15 Тишрея 5782 года, третий день недели, гл. Браха

Повторение Десяти Заповедей и Избавление

Подобно этому, в каждом поколении есть свой Моисей, передающий слова Б-га людям своего поколения. Синтез обоих Десяти Заповедей проявляется все сильнее от поколения к поколению.

927 (0)
Составил: Источник: «Двар Малхут» глава «Итро» 5752 г.
Повторение Десяти Заповедей и Избавление
Повторение Десяти Заповедей и Избавление

1. Десять Заповедей приведены в Торе дважды — первый раз в нынешнем недельном разделе «Итро» и второй раз — в разделе «Ваэтханан». Десять Заповедей — это основание и средоточие всей Торы а в Торе неимоверно важно каждое слово и каждая буква. Отсюда вывод, что повторение Заповедей дважды отнюдь не случайно, но отражает глубинные основы Торы.

2. Первый раз Десять Заповедей мы слышали от Б-га на горе Синай. Второй же раз (упомянутый в Торе) Десять Заповедей были повторены еврейскому народу Моисееем на сороковом годы странствия по пустыне.

Эта двойственность (т.е. сочетание непосредственного Слова Б-га и Слова Б-га, изложенного Моисеем), соответственно, должна присутствовать во всей Торе и отражаться в службе еврея по изучению Торы и исполнению Заповедей.

Лишнего, как уже было сказано, в Торе нет. Следует понять, что же добавилось в заповедях, повторенных Моисеем, чего не было в заповедях сказанных самим Б-гом на горе Синай?!

3. Начнем с того, что в Торе есть два принципиально разных уровня.

1) Тора есть величайшее и драгоценное сокровище Б-га. Тора есть Его бесконечная потаенная Мудрость и Воля. Тора предшествовала Сотворению Мира и Тора едина с Сущностью Всевышнего.

2) И с этой высочайшей ступени Тора спустилась вниз, облачилась в реалии этого мира и была дана еврейскому народу и каждому еврею в отдельности. И теперь евреи изучают Тору, устанавливают Законы и нормы поведения и исполняют их. И все это — в меру своего понимания (в отличие от Разума Всевышнего отнюдь не безграничного).

4. Эти две уровня Торы находят свое выражение и в том, как еврей учится:

1) Осознание того, что Тора есть безграничная Мудрость и Воля Всевышнего, несоизмеримая ни с какими рамками этого мира (включая и человеческий разум) отражает ощущение иллюзорности, «невзаправдошности» человеческого существования, вплоть до полного растворения человеческой личности во Всевышнем. Находясь таком состоянии человеку лишь повторяет за Всевышним слова Торы, не осознавая и не перерабатывая их. Слова его тогда — не его слова, а подлинные слова Всевышнего.

2) Понимание же того, что Тора дана евреям для жизни в этом мире показывает необходимость и ценность самостоятельной человеческой личности, обладающей независимым разумом. Тора, которую еврей учит в таком состоянии становится его собственностью (Одно из доказательств этому мы находим в том, что мудрецу Торы разрешено поступиться собственным достоинством, если он того хочет. Если бы его Тора не принадлежала ему, это было бы недопустимо).

5. И как следствие этой двойственности в Торе, мы находим подобное разделение и в той Высшей Цели, ради которой была дана Тора: сделать Всевышнему жилище в этом («самом нижнем») мире:

1) Так, чтобы Всевышний присутствовал и раскрывался в этом жилище во всей своей Сущности.

2) И в то же время чтобы реально существовал и жил этот мир со всеми своими свойствами и обычаями и чтобы жили в нем евреи, и чтобы евреи изучали в нем Тору и исполняли ее в соответствии со своим разумом и чтобы воплощали Тору в соответствии со свойствами и обычаями мира, в котором они живут.

6. Где же источник силы, которая позволяет объединить эти две противоположности — бесконечность Всевышнего и ограниченность человека и мира в котором он живет?

Источник этой силы — Десять Заповедей, дважды повторенные в Торе.

Изучение Торы в соответствии с «Первыми» Десятью Заповедями дает силу дойти до полного растворения во Всевышнем и тогда изучаемая Евреем Тора доподлинно является Торой Всевышнего.

«Вторые» же Десять Заповедей, которые повторил евреям Моисей, дают силу изучать и понимать Тору человеческим разумом и, тем самым, превращать ее в свою Тору.

Подобно этому, Десять Заповедей дают евреям силу сделать Всевышнему жилище в этом мире, сначала жилище в самом еврее (еврейские души изначально созданы как жилище для Б-га, однако раскрытие и проявление этого обусловлено работой в этом мире) а затем и во всем мире:

1) В «Первых» Десяти Заповедях дана сила сделать жилище для Всевышнего.

2) «Вторые» же Десять Заповедей, которые передал Моисей, дают силу, чтобы это жилище было действительно в этом мире, со всеми его свойствами и обычаями.

7. Для того, чтобы понять роль Моисея в Даровании Торы, надо понять, как вообще хасидизм описывает процесс передачи знания от человека к человеку. Одна из моделей, которой пользуется хасидизм — это модель «переводчика». Поясним ее в самом общем виде: переводчик, чтобы перевести слова мудреца на язык, понятный толпе, должен сначала переработать их, сделать частью своего понимания мира, подготовить их к изложению и лишь затем — пересказать людям. Понятно, что результат такого «перевода» — не есть подлинные слова Мудреца, но их восприятие «переводчиком»..

Процесс передачи Торы Моисеем, однако, происходил иначе. Моисей передал Тору такой, какой он ее получил от Всевышнего — «Всевышний говорил из его горла». И тем не менее была разница между тем, как Тора была раскрыта и передана Моисеем и тем раскрытием Торы, которое заключалось в непосредственных словах Б-га.

Как мы это видим?

Тора рассказывает, что, когда Всевышний говорил Сам (первые две Заповеди), то души евреев покидали тело, потому что не могли выдержать полноты раскрытия Торы.

Поэтому передачу Торы завершил Моисей.

Вышесказанное позволяет нам лучше понять парадокс, заключенный во фразе «жилище Всевышнему в этом мире»: Когда есть раскрытие Всевышнего «в этом мире» то, по необходимости, это не есть полное, «адекватное» раскрытие. Когда же есть полное, «адекватное» раскрытие Всевышнего, то раскрывается и то, что лишь Он один существует и тогда нет места «этому миру».

8. Когда мы видим два взаимоисключающих (и оба истинных) подхода в Торе, то правда заключается в их синтезе.

Так и здесь, есть парадокс — Всевышний должен быть раскрыт во всей подлинной Сущности (исключающей существование всего остального), но при этом — мир должен продолжать «взаправду» существовать.

С точки зрения «Первых» Десяти Заповедях есть лишь Всевышний, который лишь Один реально существует.

С точки зрения «Вторых» Десяти Заповедях есть «жилище», в котором выражает себя Всевышний и это жилище — в первую очередь — евреи, а затем (в силу работы евреев) и весь мир.

С точки же зрения синтеза «Первых» и «Вторых» Заповедей — мир реально существует. Однако подлинная реальность его существования заключается в том и только в том, что он есть раскрытие и выражение Сущности Всевышнего. Все остальное — реальность виртуальная.

9. Теперь следует прояснить связь этого объяснения недельного раздела со временем, когда он читается: 20-й день 11-го месяца (месяц Шват), он же 10-й день от дня ухода из этого мира Ребе РАЯЦа, он же — субботний день, который дает благословение всем последующим дням, — и в том числе 22 Швата — дню ухода из этого мира дочери Ребе РАЯЦа.

Число 10 символизирует завершенность, полноту всего существующего (как известно, кабалистический духовный объект, состоит из 10 гармонично связанных сил).

Число 11 указывает на разрыв в этой завершенности, который указывает на наличие дополнительной, более высокой силы, которая которая сама по себе не является частью духовного объекта, однако неощутимо влияет на него (В качестве примера, взятого из человеческой души можно привести воздействие Воли и Желания на Разум и Чувства человека).

Явное сочетание 10 и 11 всегда указывает на притяжение и включение силы, находящейся вне и выше духовного объекта (11) в сам духовный объект (10).

10. Следует связать вышесказанное и с последующим недельным разделом «Мишпатим», (который частично начинают читать в эту субботу). Сказано: «И вот законы, которые Ты положи перед ними». Объясняется, что законы Торы — как законы, которые до известной степени усваиваются человеческим разумом, так и законы, которые разуму недоступны следует разложить перед евреем как накрытый стол (поэтому центральный свод еврейских законов так и называется — «Накрытый Стол» — «Шулхан Арух»).

11. В свете сказанного, понятны наши задачи, в особенности в последнее время, перед немедленным, истинным и полным Избавлением.

Мы знаем, что в каждом поколении и в каждое время еврею дана возможность получать Тору так, как она была дана на горе Синай — подлинную Тору Всевышнего. Возможность эта, как уже было подробно сказано выше, связана с повторением Десяти Заповедей дважды — Сначала Б-гом а затем Моисеем. Подобно этому, в каждом поколении есть свой Моисей, передающий слова Б-га людям своего поколения. Синтез обоих Десяти Заповедей проявляется все сильнее от поколения к поколению.

В особенности, в нашем поколении, когда его глава, Моисей поколению — Ребе РАЯЦ — связан с сочетанием 10 и 11. И в особенности, когда раскрывается учение хасидизма, предшествующее раскрытию Мошиаха.

В нашем поколении тот синтез «Первых» (Слова Б-га) заповедей и «Вторых» (Слова Моисея) заповедей реализуется так:

Раскрытие учения хасидизма Баал-Шем-Товом уподоблено началу раскрытия непосредственного слова Всевышнего («Первые» Десять заповедей). Синтез его со «Вторыми» Заповедями, переданными Моисеем, совершится Королем Мошиахом (объединяющим в себе оба уровня «10» и «11»).

12. И наконец — практические указания, вытекающие из вышесказанного:

Мы находимся в субботу недельного раздела «Итро», когда читают о Даровании Торы, мы набрались сил после 10-го дня 11-го месяца Швата, мы готовимся к 22-му (11 + 11) Швату.

Поэтому мы должны видеть свою личную задачу в реализации всего вышесказанного. Так же, как Дарование Торы, хотя и было только один раз, но дало силу на все последующие времена, так и сейчас, находясь в субботе Дарования Торы, следует принять добрые решения, которые дадут силу действовать в последующие дни, недели и месяцы. В особенности — касательно синтеза 10 и 11 (как было подробно описано выше).

Как при Даровании Торы, когда все евреи были вместе «как один», так и сейчас надо собрать воедино все 10 сил души (силы Разума и силы Чувства) вместе с 11-й силой (Воля и Желание) для совместного служения Всевышнему.

В первую очередь — для учения Торы. Но для учения Торы, такого, которое с одной стороны охватывает и облачается в силы души («10»), но одновременно раскрывает подлинное Слово Всевышнего («11»).

И не менее важная задача: каждый должен принять на себя решение повлиять (в наступающие дни) на «10» (или больше) евреев с целью приблизить их к Торе и Заповедям и задействовать в этом все силы души.

Как уже сказано, это задача для каждого, и в первую очередь для тех, кто находится сейчас в доме молитвы, в доме Торы и в доме добрых дел главы нашего поколения, в доме, который является источником жизни для всех находящихся здесь и для всех евреев нашего поколения, где бы они не находились (потому что жизнь каждого еврея связана с главой поколения).

И в силу того, что находящиеся здесь показывают живой пример, как исполнять поручения главы поколения, продолжается воздействие и распространение жизни из этого дома на всех евреев мира и дальше — на весь мир в целом.

И еще более важная задача: чтобы немедленно пришло подлинное и полное Избавление, в котором этот дом молитвы, Торы и добрых дел вместе со всеми домами молитвы и Торы и вместе со всеми евреями поднимаются в Святую Землю, в Святой Город Иерусалим, на Святую Гору, и в Третий Святой Храм. Немедленно!

Опубликовано: 06.03.2017

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter