СБП. Дни Мошиаха! 6 Хешвана 5785 г., пятый день недели Лех леха | 2024-11-07 05:37

Подготовка «семейств народов» к Освобождению

Зачем Итро уводит свою жену и сыновей в пустыню? Все-таки Синайская пустыня 3300 лет назад — это не то же самое, что поездка в сегодняшний Дубай… Там ничего не было!

Перевод:Д. Беляев 01.02.2023 0 864 мин.

Начнем с шутки. Одна молодая девушка привела домой своего жениха, и после ужина ее отец сел поговорить с молодым человеком. Он спросил его о том, чем он занимается, и тот ответил, что изучает Тору. Отец поинтересовался у него, сможет ли он обеспечить своей дочери уютный дом, к которому она привыкла, и тот ответил: «С Б-жьей помощью».

Когда отец задал ему вопрос о красивом бриллиантовом кольце, парень ответил: «Я буду учиться, а Всевышний нам поможет». Так продолжался разговор, и парень на все отвечал: «Всевышний поможет».

Когда молодой человек ушел, дочь спросила отца о том, что он думает о ее женихе. Отец ответил: «У него нет работы и планов. Но есть и хорошая новость: он думает, что я — Б-г».

Воссоединение семьи

В начале недельной главы «Итро» мы читаем о визите Итро в пустыню. Мы знаем, что Итро взял с собой Ципору и двух ее сыновей, чтобы они воссоединились с Моше после долгой разлуки.

Обычно принято объяснять пятый стих недельной главы: «Итро, тесть Моше, сыновья Моше и его жена пришли» так: это означает, что Итро пришел с Ципорой (женой Моше), Гершомом и Элиэзером (сыновьями Моше). Однако в святой книге «Зоар» объясняется это совсем по-другому, причем очень удивительно и интересно.

Согласно «Зоар», слова «дети и его жена» относятся к жене и сыновьям Итро! Это могли быть теща и шурины Моше. Это объяснение требует дополнительного уточнения… Зачем Итро уводит свою жену и сыновей в пустыню? Все-таки Синайская пустыня 3300 лет назад — это не то же самое, что поездка в сегодняшний Дубай… Там ничего не было!

«Зоар» приходит на помощь и объясняет, что цель этого семейного путешествия в пустыню — привести жену и сыновей Итро под «крылья» Шхины (сущности Божественного присутствия). Итро знал, что невозможно стать хасидом, не отправившись к Ребе. Это не произойдет при помощи дистанционного управления. Поэтому, если он хотел повлиять на свою семью и обратить их в еврейство, каждый из них должен был пойти вместе с ним к Моше в пустыню.

[Как говорят в ХАБАДе, недостаточно приехать к Ребе в «Год собрания», нужно привести с собой всю семью].

Это звучит логично и убедительно в духе хасидизма, но если вдуматься, то как-то странно. Где в Торе написано, что у Итро были сыновья? Ведь несмотря на то, что до сих пор мы не встречали упоминаний о жене Итро, не знаем ее имени и возраста, очевидно, что если у Итро были дочери (а их было семь!), то у него точно была жена.

Здесь «Зоар» делает паузу, а затем возвращает нас в прошлое и учит, что история всегда повторяется. Ранее, в книге «Берейшит», мы узнали, что у Лавана, тестя Яакова, тоже не было сыновей. Поэтому он послал Рахель с овцами за водой. В конце концов, даже такой отъявленный негодяй, как Лаван, не стал бы отправлять трехлетнего ребенка черпать воду, если бы у него были другие дети, мужчины, которые могли бы это сделать. У него просто не было выбора, потому что у него не было сыновей.

Двадцать лет спустя, когда Лаван погнался за Яаковом во время его возвращения в Ханаан, Тора сообщает, что у Лавана были сыновья! Он взял их с собой в погоню. Так что же случилось в этом случае?

«Б-г благословил меня ради тебя», — говорит Лаван Яакову («Вайеце» 30:27). До того, как пришел Яаков, у Лавана не было сыновей, но после длительного пребывания Яакова в доме Лавана у того появились сыновья. То же самое произошло у Итро с его зятем Моше. Сначала у Итро были только дочери, поэтому ему пришлось их отправить с овцами: больше отправить было некого. Но после того, как Моше стал жить в доме Итро, Итро был благословлен сыновьями. Именно этих сыновей он повел на встречу с Моше.

Две похожие истории об особой связи и благословенном влиянии между зятем и его тестем: Яаковом и Лаваном; Моше и Итро.

Разная семейная динамика

Однако, несмотря на сходство историй, есть одно, большое, существенное различие. Итро пришел в пустыню со своей семьей, чтобы Моше обратил их в еврейство, а Лаван не только не обратился, но и высокомерно заявлял: «Девочки — мои дочери, а мальчики — мои сыновья». Очевидно, что он не допустил, чтобы кто-то из них перешел в еврейство. Чему мы можем научиться из этого различия между ними?

Яаков жил до дарования Торы, поэтому у него не было возможности повлиять на своего тестя, чтобы тот принял еврейство, но Моше, через которого была дана Тора (в нашей недельной главе), имел возможность осуществить полное очищение семьи своего тестя и принятия ими всеми еврейства.

Ребе Король Мошиах объясняет, что поскольку мы находимся за считанные мгновения до исполнения пророчества (Цфанья 3:9) «Ибо тогда изменю Я язык народов (и сделаю его) чистым, чтобы все призывали имя Г-спода, чтобы служили Ему единодушно», нам нужно постараться принять участие в преобразовании народов мира. Это делается через убеждение их в необходимости соблюдать 7 законов потомков Ноя (Бней Ноах). Сегодня, когда многие евреи общаются с неевреями на работе, гораздо легче позитивно повлиять на них приятными и мирными способами в отношении важности соблюдения этих повелений.

Сегодня можно объяснить нееврею, что Б-г хочет этого для его же блага, поэтому Он направляет еврея, чтобы убедить и объяснить ему важность этих законов. Сегодня, по сравнению с прошлым, нееврей будет уважать еврея за внимание к его благополучию, и это приведет к исполнению обещания (Йешаяу 49:23): «И будут цари воспитателями твоими, и царицы их — кормилицами твоими, лицом до земли кланяться будут тебе, и прах ног твоих лизать будут».

Долгая молитва

Завершаем мы рассказ о влиянии зятя на своего тестя. Эта история была рассказана Ребе на фарбренгене 19 Кислева в 5719 году.

Рабби Йосеф-Ицхак из Овруча, дедушка Ребе РАЯЦа, в честь которого тот был назван, был зятем рабби Яаков-Исраэля из Черкасс. Когда р. Яаков-Исраэль спросил своего зятя, как он обычно молится, тот ответил, что старается молиться вместе с общиной. Рабби Яаков-Исраэль был удовлетворен его ответом.

Однажды р. Яаков-Исраэль отправил кого-то позвать р. Йосеф-Ицхака, и тот увидел его все еще стоящим и молящимся. Рабби Яаков-Исраэль удивился, ведь общественная молитва уже закончилась.

Через некоторое время он снова отправил своего служку, но р. Йосеф-Ицхак все еще молился. Так повторялось несколько раз в течение долгого времени. Когда р. Йосеф-Ицхак закончил молиться, р. Яаков-Исраэль спросил его: «Разве ты не говорил мне, что стараешься молиться вместе с общиной?»

Рабби Йосеф-Ицхок ответил, что слышал от своего отца, Цемах-Цедека, от имени Алтер Ребе, что молиться вместе общиной («цибур») означает «литцбор» — собирать и накапливать все свои душевные силы и все искры души, а это потребовало от него много времени.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще: