21 Тишрея 5782 года, второй день недели, гл. Браха

Разница между чтением «Слушай, Израиль» и изучением Торы

Разница между чтением «Шма» и изучением Торы: заповедью чтения «Шма» связана со временем, а заповедь изучения Торы является постоянной.

3100 (3)
Источник: «Ликутей Сихот» том 14, стр. 21-23
Разница между  чтением «Слушай, Израиль» и изучением Торы
«Слушай, Израиль»

В нашей недельной главе Торы приводятся две важнейшие вещи в еврейской жизни: заповедь чтения «Слушай, Израиль» («Шма») и заповедь изучения Торы, как сказано («Дварим» 6:7): «И повторяй их сынам твоим, и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, ложась и вставая». Причем, как это сразу видно, обе заповеди находятся в одном и том же предложении. Также интересно отметить, что это две заповеди взаимосвязаны: читая «Шма» утром и вечером, человек исполняет заповедь изучения Торы, которой нужно «заниматься днем и ночью», а если во время изучения Торы человек читает соответствующий отрывок из книги «Дварим», то он исполняет при этом заповедь чтения «Шма».

Но между ними есть также и большая разница:

Обязанность читать «Шма» исполняется два раза в день — утром и вечером, как об этом ясно сказано: «…ложась и вставая». Каждое чтение при этом является самостоятельной идеей, как видно хотя бы из того, что и утром, и вечером, мы произносим благословение перед чтением «Шма». А заповедь изучения Торы не разделяется на части. Даже если человек изучает ее в течение дня с перерывами, он произносит только одно благословение на Тору — утром, и оно распространяется на весь день.

Но, на первый взгляд, должно было быть наоборот:

Изучение Торы связано с пониманием и постижением, так как эта заповедь требует понять изученный материал; если же человек не понимает то, что он учит в Устной Торе, то он не исполняет заповеди и тогда нельзя произносить благословение на изучение Торы. И так как в понимании людей есть различия и способность понятия у людей зависит от времени, то именно изучение Торы должно быть связано с ограничениями времени и разделением на части.

Заповедь чтения «Шма», в свою очередь, символизирует принятие власти Небес и единство Всевышнего, что должно быть у каждого еврея. И так как эти вещи являются постоянной обязанностью, то можно предположить, что эта заповедь является неразрывной и в ней не должно быть различий между утром и вечером.

Ребе Король Мошиах дает несколько объяснений на это и вот одно из них:

Жизнь человека разделяется на дни, а целые дни, в свою очередь, на дни и ночи, как сказано: «И был вечер и было утро: день один». И в этом дается намек на цель служения человека.

Как известно, цель человека заключается в том чтобы сделать Всевышнему жилище в нашем мире. То есть, не отвергать в своей работе реальность мира, а сделать так, чтобы мир в таком состоянии, как он есть, стал бы жилищем для раскрытия Всевышнего. И чтобы при этом было видно и ощутимо, что все существование мира возможно только благодаря Всевышнему.

На это намекают слова «И был вечер и было утро: день один». Нужно связать вместе вечер (тьму) с утром (свет) — объединить самое нижнее (мир) с самым высшим (Всевышний) и тогда будет один день. И нужно напомнить слова наших учителей, что произнося слово «один» («эхад», буквы «алеф-хет-далет») нужно иметь в виду: «алеф» (1) — что Всевышний один, «хет» (8) — что Он один в семи небесах и на земле, «далет» (4) — четыре стороны света. И используемое слово «один», а не «единственный», показывает на наличие какой-то другой реальности кроме Всевышнего, но, тем не менее, Всевышний — один. Другими словами, реальность «ночи» объединяется и входит в реальность «дня».

И в этом как раз и заключается работа в чтении «Шма»: «Слушай, Израиль… Б-г один» — раскрыть во всем мире единство Всевышнего. Поэтому эта заповедь связана с двумя временными отрезками — днем и ночью — не для того, чтобы подчеркнуть их разобщенность, а, напротив, чтобы с помощью работы в этих двух направлениях объединить их в «один день».

А Тора, которая не воспринимается мирскими делами, а только воплощается в них, не имеет отношении к (нижнему) миру, поэтому мрак в мире не оказывает на нее влияния. Тора сравнивается нашими учителями с огнем — она также не принимает духовной нечистоты, поэтому заповедь ее изучения не ограничивается временем.

Опубликовано: 10.08.2014

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter