17 Тишрея 5782 года, пятый день недели, гл. Браха

Благотворительность в семье

Талмуд повествует, что великий мудрец Аба Хилкия и его жена были одинаково щедрыми, но когда они во время засухи молились о дожде, то на ее молитвы Б-г отвечал раньше, чем на молитвы ее мужа.

3692 (0)
Благотворительность в семье
Благотворительность в семье

В главе Торы «Ваэтханан» содержится всем знакомая молитва «Шма Исраэль», которую мы произносим три раза в день. Один из стихов этой молитвы гласит: «И обучай им (словам Торы] детей твоих…»

Талмуд повествует, что великий мудрец Аба Хилкия и его жена были одинаково щедрыми, но когда они во время засухи молились о дожде, то на ее молитвы Б-г отвечал раньше, чем на молитвы ее мужа. Объясняется это тем, что Аба Хилкия давал нуждающимся деньги, чтобы они купили себе еду, а его жена давала голодным готовую еду, а не лишь средства, на которые ее можно было купить. Из-за такой ее предусмотрительности отвечал Б-г на ее молитвы раньше, чем на молитвы мужа.

Благотворительность не ограничивается материальной помощью. Она распространяется и на удовлетворение духовных потребностей. Например, обеспечить полноценное еврейское образование и воспитание своим детям (ибо помощь своим родным — такая же благотворительность, как и помощь чужому человеку) — не менее важная Цедака, чем накормить их и одеть. Как правило, отец обеспечивает материальные средства, а мать дает ребенку пищу — физическую и духовную.

Каждому еврейскому отцу Б-г заповедал: «Обучай им детей твоих». Большинство отцов не обучают сами своих детей. Они нанимают учителей или отдают детей в еврейскую школу и таким образом косвенно исполняют эту заповедь.

Основатель хасидизма ХАБАД Алтер Ребе однажды сказал одному из своих хасидов: «Я должен исполнить заповедь „И обучай им детей твоих“. Ты должен материально обеспечить свою семью. Давай поменяемся. Я помогу тебе деньгами для исполнения твоей заповеди, а ты поможешь мне исполнить мою и будешь обучать моего Береле». Хасид стал обучать его юного сына Дов-Бера, который впоследствии стал известен как Миттелер Ребе — второй Ребе в хасидской династии.

Проявляя благотворительность по отношению к своему ребенку, отец обеспечивает его ве столько собственно духовной пищей, сколько возможностью ее получить: он платит учителю, а учитель обучает ребенка. Мать, со своей стороны, дает ребенку духовную пищу реально: она следит, чтобы мальчик всегда носил Талит Катан (четырехугольное одеяние с кистями), чтобы ребенок совершал омовение рук возле постели («негель вассер»), чтобы он произносил благословения перед едой и питьем и т.д.

Даже если ребенок учится в хедере, йешиве или в обычной школе, то усилия его учителей будут тщетными, если дома он не будет выполнять того, чему его научили в школе. За всем должна следить мать. Она должна воспитывать ребенка согласно Торе, и тогда, подобно жене Абы Хилкия, она заслужит «дожди» благословения и успеха для всей своей семьи.

Опубликовано: 25.07.2004

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter