В нашей главе рассказывается, что когда все люди мира увидали, что Всевышний поддерживает Авраама во всём и посылает удачу всем его начинаниям, то правитель Авимелех заключил с ним союз. После этого рассказывается, что Авраам «посадил тамариск в Беэр-Шеве и провозгласил имя Всевышнего над всем миром» (РАШИ объясняет, что под этим подразумевается сад, в котором Авраам выращивал чудесные фрукты, чтобы угощать ими гостей. В другом же объяснении под словом «тамариск» подразумевается гостиница или постоялый двор, который открыл Авраам. Тамариск — на иврите «эшель», что также означает аббревиатуру из трёх слов «охель», «штия» и «лина» — «еда», «питьё» и «ночлег»). И сразу же после этого, в Торе приводится повествование о жертвоприношении Ицхака.
Понятно, почему Тора повествует нам о деятельности Авраама по распространению веры во Всевышнего [«И провозгласил имя Всевышнего над всем миром»]. Ведь это и была главная забота Авраама — распространять в мире веру в единого Творца. Но не понятно, для чего так важно было упомянуть о тамариске? Разве в этом основное величие Авраама? И также непонятно, какая связь между тамариском и жертвоприношением Ицхака — самым тяжким испытанием, которому Всевышний подверг Авраама?
Самое простое значение слова «тамариск» (эшель) — это «высокое дерево». То есть Авраам посадил дерево в Беэр-Шеве. Но Талмуд приводит объяснение, что Авраам посадил фруктовый сад посреди пустыни, для того, чтобы потчевать своих гостей. А другое объяснение, что под этим подразумевался постоялый двор, для принятия гостей и обеспечения их едой, питьём и ночлегом.
Много уже говорилось о гостеприимстве Авраама, который обеспечивал гостей не только самым необходимым, но и баловал их. В комментариях упоминается, что Авраам даже создал суд, в котором помогали уладить конфликты между гостями.
Такое гостеприимство не уживается ни с каким здравым смыслом или размышлением! Здравый смысл говорит что надо оказывать благодеяние, давать пожертвование и обеспечить гостю всё необходимое. И всё это из милосердия к гостям. Но нет никаких причин начинать баловать гостей. Все излишние удовольствия человек обычно бережёт для своих детей а не для чужих людей. Но тут появляется Авраам и учит нас обращаться с чужими людьми как и с собственными детьми!
Такое гостеприимство Авраама свидетельствует о его служении Всевышнему. Он не просто служил Всевышнему, а делал это с самопожертвованием, которое выше всякого здравого смысла. И апогеем этого самопожертвования являлось испытание, когда Авраам получил указание от Всевышнего принести в жертву Ицхака.
Величие этого испытания оно выше всякого разума и понимания. Ицхак родился после того, как Всевышний пообещал Аврааму, что «В Ицхаке будет твоё продолжение». Ицхак являлся единственным продолжателем Авраама. Так где же здравый смысл — приказать принести Ицхака в жертву? Но несмотря на отсутствие здравого смысла, Авраам и Ицхак отправились вместе и с радостью исполнить волю Всевышнего.
В этом и заключается связь между тамариском («эшель») и историей с жертвоприношением. И связь эта — преданность Авраама гостеприимству, которая была у него выше всякой логики и понимания. И это качество перешло от Авраама к Ицхаку, который с радостью пошёл исполнять волю Всевышнего о собственном жертвоприношении.
Отсюда есть указание всем нам. Детей необходимо воспитывать так, чтобы у них было желание совершать благодеяния, которые выше всякой логики и здравого смысла. Давать гостям не только самое необходимое, но и баловать их для того, чтобы у них было всё самое лучшее. Таким образом будет выращено поколение, готовое на самопожертвование, поколение, способное выстоять во всех трудностях изгнания и прийти к полному Освобождению!