Истинный лидер или Что Ребе попросил у Бегина

15.06.2020 1626 (1)
Истинный лидер или Что Ребе попросил у Бегина
Истинный лидер или Что Ребе попросил у Бегина

Начнем с шутки. Однажды местный раввин посетил дом богатого скряги, чтобы попросить того дать пожертвование для нужд общины. Когда богач отказался, раввин сказал ему: «Знай, что ты сейчас удостоился попасть в грядущий мир!»

Скряга удивился и раввин пояснил: «Много лет назад, один скряга перед своей смертью сказал, что желает быть похороненным со всеми своими деньгами. Когда он прибыл в небесный суд и его спросили, исполнил ли он заповедь благотворительности, он ответил, что взял с собой все свои деньги, чтобы распространять их в мире истины, где нет шарлатанов! Небесные судьи проанализировали дело и заявили, что он сможет войти в рай, если ещё два человека поступят подобным образом. Стали искать, но нашли только одного Кораха, который также был похоронен со своими деньгами. Дело застопорилось до сегодняшнего дня. Но теперь я вижу, что ты будешь третьим…»

Вызов лидерству

Одной из самых сложных ситуаций, в которых еврейский народ выразил недоверие своим лидерам и проявил неблагодарность по отношению к ним, является бунт Кораха и его приспешников против Моше, как это описано в недельной главе. Корах решил выступить против Моше с претензией, что Моше решал и делал всё самостоятельно, исходя из личных соображений. На первый взгляд, позиция Кораха звучит идеалистично: она основана на равенстве и направлена против культа личности.

Тем не менее, Корах ошибся в своём поведении; более того, модель социального влияния на общество, которую практиковал Моше, является воплощением истинного лидерства. Это также модель, проявленная в руководстве Короля Мошиаха.

Сказано в мидраше «Коэлет раба» (1:9), что последний освободитель еврейского народа подобен первому освободителю. Это не означает, что сам Моше будет Мошиахом, потому что Моше был из колена Леви, а Мошиах происходит из колена Йеуды. Скорее, сущность и лидерство Моше, с помощью которых он вывел еврейский народ из Египта, является прототипом и истинной сущностью Мошиаха; с помощью силы этого руководства и наступит полное Освобождение.

Что же особенного в руководстве Моше? В чем его уникальность, которую можно увидеть и у Мошиаха?

Хорошо известен мидраш о любви Моше к каждому человеку. Это выражалось в его заботе о сбившемся с пути ягнёнке, о чем засвидетельствовал сам Всевышний («Шмот раба» 2:2): «У тебя есть сострадание, чтобы вести овец из плоти и крови; так ты будешь пасти овец Моих».

Хасидизм объясняет это подробно. Суть в том, что связь между Моше и еврейским народом не была ограничена одним измерением жизни людей. Это было выражено в каждой детали жизни человека. Моше был «пастырем» еврейского народа во всех смыслах, духовных и материальных. Через него еврейский народ получил высокое духовное понимание и божественное откровение, через него прошел канал снабжения водой, пищей, мясом и другими физическими потребностями, которые есть у человека. Этого Корах не мог вынести!

Корах утверждал так: почему еврейскому народу недостаточно получить духовные достижения через Моше? Почему их материальные потребности также должны проходить через него? Такой уровень зависимости требует полного подчинения перед Моше. И Корах возмутился: «Почему ты возвышаешься над собранием Всевышнего?» Так зачем нужно абсолютное подчинение Моше?

Все включающее в себя лидерство

Эта роковая ошибка Кораха привела его к горькому концу, о чем и говорится в нашей главе. Корах не понял (или не захотел понять), что еврейский народ — это «ноги Моше». Моше был их «головой», и все они вместе — одно тело! Как говорит Ребе («Итваадует» 5710 том 1, стр. 128): «Основой связи главы поколения со всеми людьми является не связь двух вещей (даже не как связь отца и сына), а это буквально одно тело. Все члены поколения, отдельные конечности, получают жизненную силу от Ребе, головы».

Значение этой особой связи, созданной между Моше и каждым евреем, заключается в том, что жизнь каждого еврея стала зависеть от Моше и от его подчинения перед Моше. Как голова человека включает в себя все конечности и органы, и именно из головы жизненная сила притягивается к остальной части тела, так и «голова» еврейского народа — Моше — привлекает жизнь и щедрые дары для всего народа. Только через него они могут соединиться со Всевышним и получить не только духовную, но и физическую жизнь.

В течение истории были и есть режимы, отстаивающие важность и приоритет общества, даже если это происходит за счет индивидуума. С другой стороны, есть системы, которые делают упор на свободу и благо человека: каждый человек важен и иногда ради одного человека благо всего общества откладывается в сторону.

Руководство Моше (а затем и Мошиаха) выделяется своей уникальностью. Несмотря на социальную и даже глобальную ответственность, это не уменьшает его интереса и усилий ради каждого отдельно взятого еврея!

Это модель лидерства Мошиаха, и, следовательно, наступающее Освобождение произойдет таким образом, что «никто не будет отвергнут», поскольку Мошиаху недостаточно общего Освобождения еврейского народа, а он хочет освободить каждого еврея.

В этом поколении нет никого, подобного Ребе Королю Мошиаху, который воплощал бы эту форму лидерства наилучшим образом. С одной стороны, высокие духовные откровения и глобальные действия, подобно которым мы никогда не видели прежде; с другой стороны, забота и внимание к каждому еврею, каким бы он ни был, и даже к его совершенно материальным потребностям!

Что касается нас, нам нужно извлечь уроки из ошибки Кораха и аннулировать свое «я» на пути исполнения порученных нам задач главой поколения. Кроме того, мы должны заботиться как о каждом человеке, так и обо всем обществе одновременно. Это нужно делать с вниманием и чувствительностью к конкретной ситуации каждого человека, так же как и Ребе...

Личная просьба Ребе

Мы закончим рассказом, который показывает, насколько важен каждый еврей для Ребе Короля Мошиаха. Премьер-министр Менахем Бегин встречался с Ребе несколько раз. В конце визита Бегина в качестве премьер-министра Израиля, Ребе попросил его о личной услуге. Бегин был рад угодить.

Ребе рассказал ему о письме, которое он получил из Франции. Одна еврейская девушка планировала выйти замуж за нееврея и мольбы её родителей не были услышаны. Тогда они обратились к Ребе за советом.

«Я не сомневаюсь, что если бы такой известный человек, как вы, поговорил бы с ней по-французски, она бы отнеслась уважительно и это повлияло бы на нее в правильном направлении», — сказал Ребе.

Бегин согласился. Ребе сообщил ему подробности и попросил прислать ему счет за внеплановую остановку во Франции.

Бегин поговорил с девушкой и та решила уехать в Израиль, разорвав при этом связь с неевреем. Позже она вышла замуж за еврея и жила в Иерусалиме. Ребе заплатил за остановку во Франции, как и обещал.

Когда Бегин рассказывал об этом, он удивлялся тому, что Ребе выбрал такую «личную услугу» вместо того, чтобы попросить профинансировать свои учреждения в Израиле...

Источники: «Тания» гл. 2, беседа Ребе 12 Тамуза 5710 г., эссе «Эти правопорядки» 5714 г.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Читайте еще на эту тему:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter