СБП. Дни Мошиаха! 8 Хешвана 5785 г., суббота недели Вайера | 2024-11-09 09:18

Учимся от зла

20 лет, проведенных с Лаваном, не повлияли на праведность и нравственность Яакова, и поэтому он был неуязвим для угроз Эсава.

Перевод:Д. Беляев 03.12.2023 0 621 мин.

Послание Яакова Эсаву

Яаков бежал от своего брата Эсава и прожил у своего дяди Лавана 20 лет. В нашей недельной главе «Ваишлах» рассказывается о том, что Яаков возвращается домой, обеспокоенный тем, что Эсав все еще питает к нему ненависть. И действительно, после того как Яаков послал ангелов проверить угрозу, исходящую от Эсава, они вернулись со страшным сообщением о том, что тот уже в пути, чтобы противостоять Яакову вместе с 400 до зубов вооруженными воинами.

Яаков велел ангелам сообщить Эсаву: «У Лавана я жил и я задержался доныне». РАШИ в своем комментарии к словам «у Лавана я жил» говорит, что сумма цифровых значений (букв в слове) «жительствовал» равно 613, что говорит о том, что живя у Лавана Яаков соблюдал шестьсот тринадцать заповедей и не учился (плохому, глядя на) его дурные поступки.

Послание Яакова Эсаву состояло в том, что он не должен думать, будто Яаков уязвим, потому что жил у Лавана, чье зло, возможно, передалось и ему. Яаков, поэтому, заявил, что, несмотря на то, что он прожил у Лавана так много лет, он соблюдал все заповеди и не отклонялся от своего праведного пути.

Комментаторы спрашивают, почему РАШИ считает нужным добавить, что Яаков не учился от злодеяний Лавана. Разве не очевидно, что, если он соблюдал все 613 заповедей, он не подражал Лавану? Если бы он вел себя безнравственно, как Лаван, это означало бы, что он и вовсе не соблюдал многие из заповедей.

Вести себя безнравственно с позволения Торы

Один из способов объяснить смысл слов о том, что он не научился у Лавана дурному поведению, заключается в том, что даже еврей, формально соблюдающий все 613 заповедей, все равно может найти способы вести себя безнравственно.

РАМБАН объясняет стих «святы будьте» в том смысле, что можно вести себя отвратительно и делать это с согласия Торы. Это означает, что можно технически соблюдать все заповеди, но использовать лазейки, позволяющие вести себя не совсем праведно. Например, можно есть кошерную пищу, но при этом заниматься чревоугодием. Поэтому, хотя такой человек не нарушил ни одной из заповедей, нельзя сказать, что его поступки чисты и неподкупны.

Следовательно, послание Яакова Эсаву было не только в том, что он соблюдал все заповеди, но и в том, что он не позволил скомпрометировавшей его морали Лавана ни в малейшей степени запятнать его. 20 лет, проведенных с Лаваном, который был страшнее фараона, о котором говорится в Агаде, не повлияли на праведность и нравственность Яакова, и поэтому он был неуязвим для угроз Эсава.

Но когда Яакову сказали, что Эсав идет с 400 воинами, Яаков испугался. Почему?

Ответ кроется в символизме этого числа. Одно из объяснений значения числа 400 в данном контексте заключается в том, что 400 — это количество лет, в течение которых Б-г сказал Аврааму, что его потомки будут находиться в изгнании.

Придя с 400 людьми (что, кстати, является гематрией слов «руки Эсава»), Эсав хотел подсознательно сообщить Яакову, что, хотя тот мог сопротивляться влиянию Лавана в течение 20 лет (квадратный корень из 400), которые он провел с Лаваном, Яаков и его потомки не могли оставаться невосприимчивыми к угрозе и влиянию будущего изгнания.

Яаков чувствовал, что хотя влияние Лавана не отразилось на нем, он боялся, что Эсав все еще может представлять угрозу, потому что, хотя Яаков мог быть защищен от влияния Лавана в течение 20 лет, он не получил гарантии, что его потомство переживет опасность 400 (20 * 20) лет в изгнании.

Учиться у зла

Существует более глубокомысленный способ объяснить, почему Яаков произнес слова «не учился (плохому, глядя на) его дурные поступки» после того, как заявил, что соблюдал все 613 заповедей. Этот подход требует более углубленного понимания того, как мы должны относиться к злу, существует три подхода:

На самом базовом уровне зло существует для того, чтобы мы противостояли ему и в конечном итоге уничтожили его. Эта форма зла не может быть исправлена и должна быть уничтожена. Народ Амалек из ТАНАХа — олицетворение этой формы зла, в отношении которого Тора предписывает нам уничтожить и стереть память о нем.

Есть и второй способ борьбы со злом. Помимо противостояния злу, мы должны стараться извлекать из него уроки. Псалмопевец говорит: «Заповедь Твоя сделала меня мудрее врагов моих». Один из вариантов толкования этого стиха заключается в том, что мы можем и должны извлекать положительные уроки из зла. Например, если мы видим, как злой человек с энтузиазмом совершает преступление, мы учимся тому, что и мы должны выполнять заповедь с энтузиазмом. В самом деле, рабби Зуша из Аниполи, великий хасидский учитель, известен своим утверждением, что мы можем извлечь семь уроков из действий вора.

Преимущество этого подхода перед первым заключается в том, что, извлекая уроки из зла, мы способны трансформировать это зло, поскольку оно становится двигателем нашего более позитивного поведения.

Однако у этого подхода есть и недостаток. Если злое поведение мотивирует нас на совершение добра, то зло отнимает часть энергии у сил святости и позволяет злу оправдывать свое существование.

Третий уровень — это уровень, на котором нам не нужно, чтобы зло преподносило нам уроки, потому что мы стоим на порядок выше зла, купаясь в свете святости и позитива, по отношению к которым зла не существует.

Первые два уровня представляют собой трудности изгнания, когда мы сосуществуем с силами зла. Эта ситуация заставляет нас либо бороться со злом, стремясь уничтожить его, либо, наоборот, пытаться найти в зле положительные уроки, которые позволят нам расти, получая дополнительный заряд энергии от сил нечистоты. На третьем уровне нет необходимости вступать в борьбу со злом и бороться с ним.

В этом также заключается разница между концентрацией внимания еврея в будни и концентрацией внимания еврея в субботу.

В будние дни мы должны бороться со злом. Мы противостоим ему, сопротивляемся ему и даже пытаемся использовать его в святых целях. Но динамика будней чревата опасностью, потому что борьба со злом может также негативно повлиять на нас и опустить нас вниз.

Суббота в свою очередь поднимает нас на уровень мирной духовности, где мы стоим над нечистотой будней, и нам не нужно бороться со злом, не нужно извлекать из него уроки. Мы черпаем силу в единении с чистой, незамутненной святостью.

Теперь понятно, что имел в виду Яаков, когда добавил слова «не учился (плохому, глядя на) его дурные поступки». Яаков намекнул, что он не только соблюдал все заповеди, но ему даже не нужно было извлекать положительные уроки из дурных поступков Лавана, потому что, несмотря на отношения с Лаваном, он был полностью над борьбой с ним и жил в духе субботы, даже находясь в режиме будней и изгнания.

Яаков соблюдал субботу

Это объясняет загадочный мидраш, согласно которому Яаков в доме Лавана только соблюдал субботу. Это, казалось бы, противоречит утверждению Раши, что он соблюдал все 613 заповедей.

Ответ заключается в том, что Яаков, несмотря на связь с Лаваном, оставался отстраненным и находился в режиме непрерывной субботы.

В этом также заключается разница между изгнанием и Освобождением. Во времена Освобождения нам больше не придется иметь дело со злом в любой его форме. Мы будем жить в режиме непрерывной субботы, развиваясь и преуспевая, не испытывая потребности сталкиваться со злом. Так пусть же мы увидим, как это произойдет в самое ближайшее время!

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще: