Если бы мы удостоились, то воспринимали бы всё прямо Свыше так, как оно существует в духовном плане. Тогда нам было бы ясно, что если данное явление таково в духовном плане, оно должно быть таким-то и таким-то в плане материальном. В принципе, все в мире может быть воспринято непосредственно Свыше и увидено таким, каково оно в духовном мире, и на основании этого понято в своем материальном облике.
Ребе РАЯЦ рассказывал о своем отце, Ребе РАШАБа, что тот не любил, когда его заставляли делать перерыв между омовением рук и благословением над хлебом. «Перерыв» с точки зрения еврейского закона — это разговор на постороннюю тему или потеря слишком большого времени, но Ребе РАШАБ не хотел отвлекаться даже мысленно.
И в связи с этим Ребе РАЯЦ рассказал следующее. В 1894-1895 годах профессора медицины сделали открытие, обнаружив, от какой части мозга зависит память и способность к сосредоточению. Однажды во время обеда младший брат Ребе РАШАБа с большим восторгом рассказал об этом открытии. Ребе выслушал и ничего не сказал, но после прочтения послеобеденной молитвы попросил всех немного подождать, ушел в свою комнату и принес оттуда рукопись Мителер Ребе. Ребе РАШАБ показал, что там в шести-семи строчках сказано о механизме памяти именно то, что открыли профессора.
Тогда у него спросили: «Выходит, что Мителер Ребе был великим профессором?». Ребе РАШАБ ответил: «Он знал это так, как оно существует в высших духовных сферах, образующих то, что в каббале называется „высшим человеком“. Отсюда ясно, что то же самое есть и у земного человека».
Тем более сказанное верно в отношении Торы. Нет никакого сомнения в том, что всё, что содержится в Торе, может быть воспринято Свыше в своем духовном облике и уже потом «спущено» в материальные формы. Алтер Ребе пишет, что в будущем, после прихода Мошиаха, изучение еврейского закона будет идти «сверху вниз»: изучив ее духовный аспект, будут знать, как данный закон выражается в материальной форме.
Поскольку мы еще не удостоились этого, нам приходится идти «снизу вверх»: исследовать явления такими, какими они существуют в материальном мире, и с помощью этого постигать их духовный аспект.