СБП. Дни Мошиаха! 18 Нисана 5784 г., шестой день недели Ахарэй | 2024-04-26 02:55

Кто такой тахаш? или На суше и на море

Название этого животного во всех современных переводах Торы приводится лишь как транслитерация — «тахаш».

26.04.2022 1208 мин.

В начале недельной главы Торы «Трума» рассказывается, как еврейский народ получил указание построить Святилище для Всевышнего. Моше, учитель наш, получил детальную инструкцию, как построить Скинию, шатер Откровения. Среди указаний, упоминается предписание покрыть шатёр особыми шкурами.

В Торе сказано («Шмот» 26:14): «И сделай покрытие шатру — шкуры оленьи багряные; и покрытие — шкуры тахаша, сверху». О багряных оленьих шкурах, РАШИ приводит мнение, что это шкуры, выкрашенные в красный цвет. Возможно, также, подразумевается вид красных оленей (благородный («красный») олень), вдоволь обитавший тогда в Земле Израиля и в округе. И сегодня еще некоторые особи сохраняют дикий образ жизни в Израиле, однако цивилизация почти полностью вытеснила их.

Но кто же такой тахаш?

Название этого животного во всех современных переводах Торы приводится лишь как транслитерация — «тахаш». Причина этому такова: за времена скитаний и гонений еврейского народа были утеряны подробные описания того животного. А сохранившиеся скудные подробности не помогли мудрецам точно определить его вид. Среди известных им животных не было ни одного, которому бы подошли все признаки. Следует отметить, что мудрецы обладали весьма большим запасом естествознания для того времени.

Сохранившиеся подробности настолько редки в природе, что казалось вовсе невозможным существование такого животного. Есть мнение, что это был вид, появившийся чудесным образом лишь на время построения шатра Откровения, и затем чудесным образом исчезнувший.

Упомянем немногое из того, что говорится о том животном. Большинство комментариев к Торе, ссылаются на арамейский перевод Онкелоса, составленный под личным руководством последних пророков. Онкелос переводит название «тахаш» как «сасгон», что буквально означает «пёстрый». Таким образом один из признаков того животного — пестрота, пятнистость. Пятнистостью обладает много животных в мире — но их практически нет в пустыне Синай. Баал а-Турим с помощью гиматрии выводит ещё один намёк: «сасгон» имеет то же числовое значение, что и «шеш гаван» — «шести-оттенковый». С шестью оттенками пятнистость тем более редка.

Мудрецы не оставляли попыток определить, что это за животное. В трактате «Шабат» (28а), они задаются вопросом — было ли то животное кошерное или же нет. В ответ, рабби Нахман приводит то, что получил от предыдущего поколения: это было нечистое животное, покрытое пятнами разных оттенков (РАШИ там). Далее приводится мнение рабби Элаа, что животное было кошерное, и его слова: «У того животного был один рог на лбу, а на шкуре его — шесть оттенков».

Мудрецы не оставили постановления считалось ли оно животным или скотиной. В Иерусалимском Талмуде (трактат «Шабат» 2:3) приводится мнение рабби Авона, что животное это называли «балкой» («кереш»). Учил рабби Ошая, что у него был один рог. Кроме того, в мидраше «Танхума» приводится изумление рабби Нехемии: «Ведь сказано в Торе, что длина покрытия — тридцать локтей, так разве найдется такое животное?! Наверняка чудесным образом попало к Моше, а затем исчезло». Также, следует упомянуть, что этимологический перевод слова «тахаш» — «приниженный» или «низинный».

Согласитесь, упомянутые признаки вполне могут привести в изумление. Интересно отметить, что по Торе (см. «Хулин» 127а и РАШИ на псалмы 49:2) практически все животные на суше имеют соответствующие им аналоги в море. К примеру, есть морские львы, коньки и собаки…

Почему бы не предположить, что после того, как тахаш исчез с лица земли, его аналог остался в море? Тогда по всем признакам можно считать, что это нарвал — пестро-шкурый огромный единорог. У него бело-желтая шкура, покрытая пятнами различных оттенков коричневого, серого и даже зеленоватого цветов. Некоторые достигают иногда шести метров длины (не считая рога). Весят около полутора тонн. В промысле ценится мясо, жир и шкуры нарвала. И — у него один рог, достигающий длины трех метров.

Нарвал
Нарвал

В современном иврите, название «тахаш» дали другому морскому животному, обитающему и ныне в Красном Море — дюгони, которую также называют «морской коровой». Размеры этих животных сходны. Но дюгонь не имеет рога и его шкура не так пестра и богата на оттенки.

Кроме интересного факта — что мы могли бы ещё из этого выучить для себя?

Для того, чтобы успешно отстроить свой личный шатер Откровения в душе — мы должны соответствовать описанному в Торе. Шкуры животных символизируют собой весь животный мир. Во внутреннем служении человека животный мир — это ступень «дух» («руах»), т.е. эмоциональный настрой и состояние духа. Отстраивая шатер Откровения, нам следует стремиться полностью отдаться этому, вкладывать абсолютно все аспекты внутреннего служения. Поэтому и свою ступень духа, свои эмоции — следует полностью посвящать служению Творцу.

Возможно, шкуры тахаша — намёк на воображение, т.е. более внутренние, «интеллектуальные» эмоции. А шкура нарвала, обитающего в воде — намек на более чувственные эмоции, связанные с внешним миром. Так или иначе, внутреннее и внешнее покрытие символизируют эти два типа эмоций. В соответствии с учением хасидизма, все свои свойства хасид должен реализовывать в служении. Работая со своими чувствами и воображением, следует помнить, что недостаточно использовать в служении лишь те эмоции, которые «управляемы» и подвластны интеллекту (воображение), а остальные эмоции, тем более, вызванные впечатлением от этого мира — забросить как неугодные, упаси Б-г. Так натягивают лишь одно покрытие. У полноценного шатра Откровения должны быть оба кожаных покрытия — и внутреннее и внешнее. Конечно, надо развивать отстраненное самообладание ради серьезного служения.

Все же, хасиду не следует полностью игнорировать впечатления своего сердца. Наоборот, лишь снятие «отупленности» сердца, при соответствующем интеллектуальном настрое ради Творца — называется полноценным служением. Результатом такой самоотдачи будет полноценная реализация всех уровней ступени духа — то, что называют в каббале «любовь с наслаждением», т.е. полноценное удовлетворение и чувственное наслаждение от служения Творцу.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter