СБП. Дни Мошиаха! 20 Ияра 5784 г., третий день недели Бехукотай | 2024-05-28 06:24

Оживление «мертвых» с помощью «росы» Торы

Интенсивное откровение во время дарования Торы стало причиной того, что еврейские души покинули свои тела с первых речений. Спрашивается, как же тогда еврейский народ услышал последующие изречения?

Перевод:Д. Беляев 28.01.2024 408 мин.

Дарование Торы, о котором мы будем читать в этот субботу в недельной главе «Итро», — это, безусловно, самое фундаментальное, историческое событие в летописи еврейского народа. Очень многие события, произошедшие тогда, напрямую связаны с истинным и полным Освобождением. Новая Тора, совершенное единство («как один человек, с одним сердцем»), бесконечное откровение Б-га. Это лишь малая часть общих элементов, которые связывают дарование Торы и будущее Освобождение.

На этой неделе мы сосредоточимся на менее известном событии, произошедшем во время Дарования Торы, которое учит нас многому об одной из главных особенностей будущего Освобождения — оживления мертвых («тхият а-метим»). Наши мудрецы говорят (трактат «Шабат» 88), что с каждым речением Б-га души еврейского народа покидали свои тела. Интенсивное откровение Б-га во время дарования Торы стало причиной того, что еврейские души покинули свои тела с первых речений. Спрашивается, как же тогда еврейский народ услышал последующие изречения?

Талмуд отвечает: «Он спустил росу, которая оживит мертвых в будущем, и оживил их». Еврейский народ пережил будущее воскрешение мертвых во время дарования Торы, и произошло это благодаря таинственной «росе», которая способна оживлять даже мертвых.

Что это за роса? Где она находится? Как мы можем обнаружить ее уже сейчас? И в чем заключается урок для нас?

Алтер Ребе объясняет в книге «Тания» (глава 36), что сила для оживления мертвых скрыта в Торе. Алтер Ребе берет за основу мидраш («Ялкут Шимони» п. 431): «Тот, кто занимается росой Торы, роса Торы оживляет его», и объясняет, что роса воскрешения — это роса Торы. Б-г оживит мертвых в будущем с помощью росы Торы, как Он сделал это во время дарования Торы для еврейского народа.

Почему роса? Почему не дождь, град или снег? Почему Б-г выбирает росу, чтобы оживить мертвых, как в то время, так и в будущем?

Учение хасидизма объясняет, что в Торе есть две общие категории: одна называется дождь, а другая — роса. Наши мудрецы проводят различие между дождем и росой, когда говорят, что дождь зависит от того, заслужил ли его человек, и от его молитв, в то время как роса никогда не покидает мир. Дождь образуется из капель воды на земле, которые испаряются в воздухе. На определенной высоте в атмосфере они превращаются в облака и в конце концов возвращаются на землю в виде капель дождя.

В качестве доказательства этого природного явления можно привести стих из книги «Берешит» (2:6): «И пар поднялся с земли и пропитал всю поверхность земную». Туман, поднявшийся от земли, превращается в облако, которое орошает землю. Эти и другие явления приводятся в учении хасидизма как доказательство того, что физический дождь — это результат служения тех, кто внизу, то есть служения еврейского народа в изучении Торы и выполнении заповедей. Поэтому может быть засуха, когда дождь не идет, если, не дай Б-г, в их служении чего-то не хватает.

Роса, с другой стороны, представляет собой нечто, что приходит непосредственно сверху и не зависит от действий тех, кто находится внизу. Талмуд («Таанит» 3а) приводит в доказательство этого историю пророка Элияу, который поклялся злобному еврейскому царю Ахаву, что не будет ни росы, ни дождя, кроме как по указанию Элияу. В итоге, хотя дождь и не пошел, роса продолжала идти, потому что роса никогда не удерживается и не зависит от заслуг или проступков, заповедей или грехов.

Каждый еврей может получить «росу»

Эти два вида воздействия Творца, один из которых зависит от служения евреев (дождь), а другой не зависит ни от чего (роса), существуют и в святой Торе. «Дождь» Торы представляет собой раскрытую, внешнюю, часть Торы — изучение Талмуда и еврейского закона. Это изучение зависит от трудолюбия человека: «Если ты трудился и нашел — верь в это». Тот, кто больше трудится, найдет гораздо больше!

Аспект росы Торы представляет собой внутреннюю часть Торы, тайны, возвышенные уровни, которые непостижимы для человека. Эти уровни притягиваются в мир сами по себе, а не из-за уровня человека.

В общем, «дождь» Торы доступен всем уже сейчас, а «роса» Торы раскроется в мире (только) в эпоху Освобождения. Однако, поскольку «дарование Торы не повторится», а во время дарования Торы Б-г дал нам всю Тору, следовательно, мы находим упоминание о «росе Торы, росе оживления мертвых» уже в даровании Торы.

Исходя из этого, оживление мертвых произойдет во время Освобождения через раскрытие скрытой части Торы, той скрытой части, который мы можем «попробовать» уже сейчас, изучая учение хасидизма, секретов Торы.

Но почему Б-г оживляет мертвых именно росой? Почему не дождем? Почему не через изучение открытой части Торы?

В своем удивительном трактате Любавичский Ребе ШЛИТА Король Мошиах объясняет, что оживления мертвых исходит с духовного уровня, который выше понимания сотворенных существ. Оживления мертвых — это явление, которое мы не можем постичь, потому что оно находится на таком высочайшем уровне, что человек не может его достичь, и поэтому оно также не зависит от служения человека; «пробуждение свыше», которое превосходит любое «пробуждение снизу». Именно таков духовный уровень росы. Как роса приходит сверху, без ограничений, так и оживление мертвых нисходит сверху, без ограничений. И как оживления мертвых находится вне всякого понимания и постижения, так и роса находится вне каких-либо изменений и ограничений.

Примером тому служит существенная разница между оживления мертвых и раем. Период после оживления намного превосходит награду рая, и все же награда рая зависит от служения человека, в то время как каждый еврей удостаивается награды оживления мертвых — для каждого еврея (как сказано: «У каждого еврея есть доля в грядущем мире).

В чем здесь логика? Как может самая высокая награда достаться каждому, в то время как награда более низкого уровня зависит от индивидуальных заслуг человека? Разве это справедливо?

Ответ заключается в том, что раскрытие в раю исходит из духовного раскрытия, на которое человек может повлиять. Он может добавить или отнять, улучшить или разрушить, исправить или испортить, и поэтому тот, кто добавляет, улучшает и исправляет свои дела в этом мире, получит свою долю в (верхнем) раю, а тот, кто не делает этого…

Но откровение Освобождения — это духовный уровень бесконечности, уровень росы, которая никогда не скрывается, уровень настолько возвышенный, что даже когда пророк Элияу хотел остановить ее, он не смог.

На этом уровне, в этом раскрытии, у человека нет возможности или силы что-либо изменить. Заповеди ничего не добавят, а грехи ничего не изменят. Молитвы ничего не улучшат, а грехи ничего не убавят. У каждого еврея есть (и будет) своя доля в пробуждении из мертвых, потому что пробуждение из мертвых происходит от росы Торы, росы, которая никогда не утаивается!

Что касается нас, то мы уже пробуем эту росу на вкус! Учение хасидизма — это вкус раскрытия внутренней части Торы, которое полностью раскроется во времена Освобождения. Мы видим, что духовное оживление умерших еврейских душ, сближение с их Отцом Небесным, оживление еврейской молодежи сегодня возможно только благодаря изучению учения хасидизма. Поэтому, если мы хотим оживить свои души и души окружающих нас людей, нам нужно больше изучать и распространять учение хасидизма. И подобно росе, которую невозможно остановить, мы тоже не можем остановиться ни на минуту до немедленного раскрытия Мошиаха, прямо сейчас!

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter