Наша недельная глава Торы называется «Берейшит» («В начале»). Это самая первая глава в Торе и она начинается с повествования о сотворении Всевышним нашего мира, как сказано: «В начале сотворения Всевышним неба и земли...»
РАШИ — величайший комментатор Торы — объясняя данную фразу пишет так: «Тору следовало бы начать с (того что Всевышний заповедует нам самую первую заповедь о новомесячье) „месяц этот для вас глава всех месяцев“ но почему же Он начал Тору с (рассказа) о сотворении мира?»
Ведь Тора (слово «Тора» происходит от слова «ораа» — «указание») предназначена для того, чтобы указывать евреям правильный путь в жизни и в соблюдении заповедей и по этому должна была начинаться с описания первой заповеди.
На это отвечает рабби Ицхак: «Если придут народы мира и скажут вам „Захватчики вы, захватили землю семи народов“, то ответ на это будет таков: „Вся земля принадлежит Всевышнему. Он сотворил её и дал в пользование, кому захотел. По Его желанию земля была дана этим народам и по Его же желанию Он забрал её у них и отдал нам!“»
Этот комментарий приведен для того, чтобы отвергнуть претензии народов мира к евреям и из-за этого в Торе изменён порядок и вместо того, чтобы начинаться с (описания первой заповеди) «Этот месяц», она начинается с (повествования о сотворении мира) «В начале сотворил».
Это всё вызывает недоумение. Неужели претензии народов мира настолько важны? И еще: ведь ответ народам мира можно было бы привести в Устной Торе, а не менять для этого весь порядок Письменной Торы?
Необходимо понять. То, что Тора начинается с (повествования о сотворении мира) «Берейшит», это не только для того, чтобы ответить народам мира (на их претензии), а также и для самих евреев. Эти слова предназначены не только для ушей народов мира. В них заключёно очень глубокое указание и для евреев, что Тора предназначена для них.
Жизнь еврея состоит из двух частей: соблюдения Торы и заповедей и обычной повседневной рутины. Когда Тора заповедует нам исполнить ту или иную заповедь, то это ещё можно понять. Но от нас требуется большее. От нас требуется, чтобы вся наша, даже повседневная рутинная жизнь была посвящена Всевышнему. Чтобы все наши материальные (а не только духовные) действия совершались во имя Небес! А ведь это уже является прямым вмешательством в нашу личную жизнь!
Это и есть внутренний смысл претензии: «Захватчики вы — захватили землю семи народов!» (Имеются в виду) все приземлённые, материальные, личные жизненные аспекты. По какому праву от нас требуют «захватить» (оккупировать) их и привести их во власть духовной святости!?
Для этого и дан ответ: «Вся земля принадлежит Всевышнему»! Нет никакого разделения между жизни по Торе и заповедям и повседневной материальной жизнью. Все стороны жизни еврея принадлежат Всевышнему! С одной стороны Он передал все аспекты материальной жизни в руки людей, но с другой стороны Он требует от нас «захватить» эту материальность и сделать из неё «Землю Израиля» (поднять всё это к святости, также, как и Земля Израиля духовно возвышенна над другими землями).
Разделение между святостью и материальностью это то, что установил Всевышний. Он разделил эти два аспекта и теперь Он требует от нас внедрить духовную святость в нашу материальную жизнь (как и следует из выше приведенного комментария РАШИ): «По Его желанию была дана им [для материальности] и по Его же желанию была забрана у них и передана нам [для духовности].
Если еврейский народ освящает духовностью свою материальную жизнь, то этим он исполняет волю Всевышнего и внедряет духовную святость в этот материальный мир!