СБП. Дни Мошиаха! 14 Нисана 5784 г., второй день недели Ахарэй | 2024-04-22 14:17

Праздник Песах

14-21 (22) Нисана: праздник ПесахПраздник Песах
Поздравление Ребе Короля Мошиаха к празднику Песах (5710)Поздравление Ребе Короля Мошиаха к празднику Песах (5710)
Праздник Песах во время ОсвобожденияПраздник Песах во время Освобождения
Праздник Песах для народов мираПраздник Песах для народов мира

Не просто «ждите и увидите» — откройте глаза сейчас

Каково значение изучения Торы у Моше для нас сегодня, спустя тысячи лет после того, как передача Торы так сильно изменилась?

Перевод:Шолем Лугов 19.02.2024 280 мин.

Самолет летел над тихой Атлантикой, вдали от земли. Внезапно в салоне раздается голос: «Это говорит ваш пилот. У меня есть хорошие и плохие новости. Плохая новость: у самолета заглохли двигатели, мы пикируем, а я пытаюсь совершить вынужденную посадку. Хорошая новость в том, что мы находимся рядом с небольшим островом, вдали от цивилизации, где мы можем прожить остаток жизни, поскольку нас никто не найдет».

Самолет совершает совершенную аварийную посадку на острове. Среди пассажиров — семейная пара из Бней-Брака. Жена спрашивает мужа: «Что будем делать? Там нет ни синагоги, ни кошерной еды, и мы застряли здесь…»

Ее муж говорит: «Ты отдала чек, который обещала йешиве?» «Нет, — говорит его жена. — Я не успел туда попасть из-за наших приготовлений перед поездкой». Муж улыбается и спрашивает: «Ты заплатила то, что обещала синагоге?» «Нет, — говорит растерянная и несколько раздраженная жена. — Какое это имеет отношение к чему-либо?» Улыбка мужа превращается в смешок. «А мы продлили перевод за обучение в йешиве нашего сына, срок действия которого истек?» «Что с тобой? Нет, мы не продлевали его». «Тогда не волнуйся, — смеется муж. — Они нас найдут…»

Пока не увижу, не поверю

Большая часть главы «Ки Тиса» посвящена греху Золотого Тельца и его искуплению. Когда Моше в последний раз спустился с горы, в Йом-Кипур, 10 Тишрея того года, для еврейского народа начался новый образ жизни, система изучения Торы, от учителя к ученику, как Моше учился и учил Аарона, его сыновей, старейшин Израиля и весь народ.

«И было, когда Моше спустился с горы Синай… и Моше позвал их, и Аарон и все главы общины вернулись к нему, и Моше говорил с ними, и после этого все дети Израиля подошли, и он повелел бы им все, что сказал ему Б-г на горе Синай».

Талмуд («Эрувин» 54б) учит нас порядку, иерархии обучения в те дни. «Раввины учили: каков был порядок обучения? Моше учился из уст Всемогущего. Аарон входил, и Моше преподавал ему свою главу. Аарон отходил и садился слева от Моше. Его [Аарона] сыновья входили, и Моше преподавал им их главу. Они уходили, и Элазар садился справа от Моше, а Итамар — слева от Аарона. [Затем] входили старейшины, и Моше преподавал им их главу. Старейшины отходили и садились по бокам. [Тогда] входил весь народ, и Моше преподавал им главу».

Слышали ли вы об учителе, который преподает одно и то же четыре раза?! Разве это не пустая трата времени Моше?

Талмуд тоже считает это трудным и спрашивает, почему Моше учил этому четыре раза? Должно было быть так, что после того, как Аарон научится у Моше, Аарон будет учить своих сыновей, и они будут учить старейшин, а старейшины — остальной еврейский народ. Ответ Талмуд неудивителен: «Поскольку Моше учился из уст Всемогущего, его учение было эффективным». В хасидском понимании это означает, что изучение Торы не является передачей информации. Изучение Торы — это связь между Б-жественной душой и ее Творцом, связь с Б-гом. Еврейскому народу нужен был связующий посредник между ним и Б-гом — Моше-рабейну. Он смог напрямую получить слово Б-га и передать его непосредственно душам в физических телах в этом мире, потому что учиться Торе у Моше — это все равно, что учиться Торе у Самого Б-га.

Каково значение изучения Торы у Моше для нас сегодня, спустя тысячи лет после того, как передача Торы так сильно изменилась? И что это говорит нам об истинном и полном Освобождении?

Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно сосредоточиться и углубиться в этот особый способ обучения, исходящий от самого Моше. В начале главы «Ваэтханан» Моше заявляет Всевышнему: «Ты начал показывать Своему рабу». В хасидизме («Ликутей Тора») объясняется, что это должно намекнуть на то, что Моше заслужил аспект «видения». Он не только слышал Тору и откровение Б-га; он видел и чувствовал это плотскими глазами. Это началось еще при даровании Торы, когда «лицом к лицу говорил с вами Б-г», но остальной еврейский народ не смог вынести этого потрясающего откровения и поэтому их души вылетели, в отличие от Моше, достигшего уровня «Твоего слуги», который мог видеть и оставаться в живых. И именно это видение он должен был передать своей аудитории, остальному еврейскому народу. Сам Моше учил сидящих перед ним так же, как учился он — на уровне видения!

Именно по этой причине его никто не смог заменить. Вот что означают слова: «Его учение было эффективным». Поскольку Моше учился у Б-га способу видения, только он может передавать вещи способом видения! Изучение Торы у Аарона и его сыновей, безусловно, незабываемый опыт, как и изучение Торы у семидесяти старцев, но речь идет о передаче информации, а не видения.

Посмотри мысленным взором

Все это хорошо, но, как всегда, хорошему приходит конец. Даже изучение Торы посредством осязаемого видения закончилось. Чувствительному опыту еврейского народа, когда они изучали Тору непосредственно от Б-га, пришел конец. Этот уровень был только для поколения пустыни, душ из иного мира, поколения, которому довелось увидеть раскрытие Б-га на море и на горе Синай, поколения, которое жило чудесами, ело манну с небес и не занималось мирскими делами.

Но поколение, вошедшее на эту землю (и последующие поколения), было низшими душами, которым приходилось работать с материальным аспектом мира; в поте лица твоего будешь есть хлеб. Эти поколения, которые не могут достичь такого высокого уровня изучения Торы, переживают раскрытие Б-га только через слух, через интеллектуальное понимание и прозрения, которые доказывают существование высшей реальности.

Мы уже много раз говорили о разнице между видением и слышанием в духовном плане. Простыми словами можно сказать: когда мы учились у Моше, понимание Торы находилось на неописуемом уровне. Их понимание Торы было осязаемым, а их связь с Б-гом, дающим Тору, была опытом абсолютной истины.

Так же, как это было с поколением пустыни, так будет и с поколением Освобождения. Состояние существования Освобождения будет состоянием видения и постижения абсолютной истины Б-га. Прежде всего, завеса будет снята, и закончится ложное представление о физической реальности, которая на первый взгляд живет и существует сама по себе. Наши физические глаза откроются, и мы увидим Самого Всевышнего, уровень, которого не заслужил даже Моше, как ему было сказано: «Человек не может увидеть Меня и остаться в живых».

Это видение распространится и на изучение Торы. Видение превратит абстрактные рассуждения в очевидные восприятия. Высокие уровни Б-жественности превратятся в понятную реальность. Эффект визуального обучения повлияет на само существо человека и даже на физическое тело как часть общего опыта. Этот способ обучения также позволяет обучать весь еврейский народ одновременно.

Недостатком слуха является необходимость использования слов, соответствующих уровню каждого слушателя. Что касается зрения, то здесь нет необходимости в излишнем словоблудии. Представление вещей в визуальной форме — это то, что одновременно понимают все, от величайших из великих до самых маленьких из малых.

Что касается нас, то хотя в хасидизме и говорится, что Моше хотел внедрить этот чудесный духовный уровень во все еврейские души на протяжении поколений, ему это не удалось. Поэтому в конце жизни о нем говорится: «Он увидел первую [часть] для себя», т.е. способ обучения через видение был уникальным и только для «себя». Что касается остального еврейского народа, там сказано: «А теперь Израиль, послушай…» Сейчас, до прихода Мошиаха и наступления Освобождения, остальные евреи не находится на уровне видения, и поэтому все, что они могут сделать, это просто слышать.

В любом случае Ребе Король Мошиах учит нас, что нам нужно вкусить обещания Освобождения еще до его наступления, как пробовать субботнюю еду до наступления субботы. То же самое и с изучением Торы в качестве подготовки к Освобождению, хотя мы еще не заслужили «видения», нам нужно попытаться усвоить наше изучение Торы так, как если бы мы видели; не учиться поверхностно, страницу за страницей, не вкладывая в обучение свое сердце и душу. Нужно (пытаться) видеть вещи, усвоить концепции, почувствовать близость к Творцу и, таким образом, заслужить, «и наши глаза увидят, когда Ты вернешься в Сион с милостью».

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter