

Капитан сказал: «Я знаю, что ты мудрый и благородный человек. Я хочу купить много пшеницы и продать ее в Лондоне, чтобы заработать много денег, но боюсь, что скажут, будто я украл ее из королевской казны. Я бы хотел, чтобы товар был зарегистрирован на ваше имя, и я хорошо заплачу вам».

Бедняк согласился.

Как только они прибыли в Лондон, капитан умер, и весь товар остался у бедняка. Он стоил гораздо больше, чем драгоценный камень.

Мораль этой истории такова: не позволяйте обстоятельствам влиять на нашу уверенность в Б-ге.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter