Начнем с шутки. Однажды утром Яков выйдя из своей квартиры на втором этаже, к своему удивлению обнаружил, что его сосед Моше мажет кремом лестницу.
«Моше, что ты делаешь?» — спрашивает Яков. «Ты помнишь — я упал на ступеньках и повредил ногу?». «Да, конечно, помню. И что?» «И я пошел к врачу, а он сказал мне намазать кремом то место, где я упал…»
Помазание указанием
В недельной главе «Ки Тиса» мы будем изучать особенную заповедь. Есть заповеди, которые мы выполняем каждый день, как цицит или тфиллин; есть заповеди, которые мы выполняем каждую неделю, как кидуш и шаббат; есть заповеди, которые мы выполняем каждый месяц и каждый год, как праздники. Есть даже заповеди, которые мы делаем всего один раз в жизни! Но слышали ли вы когда-нибудь о заповеди, которая была выполнена всего один раз в истории?
В недельной главе «Ки Тиса» (30:23-25) рассказывается о ней! «Возьми себе лучшие благовония… Из всего этого сделай масло для священного помазания, [масло] смешанного состава, работы [искусного] составителя смесей. Это будет масло для священного помазания». Речь идет о заповеди приготовления масла для помазания. РАМБАМ говорит («Законы сосудов Храма» 1:1): «Это заповедь — делать масло для помазания, чтобы быть готовым к вещам, которые нуждаются в помазании».
Интересно то, что эта заповедь была исполнена один-единственный раз; только Моше-рабейну удостоился сделать это! Талмуд («Критот» 5б) говорит: «Много чудес было связано с ним [маслом помазания] с самого начала и до конца: с самого начала его было двенадцать логов [четыре литра], которыми были помазаны Мишкан и все его сосуды, [помазаны] на священство Аарон и его сыновья в течение семи дней освящения, и им совершали обряд помазания первосвященников и королей. И оно вовеки не иссякало, как сказано (Шмот 3:31): «Это будет у Меня маслом для священного помазания, из поколения в поколение». Числовое значение слова «это» — двенадцать, и столько же логов было [в масле для помазания]».
Многие последние авторитеты пытаются понять, почему РАМБАМ считает приготовление масла отдельной заповедью, когда согласно правилам РАМБАМа (см. в начале его «Книги заповедей») мы считаем частью 613 заповедей только те заповеди, которые выполняются из поколения в поколение. Эта заповедь не относится к этой категории, так как она была сделана всего один раз, и это масло было и будет вечно!
Эти дебаты о заповеди приготовления масла помазания поднимают интересный вопрос о Мошиахе. Будет ли нуждаться Мошиах в помазании маслом помазания вообще, во время его раскрытия или во время его помазания на власть?
Некоторые могут сказать: «Конечно! Иначе зачем называть его «Мошиах», слово, которое означает «помазанник»?»
На первый взгляд, само название говорит о том, что Мошиах должен быть помазан (на власть), но если мы изучим источники, то обнаружим, что все не так просто. Первым, кто поднял этот вопрос, был рабби Йосеф Бабад, автор книги «Минхат Хинух». Он рассуждает о том, нужно ли Мошиаху помазание. С одной стороны, еврейский закон гласит, что король, сын короля, не нуждается в помазании, и все последующие короли из дома Давида не нуждаются в помазании (с технической точки зрения), если только не было разногласий по поводу кого-то из них.
Например (РАМБАМ «Законы Королей» 1:12): «Поэтому они помазали Шломо из-за претензий Адония, Йоаша из-за узурпации Аталии и Йоахаза из-за претензии его брата Йеоякима». Согласно этому, нет необходимости помазывать Мошиаха, поскольку для него достаточно первоначального помазания королей из дома Давида.
С другой стороны, говорится в книге «Минхат Хинух», может быть поскольку правление королей из дома Давида не осуществлялось в течение стольких поколений (доколе!?), правление Мошиаха — это как бы новое начало, и его нужно помазать. Он не определяет решение этого вопроса, а оставляет его нам для обсуждения и изучения.
Некоторые цитируют «Милхамот a-Шем» (п. 24), где сказано: «В день, когда Элияу помажет Мошиаха по повелению Всевышнего, он будет назван Мошиахом», а также приводят для этого источник в мидраше («Ялкут Шимони» намек 500) на стих (Йешаяу 49:18), «Подними глаза свои и посмотри вокруг — все они собрались, пришли к тебе. Жив Я, слово Г-спода! Всех их, как украшение, наденешь ты, опояшешься ими, как невеста»: «В то время Б-г приведет Элияу и Мошиаха с кувшином масла в руках и посохами в руках, и соберется весь народ Израиля перед ними, и Шхина перед ними», а затем во время этого исторического и основополагающего события Элияу помажет Мошиаха древним маслом помазания Моше-рабейну.
Другие приводят в качестве доказательства мидраш «Теилим» на стих (23:5) «Ты помазал мою голову маслом», который объясняет, что это относится к «Королю Мошиаху, помазанному маслом помазания».
Некоторые приводят в качестве доказательства отрывок из известного пророчества Захарии, пророчества, которое мы читаем в отрывке из книги пророков в субботу Хануки и недельной главы «Беалотха» о первосвященнике Йеошуа и видении золотой меноры с семью светильниками (4:3): «И две маслины над ней: одна справа от чаши, а другая слева от нее». После того, как ангел обратился к нему: «Ведь знаешь ты, что это», и он ответил отрицательно, ангел объясняет видение олив такими словами: «Это два помазанника, которые стоят перед Г-сподом всей земли», что, согласно «Мецудат Давид», относится к Мошиаху и первосвященнику, которые будут помазаны этим маслом помазания, один для царской власти, а другой для первосвященства.
Загадка помазания и назначения
Любавичский Ребе Король Мошиах разбирает эту тему в, казалось бы, второстепенной короткой сноске в длинном сложном процессе исследования Устной Торы по особой логической цепочке на тему монархии в Торе. Ребе задает простой вопрос: почему мы не видим, что Йеошуа бин Нун, преемник Моше, был помазан, если он был королем (как доказывает Ребе на основании слов РАМБАМа)?
Ребе объясняет, что есть два типа лидерства, руководства над еврейским народом, две разные категории, которые могут существовать в одном человеке. Эти два типа такие: лидерство по Торе и лидерство правителя. Закон о помазании короля действует только в отношении второго типа — лидерства правителя. Духовный лидер еврейского народа не помазан, он назначается через получение «рукоположения». Поэтому Йеошуа не был помазан, но был назначен (когда Моше возложил руки на его голову), хотя он был королем! Потому что в Йеошуа, как и в Моше, одновременно присутствовали оба типа лидерства. Он был и учителем Торы, и королем, но его главной функцией была Тора и духовное лидерство. Титул короля согласно еврейскому закону, которым обладал Йеошуа, был чем-то вторичным и дополнительным к его формальной и первостепенной роли. Поэтому Йеошуа был не помазан, а назначен через рукоположение. Он был настоящим королем, но без какого-либо помазания.
В свете этого Ребе поднимает вопрос о том, каким будет закон с приходом Мошиаха. С одной стороны, Мошиах также будет воплощать в себе эти два типа, поскольку он будет и раввином [учителем Торы], и королем [суверенным правителем], так что же ему будет нужно — помазание или посвящение в должность?
Ребе отмечает, что титул «Мошиах» может быть интерпретирован двумя способами: 1) от корня, означающего помазанник, или от формы слова, означающего 2) величие.
Другими словами, согласно простому значению, слово «Мошиах» или «мешиха» (помазание) — это знак величественности и королевской власти, не обязательно помазание маслом, как мы видим в стихе о дарах священников, которые Б-г дал Аарону и его сыновьям. Стих описывает дары священников словами: «Я дал их тебе», что означает, что эти дары были даны Аарону в знак его величественности и королевской власти.
Ребе оставляет вопрос как требущий дальнейшего анализа, но добавляет очень интересное замечание: «И, возможно, будет два этапа», т.е. очень возможно предположить, что в двух эпохах будут две разные практики. Возможно, в первую эпоху Мошиах не будет нуждаться в помазании маслом, а только в присвоении титула авторитета в области Торы. Затем, в более позднюю эпоху, в Дни Мошиаха, он «поднимется на уровень выше» и будет нуждаться в помазании. Или, возможно, наоборот, в первую эпоху Мошиах будет больше соответствовать статусу короля и будет нуждаться в помазании. В более позднюю эпоху ему понадобится рукоположение, потому что тогда его роль в Торе превысит его функцию правителя.
Самое главное, что мы должны удостоиться увидеть все это уже сейчас!
Говорящие монеты
Известно, что масло для помазания делалось из оливкового масла вместе со специями, поэтому мы завершим нашу статью известной историей о масле и специях (которую восхитительно пересказал Шмуэль Кунда в книге «Говорящие монеты»). В Праге жили два купца, один торговал маслом, а другой — пряностями. Их лавки были расположены рядом, а между ними была только стена. Торговец пряностями завидовал торговцу маслом, у которого было много покупателей.
Он придумал, как пробраться в магазин торговца маслом и украсть его деньги. Поздно ночью он вырыл яму, проник в соседний магазин и украл монеты из денежного ящика. Вернувшись в свой магазин, он закрыл отверстие и подумал, что никто его не заподозрит.
На следующее утро, когда торговец маслом вошел в свой магазин, он обнаружил, что его деньги пропали! Он знал, что только торговец специями знает, где он спрятал свои деньги, и сразу же заподозрил его. Он пошел в соседнюю комнату и стал кричать: «Вор! Ты украл мои деньги!»
Они начали спорить, и вокруг них собрались люди. Никто не знал, кому верить. Они пошли к судье, который допросил их, но без свидетелей он не мог понять, кто прав. Тем временем об этом происшествии заговорили все: одни считали, что прав торговец маслом, другие — что прав торговец пряностями.
Однажды, когда судья прогуливался, он заметил группу детей, которые играли, разыгрывая дело двух купцов. Судье стало интересно, как они решат это дело, и он стал наблюдать.
Пятилетний судья, которого звали Йеуда, попросил каждого «купца» высказать свои претензии. Затем он попросил торговца пряностями принести ему монеты, которые были у него в наличии. Потом он попросил принести горшок с водой. Судье было интересно посмотреть, что же будет сделает детский судья дальше.
Ребенок-судья опустил монеты в воду, и, случилось чудо, масло появилось на поверхности воды. Юный судья объяснил: Эти монеты являются собственностью торговца маслом. Если бы они принадлежали торговцу пряностями, вода осталась бы прозрачной, и масло не плавало бы на поверхности.
Судья, находясь под большим впечатлением от мудрого ребенка, вновь созвал суд, и все сбежались туда, чтобы увидеть, кто будет объявлен невиновным, а кто виноватым. Как и в детской игре, монеты были помещены в воду, и когда масло всплыло на поверхность, все увидели, что деньги принадлежат торговцу маслом, а торговец пряностями — вор. Судья объявил, что он узнал об этом от маленького ребенка по имени Йеуда. Впоследствии именно этот Йеуда стал великим МААРАЛем из Праги, потомком которого стал Алтер Ребе.