СБП. Дни Мошиаха! 5 Тишрея 5785 г., второй день недели Браха | 2024-10-07 04:55

Б-г обязан освободить своего первенца чудесами

Как Б-г исполняет заповедь «выкуп первенца»? И с каких пор у Б-га есть дети и кто из них первенец?

Перевод:Д. Беляев 13.06.2023 0 648 мин.

Начнем с шутки. Моше приготовил роскошную трапезу по поводу исполнения заповеди «выкупа первенца». Вдруг, в самый разгар праздника один из гостей говорит Моше: «Ты же коэн, а коэн освобожден от заповеди выкупа первенцев!» Моше ответил раздосадовано: «И ты все это время молчал? А сейчас, когда у меня уже восьмой родился, ты решил сказать…»

Отцовское спасение

Одна из заповедей, которая упоминается в конце недельной главы «Корах» — это заповедь «выкупа первенца». Каждый мальчик, который является первенцем своей матери, должен быть выкуплен на тридцатый день. Отец ребенка дает пять монет коэну, и таким образом он выкупает своего сына.

На слова: «Возвестил Он слова Свои Яакову, уставы и законы Свои — Израилю», мидраш объясняет, что качества Б-га не похожи на качества человека. Человек говорит другим делать что-то, а сам ничего не делает. Б-г не такой. То, что Он делает, Он велит делать Израилю. Это означает, что каждую заповедь, которую Б-г повелевает нам исполнить, Он исполняет.

Как Б-г исполняет заповедь «выкуп первенца»? И с каких пор у Б-га есть дети и кто из них первенец?

Любавический Ребе ШЛИТА Король Мошиах объясняет, опираясь на мидраш, что «отец — Б-г, а сын — Израиль». Подобно тому, как отец обязан обрезать своего сына, обучить его Торе и заповедям, женить его, кормить и одевать, так и Б-г обрезал народ Израиля (через Йеошуа бин Нуна), дал ему Тору и обучил заповедям, повелел ему (и дал способность) производить потомство, и Он (до сегодняшнего дня!) кормит и поддерживает его.

На самом деле это не является новшеством мидраша, потому что это уже сказано в Торе. Про весь еврейский народ Тора говорит (Шмот 4:22): «Сын Мой, первенец Мой Израиль». Это означает, что мы не просто дети Б-га, а Его первенцы, и поэтому у Б-га есть обязанность и своего рода заповедь освободить еврейский народ из изгнания и привести полное Освобождение. Таким образом, Б-г исполняет заповедь выкупа первенца.

Кто-то захочет сказать, что в Талмуде сказано, что «Б-г — коэн», а у коэнов (и левитов) нет заповеди выкупа первенца и Б-г освобожден от того, чтобы даровать Освобождение и выкупить нас из горького изгнания.

Ребе ШЛИТА объясняет кое-что удивительное и новаторское, что очень связано с внутренней сущностью Освобождения. Согласно Ребе, поистине, каждый первенец (даже первенец коэна или левита) обязан быть выкуплен, потому что каждый первенец принадлежит Б-гу. Причина, по которой коэны и левиты не выкупают своих первенцев, состоит в том, что из-за высокой степени их врожденной святости выкуп не может помочь и недостаточен для того, чтобы вывести их из-под власти Б-га. Невозможно выкупить такую огромную святость, как святость коэнов и левитов, пятью монетами. Даже десять или двадцать монет не помогут. Коэны и левиты святы уже самими своими телами и сущностями, «потому что они истинно взяты Мной из народа Израиля». Это не может быть изменено или заменено деньгами!

Так же и с Освобождением; поскольку мы «дети коэна», обязанность нашего Отца — Всевышнего — выкупить нас из изгнания и привести нас к Освобождению, но не к такому Освобождению, которое мы ощущаем и живем собственным индивидуальным существованием, не к такому Освобождению, к которому мы «принадлежим» в нашем собственном владении. Скорее, это Освобождение, в которое мы выходим из изгнания и остаемся в уделе Б-га навсегда, святыми и соединенными с Ним навечно!

Вечное освобождение

В связи с темой заповеди выкупа первенца важно упомянуть необычное объяснение Ребе ШЛИТА в конце трактата «Псахим». Талмуд рассказывает, что рабби Симлай присутствовал на выкупе первенца, в ходе которого он вступил в дискуссию по еврейскому закону о благословении заповеди. Те, кто задали ему вопрос, хотели узнать, кто произносит благословение «Давший нам дожить» во время исполнения заповеди выкупа первенца. Они уточнили, что уверены, что благословение на исполнение заповеди «…повелевший нам выкупать первенца» должен произносить отец мальчика, а кто произносит «Давший нам дожить»? Произносит коэн, потому что он рад выкупу за первенца, или отец мальчика, потому что это его заповедь?

Рабби Симлай не знал, поэтому он пошел в дом учения и спросил. Те, кто был в доме учения, сказали, что отец мальчика произносит два благословения, и это постановление еврейского закона.

В глубоком, сложном трактате, объединяющем Вавилонский и Иерусалимский Талмуды, Ребе объясняет этот момент в соответствии с законами и их скрытой частью. Следующее мистическое, каббалистическое объяснение связано с нашей темой.

«Отец мальчика» и «коэн» символизируют два совершенно разных духовных уровня. «Отец» символизирует аспект Высшей мудрости, которая вне ограничений этого мира. Тора предшествовала миру, а мудрость Торы предшествовала существованию мира. Поэтому, когда мы говорим о Б-ге «Отец» или «Отец мальчика» (а мы — «мальчик»), мы подразумеваем сверхъестественное проявление Б-га, которое выходит абсолютно за рамки природы. С другой стороны, «коэн» символизирует «человека доброты», божественный атрибут «доброты», являющийся центральным аспектом сотворения мира. «Мир построен на основе доброты». «Коэн» символизирует природное, ограниченное проявление Творца, проявление, связанное с существованием мира и границами природы.

Когда рабби Симлай «соприкоснулся» с темой освобождения еврейского народа из изгнания, ему стало ясно, что благословение для этой заповеди должен произносить отец мальчика. То есть, он понимает, что освобождение еврейского народа из изгнания может быть связано только с «Отцом мальчика», с тем божественным уровнем, который находится над миром.

Само Освобождение придет только через сверхъестественным уровнем власти Б-га («Отец мальчика»), как и в случае с первым Освобождением, исходом из Египта. «Владыка царей, раскрылся им в Своей Славе и Сущности и освободил их». Вопреки качеству справедливости — что это некорректно, неправильно и бессмысленно, поскольку «те служат идолам, и эти служат идолам», — они были освобождены.

Так же и с последним Освобождением наше избавление придет напрямую от Самого Б-га, за пределами обычного порядка вещей и вне всяких подсчетов заповедей и грехов.

Сверхъестественное освобождение

Рабби Симлай знал это, поэтому у него не было сомнений. Дилемма у рабби Симлая возникла, когда он задумался о том, как на самом деле произойдет Освобождение, как оно повлияет на мир и изменит его, как оно раскроется в («Давший нам жизнь…» до) «этого времени».

Наступит Освобождение постепенно, в соответствии с законами природы и мира (коэн произносит благословение) или Освобождение придет быстро, «в один час и в одно мгновение», с невероятной добротой и милосердием, не соответствующими ограниченности природы, каким и должно быть милосердие отца к своим детям (отец мальчика произносит благословение).

В чем же логическая основа этого обсуждения?

С одной стороны, коэн произносит благословение, потому что получает выгоду, Сам Б-г находится в изгнании вместе с еврейским народом и страдает вместе с ним от тягот изгнания. После того как еврейский народ освободится, Б-г освободит и Себя! Ему больше всех «выгодно» Освобождение! Если это так, то мы можем сказать, что подобно тому, как Б-г скрыл Себя за законами природы и страдал в страшном изгнании, точно так же Он скроется за законами природы, чтобы привести Освобождение.

С другой стороны, мы можем сказать, что отцу мальчика следует произнести благословение, потому что он исполняет заповедь. Освобождение — это не просто выгода или польза, а важнейшая заповедь в иудаизме, в той мере, в какой она является частью тринадцати принципов веры. Поэтому Б-г приведет Освобождение Сам, не облекаясь в законы природы.

Еврейский закон постановляет, что «отец мальчика произносит два благословения» — они оба являются источником Освобождения и реальным воплощением Освобождения, превосходящим за законы природы внутри природы, с величайшей добротой и быстротой.

В завершение мы расскажем историю о силе заповеди выкупа первенцев, рассказанную раввином Авраам-Яаковом Коэном:

Как-то раз к моему отцу пришла женщина, которая внешне не была похоже на верующую, и попросила его исполнить заповедь выкуп первенца для ее сына. Мой отец спросил ее, почему она пришла к нему, поскольку, внешне, она не выглядела как верующая.

Она рассказала, что однажды когда она гуляла со своим сыном в коляске, ей встретилась пожилая женщина, которую она раньше (или с тех пор) никогда не видела. Женщина сказала ей: «Какой очаровательный малыш… Вы исполнили для него выкуп первенца?»

Она стала расспрашивать, что такое выкуп первенца и как его делают, и в итоге ей посоветовали обратиться к моему отцу. Мой отец исполнил заповедь выкуп первенца и рассказал этой женщине, что в Торе есть и другие заповеди, такие как суббота, кашрут и т.д. В итоге женщина стала верующей, а ребенок вырос соблюдающим и достойным человеком.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter