Содержание беседы: Порядок изучения Торы. «В начале создания Всесильным» — корень веры. Вопросы по поводу притязаний народов мира в отношении евреев. Вопросы по поводу ответа «вся земля… Он дал». Определение указаний перед Дарованием Торы. «В начале» — указание на ответ евреев. Смена владельца — изменение сути навеки. Право неевреям владеть Землей Израиля было дано после ее создания. То же желание — «дал им… отнял у них». Истории в Торе объясняют идею того, что «отдал нам». Порядок вещей в Торе — указание. Первая передача дает возможность абсолютного права. Порядок вещей учит нас о порядке развития Торы.
1. Порядок изучения Торы
Говорилось неоднократно, что хотя РАШИ в своем комментарии на Тору объясняет ее простой смысл («пшат»), как сам РАШИ замечает много раз, сразу в первой главе1: «Я же намерен лишь выяснить прямой смысл стиха»2, но, тем не менее, его комментарий включает в себя «поразительные вещи»2* из других частей Торы и даже3 «тайны Торы». И как говорит4 Алтер Ребе, что «комментарий РАШИ на Пятикнижие является вином Торы».
Но для того, чтобы дойти до «поразительных вещей» и до «вина Торы» в комментарии РАШИ, необходимо углубиться и сначала понять простой смысл. Так как все поразительные вещи и тайны Торы скрываются в самом комментарии РАШИ, где он объясняет простой смысл Пятикнижия5.
И так как РАШИ не написал специальное предисловие к своему комментарию, как это делали другие комментаторы, нужно сказать, что он намекнул на это по крайней мере в своем первом абзаце: «Сказал рабби Ицхак: „Надлежало бы начать Тору со (стиха) ‘Этот месяц для вас — глава месяцев’, который является первой заповедью, данной (сынам) Израиля. Почему же (она) начинается с сотворения мира?“»
Благодаря подчеркиваю порядка, что сначала сказано «В начале сотворения…», а только после этого «Этот месяц…» и с помощью объяснения причины того, что Тора начинается со слов «В начале» (если «скажут народы мира евреям: „Разбойники вы, захватившие земли семи народов“», то чтобы евреи знали, что ответить им), он приводит предисловие, указывающее на порядок в изучении Торы6. Что в начале следует учить простой смысл Пятикнижия («В начале сотворения…» — простота мира), и только после этого можно достичь тайн Торы («этот месяц» — заповеди и святость в мире).
Примечания:
1 3:8, 24 (и см. там, 22, 4:8, 6:3). И более того: также когда «Этот стих требует только истолкования» (так как простой смысл не сходится со словами стиха), РАШИ старается объяснить также и простой смысл (см. РАШИ в начале нашей главы (и см. «Маскил ле Давид» там). Далее 1:4 и еще).
2 А что касается того, что он заканчивает там (3:8) «Имеется немало аллегорических толкований и т.д.» (и также то, что он приводит несколько раз в своем комментарии «а Мидраш» и т.п.) — мы обязаны сказать (на основании сообщения самого РАШИ, как упоминается в предыдущей сноске), что все приведенное в его комментарии на Тору должно соответствовать простому смыслу Пятикнижия (только в самом простом смысле есть различные уровни).
И на основании этого понятно большое удивление, что в некоторых местах РАШИ говорит «я не знаю» и т.п.*, хотя есть об этом мидраши наших благословенной памяти учителей** и тогда он должен был сказать: «А мидраш говорит» или «а наши учителя сказали» или «а здесь мы должны обратиться к агаде» (как в нашей главе 1:4) — только в данных местах слова наших учителей совершенно не соответствует простому смыслу — поэтому РАШИ не приводит их.
Более того: также когда РАШИ сам объясняет какую-то идею в Талмуде — но, в любом случае, в своем комментарии на Тору говорит: «Я не знаю» (к примеру: «Шмот» 22:28. И см. его объяснение «Тмура» 4а со слов «Это приношение») и понятно также на основании вышесказанного.
* Авторы записей отмечают в комментариях РАШИ (на Тору): «Берейшит» 35:13. «Шмот» 25:29, 26:24, 27:10. «Ваикра» 8:11, 10:15, 13:4. «Бамидбар» 21:11, 26:13, 26:16. «Дварим» 33:24. И еще есть особый вид, когда РАШИ пишет: «И я не знаю… Другое объяснение» и объясняет — или и т.д. И это: «Берейшит» 30:11, 32:15, 43:11. «Шмот» 24:13, 25:21, 27:19, 28:4. «Ваикра» 14:14. «Дварим» 18:2.
** К примеру «Ваикра» 27:3. И см. «Учение коэнов» там и «Эрхин» 7б. На основании этого исчезла проблема комментаторов там. И см. также комментарий РАШИ гл. «Толдот» 28:5 там и РАМБАН там. И еще.
2* ШЛА в своем трактате «Швуот» (181а).
3 Используется слово «даже», так как тайная часть Торы является самой (далекой и) высокой частью по сравнению с простым смыслом (см. далее, п. 13), но с другой стороны, из слов Алтер Ребе, что «комментарий РАШИ на Тору является вином Торы» — хотя он говорит: «Я же намерен лишь выяснить прямой смысл стиха» — следует, что между ними есть особая связь.
Ведь как в мирах, когда мир Ацилут, на который намекает слово «только» находится рядом именно со словом «сделал» (см. «Ликутей Тора», глава «Балак» 69г в конце). Также и в четырех частях Торы ПАРДЕС, соответствующим четырем мирам, когда тайная часть Торы — Ацилут — относится к простому смыслу — Асия (см. «Ликутей Тора», глава «Ваикра» (5д), где он приводит идею «только сделал» в связи с отношением внутренней части Торы именно к Пятикнижию). И нужно отметить порядок расположения сыновей в Пасхальной агаде — что в этом также прослеживается параллель с АБЙА: мудрец, злодей и т.д. (из выступления в субботу гл. «Ноах» 5725 года, напечатано в «Ликутей Сихот», стр. 279).
4 Сборник «Сегодня — день», стр. 24. И см. побольше об этом в книге «Имрей бина», врата «Чтение Шма» 53 в конце и далее, что «вино Торы» является тайнами Торы, см. там.
5 И также на это есть намек в словах «вино Торы», ведь как вино сначала скрыто в винограде и что больше всего задерживается в винограде, то все больше укрепляется в силе, поэтому если виноград не созрел достаточно, вино из него слабое (см. «Имрей бина» там, гл. 56). И также это относится к тайнам Торы в комментарии РАШИ, которые скрыты в его простом смысле. И чем больше человек задерживается (старается понять) на простом смысле слов, тем больше он раскрывает «вино Торы».
6 Нужно заметить также по простому смыслу, что комментарий РАШИ в разговоре является общим предисловием и объяснением того, почему были написаны все главы в книге «Берейшит» и в книге «Шмот» до слов «Этот месяц вам»*. И более того: в словах «Надлежало бы начать Тору и т.д.» — он объясняет также идею общности Торы.
* И нужно сказать, что в своем объяснении РАШИ показывает, намеревается выучить и устанавливает, что все истории и дела в Торе вплоть до слов «На глазах всех евреев» — содержат указание до конца всех поколений, как к примеру слова «Если скажут народы мира».
2. «В начале создания Всесильным» — корень веры
В отношении вопроса РАШИ «Надлежало бы начать Тору со (стиха) Этот месяц для вас — глава месяцев» спрашивает РАМБАН: «Ведь слова В начале создания Всесильным являются корнем веры, а кто не верит в это и думает, не дай Б-г, что мир существовал раньше, тот отрицает основу и отделяется от Торы»? Тогда как можно сказать, что Тора должна была начинаться словами «Этот месяц для вас»? без7 всякого8 упоминания того факта, что Всевышний создал мир?9
Наподобие этого можно спросить также в отношении историй, упомянутых в Торе перед «Этот месяц для вас»: также в последующих главах Торы, после «Этот месяц для вас», когда мы уже знаем ответ на притязание народов мира, кроме заповедей и законов есть также множество историй. И отсюда понятно, также согласно простому смыслу10, что также в историях в Торе есть важные указания для каждого еврея. И если так, то что имел в виду РАШИ своим вопросом «Надлежало бы…»11, из-за чего он делает вывод, что истории в Торе до «Этот месяц для вас» предназначены только для того, чтобы объяснить евреям, как ответить народам мира, и в них нет указаний, которые евреи должны извлекать из них для себя самих?
Вопрос может быть еще более серьезным: в книге «Берейшит» есть также указания в отношении некоторых заповедей, например: плодитесь и размножайтесь, обрезание и седалищный нерв. И как можно сказать, что Тора должна была начинаться с «Этот месяц для вас», ведь при этом пропадут данные заповеди?12
Примечания:
7 У комментаторов на РАШИ здесь, что также если бы Тора начиналась словами «Этот месяц для вас», мы бы знали, что Всевышний создал мир из того, что сказано в Десяти речениях «Ибо шесть дней делал Всевышний и т.д.» (РАМБАН здесь); или из-за чудес, которые мы видели своими глазами, что является доказательством обновления мира (Гур-Арье здесь); или ответ таков, что «эта идея передана еврейской традиции и не была записана в книге Торы» (Бахья здесь). Но:
1) Понятно по простому, что так как идея Творения мира является корнем веры, то стоит написать о ней в Торе явно и подробно* (как пишет сам Бахья: «Всевышний не хотел, чтобы такая важная вещь передавалась по традиции, а только чтобы Тора свидетельствовала о ней»**). И тем более оттого, что в Торе записаны чудеса — хотя они не являются самым важным в вере об обновлении.
2) По этой теории — нет необходимости писать о Творении мира также по причине «если скажут и т.д.» — так как также и без этого евреи знали бы, что Всевышний создал мир, и ответили бы им: «Вся земля принадлежит Святому, благословен Он и т.д.»***
* А то, что сказано «Ибо шесть дней и т.д.» — так это только кстати, в качестве причины заповеди субботнего дня.
** У Бахья здесь. Что это объяснение «Потому что силу дел Своих явил Он народу Своему». См. там. Но в комментарии РАШИ: «Если скажут народы мира евреямю: «Разбойники вы и т.д.»
*** У РАМБАНа здесь. Что смысл ответа относится к другим историям о Творении мира. И уже возразил ему РАМ (рабби Элияу Мизрахи), что согласно этому: «Он сотворил ее и дал ее». И нужно заметить, что в тексте комментария РАШИ, как его приводит РАМБАН, нет этих слов.
8 У РАМа здесь есть объяснение, что нет пользы в написании о Творении мира, так как «еретики, верящие в что-то, что якобы было перед Всевышним и отрицающие Тору, будут также отрицать и рассказ о Творении». Но на основании этого: 1) Не нужно было писать обо всех чудесах, которые по мнению некоторых были написаны, чтобы доказать новшество мира и т.д. 2) Также, чтобы дать ответ народам мира на их требование, нет пользы в написании о Творении мира.
9 На первый взгляд, можно было объяснить эту проблему (а также последующие вопросы) так, что говоря «Надлежало бы начать Тору…
Почему же (она) начинается с сотворения мира» РАШИ имел в виду, что начало всей Торы должно быть «Этот месяц для вас», так как «это первая заповедь, данная евреям», а «В начале и т.д.» и все остальные главы будут написаны позднее*, но:
1) Из простого смысла длинного объяснения РАШИ «Надлежало бы начать Тору… Этот месяц для вас» следует, что все предшествующие этому предложения совсем не должны были быть написаны в Торе.
2) Если в этом заключается вопрос РАШИ, то непонятно его объяснение: даже если бы «В начале…» было написано после слов «Этот месяц», есть ответ на притязание народов мира «Разбойники вы» и тогда возвращается вопрос: «Почему же Тора начинается с сотворения мира?» И мы вынуждены сказать, что если эти главы должны были быть в Торе — то не имеет смысла возражать (по простому смыслу) и задавать вопрос «Почему же Тора начинается с сотворения мира?», ведь большинство вещей в Торе были записаны в хронологическом порядке. И вопрос РАШИ в том, что эти вещи не должны были быть написаны вообще.
3) В комментарии РАШИ на Псалмы 111:6: «Записал евреям о Творении мира… чтобы не смогли народы сказать евреям, что те разбойники и т.д.» И ведь четко сказано, что если бы не причина «чтобы не могли сказать и т.д.» — не написал бы о Творении мира.
10 Нужно заметить по сказанному в книге «Зоар» III 152а (приводится в книге «Маскил ле Давид» здесь). И см. также трактат «Санедрин» 99б, трактат «Хулин» 60б. Комментарий РАШИ на гл. «Ваишлах» 36:12, «Аазину» 32:16 и еще.
11 В комментаторах на РАШИ здесь, что якобы возразили на слова РАШИ «Надлежало бы начать Тору… Этот месяц для вас» — несмотря на то, что нет ни одной истории в Торе, которая бы не имела смысла, не дай Б-г — это оттого, что основная идея Торы это ее заповеди. Но на основании этого становится непонятно: 1) Если так, то РАШИ должен был задать вопрос по поводу рассказов, находящихся в Торе после слов «Этот месяц для вас» (и нужно заметить, что в трактате «Хулин» там упоминаются несколько фраз после слов «Этот месяц»). 2) На основании этого, также из причины «Чтобы не сказали...» не должны были быть написаны эти главы в Торе, ведь она должна «указать нам действия, которые мы должны делать» (и см. у комментаторов там, как они пытались объяснить эту проблему).
12 В отношении обрезания, можно сказать, что мы бы знали об этом из сказанного « А на восьмой день обрезана будет [крайняя плоть]» (глава «Тазриа» 12:3), но заповеди «плодитесь и размножайтесь» и «седалищный нерв» — они ведь записаны только в книге «Берейшит»*.
У Гур-Арье там: если бы начал со слов «этот месяц вам», то эти заповеди были бы записаны после слова «месяц». Но из простоты смысла слов РАШИ не следует этого, и как было сказано в прим. 9.
* В трактате «Санедрин» 59б сказано, что заповедь «плодитесь и размножайтесь» повторяется на горе Синай в словах («Дварим» 5:27) «Иди, скажи им. Возвратитесь в шатры свои». Но по пути простого смысла, даже если захотите сказать, что слова «в шатры свои» означают «к своим женам» (см. РАШИ, гл. «Баалотха» 12:1, там 8) — ведь это не указание, а разрешение (что стало разрешено им вернуться в свои шатры, что не так в отношении Моше), как делается вывод там в Талмуде (см. РАШИ там, со слов «Для всякой вещи»).
3. Вопросы по поводу притязаний народов мира в отношении евреев
РАШИ объясняет, что причина того, что все главы перед «Этот месяц для вас» находятся в Торе, заключается в следующем: «Потому что «силу13 дел Своих явил Он народу Своему, чтобы дать им владение племен». Ибо если скажут народы мира сынам Израиля: «Разбойники вы14, захватившие земли семи народов», то (сыны Израиля) скажут им: «Вся земля принадлежит Святому, благословен Он. Он сотворил ее и дал ее тому, кто Ему угоден. По воле Своей Он дал ее им, по воле Своей Он отнял у них и дал ее нам».
Также и здесь трудно понять:
1) Главное объяснение, что «Вся земля принадлежит Святому, благословен Он, (так как) Он сотворил ее», уже совершенно понятно нам сразу в начале главы «Берейшит». И если так, почему в Торе находятся все остальные главы между Творением мира и словами «Этот месяц для вас»15?
2) Вместе с этим, на чем основывается притязание народов мира? Ведь16 изначально, когда Ноах разделял земли среди своих сыновей, то Земля Израиля находилась во владениях Шема и только после этого ее захватили ханаанейцы, потомки Хама. И почему народы мира предъявляют претензии евреям: «Разбойники вы, захватившие земли семи народов» в то время, когда все было наоборот — Земля Израиля изначально принадлежала потомкам Шема17, а именно ханаанейцы были теми, кто захватили ее у них18?
3) Запрет грабить входит в Семь заповедей Бней Ноах19. Если захват произведенный во время войны, как это было во время захвата Земли Израиля с помощью Йеошуа, является грабежом, то возникает вопрос: почему мы не находим ни в каком месте, что какой-то народ20 получил наказание за захват чужой страны? Отсюда понятно по простому21, что захват во время войны не считается грабежом и поэтому исчезает основа для притязания «Разбойники вы, захватившие…»
Примечания:
13 Как сказано в Псалмах там.
14 Комментаторы на РАШИ возразили: а ведь Кнаан был рабом Шема, как сказано (глава «Ноах» 9:26) «И будет Кнаан рабом ему», а то, что приобрел раб, становится принадлежащим его господину (РАШИ, гл. «Толдот» 27:37), тогда почему их называют «разбойники»? Но понятно, что слова Ноаха «Рабом рабов будет он и т.д. И будет Кнаан рабом ему» являются проклятием и нельзя сказать, что с помощью этого проклятия Кнаан стал рабом (но нужно немного понять комментарий РАШИ на гл. «Ноах» 9:25: «служить ему») и поэтому нельзя сказать, что земля Кнаана уже считалась принадлежащей евреям. И см. комментарий РАШИ гл. «Ноах» 9:26, 9:27, «Лех» 13:7, 15:16. И см. «Ликутей Сихот» том 15, стр. 204.
15 В комментарии Гур-Арье здесь; «Что если бы была написана только глава «Берейшит»… то народы мира ответили бы, что вы лжете… что Всевышний не делает суд без суда, ведь зачем ему брать землю у народов мира и отдавать ее евреям?» См. там в деталях. Но
1) Из слов РАШИ «Вся земля принадлежит Святому, благословен Он… По воле Своей Он дал ее им, по воле Своей Он отнял у них и дал ее нам» следует, что в ответе (на претензии народов мира), что во всех главах до «Этот месяц» речь идет только о том, что земля Его и поэтому в Его власти сделать с ней все, что Он пожелает — но не объяснение причины, почему она была взята у них и передана нам.
2) Наоборот — из слов РАШИ «по воле Своей» следует, что это произошло по желанию (а не оттого, что был вынужден сделать так по закону и причине).
3) Причина того, что земля была взята у них, объясняется в главе «Ахарей» (после главы «Этот месяц»): «И взыскал Я за вину ее с нее, и исторгла земля и т.д.». [И в частности, что эта причина понятна более причины, на которую дается намек в главах перед «Этот месяц», так как в тот момент, когда Всевышний пообещал Аврааму дать землю его потомкам — «е поколение возвратится сюда; ибо не полна вина эморейца» и (немного) уместно возражение — почему тогда обещал что даст землю потомкам Авраама].
16 Комментарий РАШИ на гл. «Лех» 12:6 (и уже сделали замечание об этом по комментарию РАШИ на гл. «Шлах» 13:22. И нет здесь места).
17 В комментарии РАМа здесь, что претензия «Разбойники вы» состоит в том — «что не дали части, которая следует другим потомкам Шема». Но из простоты слов «захватившие земли семи народов» этого совершенно не видно.
18 В «Берейшит раба» 1:2: «А евреи отвечают им… разве это не захваченная в ваших руках, разве не Кафторим и т.д.». Но этот ответ возможен только когда у народов мира нет претензии «разбойники вы», так как свою проблему не перекладывают на других (и см. комментарий РАМа здесь) и это не ответ на саму претензию, так как то, что Кафторим ограбили землю у Авим, не значит, что евреям можно делать так. Но согласно объяснению в тексте — захват Земли Израиля не является грабежом.
19 Трактат «Санедрин» 56а в конце. РАМБАМ, «Законы королей» в начале гл. 9. И так оно также по простому смыслу, ведь «Приговор им был окончательно вынесен не за что иное, как за грабеж» (РАШИ на гл. «Ноах» 6:13).
20 И еще, что даже король Давид захватил несколько земель, которые вообще не принадлежали территории Израиля перед захватом Земли Израиля*. И нельзя сказать об этом «По воле Своей Он взял ее у них и дал нам» — ведь сделал Он «не по Торе» («Сифри» на гл. «Экев» 11:24).
* Но земли, завоеванные после захвата Земли Израиля, включены в сказанное «и по воле Своей и т.д. Он дал нам» (см. «Сифри» на гл. «Экев» там. Комментарий РАШИ на Йеошуа 1:3. И см. далее, прим. 37).
21 См. «Шулхан Арух» Алтер Ребе п. 649:10. И там объясняется. И нужно заметить также по комментарию РАШИ на гл. «Хукат» 21:26. «Дварим» 2:33.
4. Вопросы по поводу ответа «вся земля… Он дал»
Также ответ на претензии народов мира — «вся земля… Он дал…» — требует объяснения:
1) Зачем подчеркнул РАШИ в своем ответе, что «вся земля принадлежит Всевышнему», когда народы мира предъявляют претензии только по поводу «земель семи народов»?
2) Для продолжения и вывода «дал ее тому, кто Ему угоден…» достаточно, на первый взгляд, слов «вся земля принадлежит Всевышнему», которые объясняют, что поэтому Он может отдать ее кому-угодно по своему желанию. А дополнение «Он создал» нужно, на первый взгляд, для объяснения того, почему «вся земля принадлежит Всевышнему»22. Тогда порядок в словах РАШИ должен был быть не таким, а наоборот: «Всевышний создал землю и она принадлежит Ему». Почему он поставил слова «Он создал» после слов «вся земля принадлежит Всевышнему» и рядом со словами «и отдал…», откуда понятно, что слова «Он создал» связаны также со словами «и отдал…», в особенности, так как сказано «и отдал» с союзом «и»?
3) Смысл слов «дал ее тому, кто Ему угоден» на первый взгляд такой же, как и слов дальше «по воле Своей Он дал ее им (на время), по воле Своей… дал ее нам». Сначала РАШИ говорит это в общем, что Всевышний дал Землю Израиля тому, кому Он пожелал сделать это, после чего он объясняет подобного, что когда Он захотел, то сначала дал «им», а после этого по своей воле дал «нам». Но непонятно23: почему РАШИ должен был сказать это дважды?
4) Для того, чтобы ответить на претензию «разбойники вы», нужно, на первый взгляд, знать только то, каким образом «земли семи народов» попали во владение евреев, что это не из-за того, что они сами захватили их, а так как Всевышний (ведь «вся земля принадлежит Всевышнему») отдал ее им. Но почему РАШИ в своем комментарии отмечает эту деталь, что «по Своей воле дал им»?
Можно объяснить, что с помощью этого РАШИ намеревается отрицать претензию, которая может прозвучать от народов мира: как можно, тем не менее, забрать у них землю, которая принадлежала им? И поэтому РАШИ подчеркивает, что так как принадлежность Святой Земли народам мира была только оттого, что Всевышний «по Своей воле дал им», поэтому «в Его праве» забрать ее у них и отдать евреям.
Но трудно объяснить таким образом, ведь в таком случае должно быть наоборот: если бы РАШИ не написал, что «по Его желанию дал им», а что они, как бы забрали ее сами, то после объяснения, что «вся земля принадлежит Всевышнему», но тем не менее народы мира забрали сами Святую Землю не по желанию Всевышнего, то тогда у них не было бы никого права на владение Святой Землей и тогда было бы больше понятно, почему можно забрать ее у них.
5) Используя выражение «по Своей воле», РАШИ имеет в виду, что отношение Земли Израиля вначале к семи народам, а после этого к евреям, является не только проявлением Провидения Всевышнего во всех событиях в мире, но тому была особая причина24. Нужно понять: в отношении «и дал нам» понятно подчеркивание, что это было «по Его воле», как мы видим неоднократно, начиная с «союза меж рассеченных частей», когда Всевышний захотел, чтобы Земля Израиля находилась во владении еврейского народа. Но трудно понять подчеркивание «по Его воле» в отношении «дал им»: где мы находим25, что Всевышний захотел в особой форме, чтобы сыны Хама завоевали Землю Израиля у сынов Шема?
Примечания:
22 И так как владение Всевышним Землей Израиля происходит оттого, что «Он создал ее», то также после того, как Он отдал ее им*, она остается в Его власти и Он может забрать ее у них. (И как пример «Ибо Мне земля» — глава «Бэар» 25:23).
* В комментарии Хезкуни: «Не дал им окончательно, ведь если бы было так, то как бы Он отменил свой подарок?» Но из того, что пишет РАШИ (гл. «Лех» 15:16): «ибо не полна вина эмори — чтобы ему быть изгнанным с его земли… когда мера (вины ее) будет полна» следует, что передача им была полной. Только после этого расплатился с ними и забрал у них землю. (Только в любом случае нужна также и причина «Вся земля принадлежит Всевышнему, Он создал» — так как [кроме того, что если земля не Его, то Он не может расплатился с ними в отношении того, что не принадлежит Ему] это является причиной того, что «забрал у них и дал нам» таким образом, что это отменило все их права, как объясняется далее, п. 7).
23И еще: из слов «дал тем, кто Ему угоден» следует, что народ, которому Он дал землю является «угодным Ему». Но на первый и взгляд: 1) Какое следствие вытекает из различия между этими двумя мнениями? 2) Как можно сказать о народах мира, в частности о «проклят будет Кнаан»? — и тогда нужно было сказать «дал тому, кому захотел»?
24 Ведь в противном случае это не ответ на претензию «разбойники вы» — ведь когда один отбирает какой-то предмет у другого, это ведь тоже происходит согласно Провидению, но в любом случае — это ведь ограбление.
25 И даже если есть источник этому — зачем нужно (на ответ на претензию «разбойники вы») подчеркивать, что отдача им* произошла «по Его воле»?
* Что касается «и дал нам» — см. пред. прим.
5. Определение указаний перед Дарованием Торы
Объяснение всему этому такое:
Различие между евреями и всеми народами мира по отношению к Торе и заповедям обновились главным образом во время дарования Торы, когда «будете Моим достоянием больше всех народов»26. Если говорить в более общей форме, то начало разделения произошло во время исхода из Египта, что связано с дарованием Торы27, когда нам была дана заповедь «Этот месяц для вас».
Однако также заповеди обрезания и седалищного нерва, которые Были заповедано нам намного раньше чем исход из Египта, были данные только детям Авраама, Ицхака и Якова28. Но так как указание в отношении их исполнения не было во время и в связи с дарованием Торы, то отсюда следует, что эти заповеди не были данные им как особому еврейскому народу, а как определённой группе потомков Ноя29. Это похоже на указания, которые были даны евреям по отношению к потомкам Эсава, Амона и Моава30, как раз в этом разделяется потомки Эсава и т.д. от других народов.
На в основании этого понятен вопрос РАШИ, что Тора должна была начинаться со слов «Этот месяц вам»: так как Тора является указаниями и указами31, которые были даны евреям как еврейскому народу, тогда все указания и указы, которые были даны перед тем, как евреи вышли из состояния потомков Ноя, должны были быть записаны в отдельной книге Торы или переданными по традиции, как семь заповедей потомков Ноя до дарования Торы, а не должны быть включены в Тору, как указания евреям как еврейскому народу.
Примечания:
26 Глава «Итро» 19:5.
27 Глава «Шмот» 3:12.
28 В Талмуде (трактат «Санедрин» 59б. И также у РАМБАМА в «Законах о королях» 11:8) «включая детей Ктуры». Но в комментарии РАШИ (простой смысл Пятикнижия) на гл. «Лех» 17:19: «могли бы (решить, что это) распространяется на сыновей Ишмаэля и сыновей Ктуры и т.д.»
29 См. подробное ниже, стр. 145 и далее.
30 Глава «Дварим» 2:4,5,9,19. 23:4,8,9.
31 Книга «Зоар» III 53б. Гур-Арье в начале нашей главы от имени РАДАКа.
6. «В начале» — указание на ответ евреев
На это дает ответ РАШИ, что Тора начинается со слов «В начале», так как благодаря этому мы можем выучить указание еврейскому народу, как отвечать на претензию народов мира «Разбойники вы, захватившие земли семи народов».
Однако, захват во время войны не является грабежом, как было сказано в п. 3, но все равно, если бы не ответ «силу дел Своих…», то все еще могли бы народы мира сказать в какой-то мере: «Разбойник вы…», так как передача Земли Израиля в руки евреев через захват произошла особым образом, отличающимся от другой передачи какой-то другой земли через захват и более глубоким, как будет сказано далее.
7. Смена владельца — изменение сути навеки
При передаче предмета от одного человека другому любым способом передачи прав собственности — с помощью продажи, подарка, захвата во время войны и т.д. — не изменяется ее суть. В самом предмете не появляется его отношение к владениям того или иного человека, а меняется только владение им31*.
Однако завоевание Святой Земли отличается от этого, так как после того, как евреи «захватили землю семи народов», произошло изменение в самой сути этой земли: перед этим она была такой же, как и остальные страны32, и могла относиться к любому народу, но после ее захвата еврейским народом произошло изменение в самой земле и с этого момента она стала Землей Израиля по всей своей сути и навечно. Теперь она уже не может снова относиться к другому народу32*. Ни в коем случае и никогда никто не может забрать ее у евреев. И поэтому, также во время изгнания, когда «были изгнаны из нашей страны и удалена от нашей земли»33 она, тем не менее, называется наша «страна»33* и «наша земля». Более того, сказано: «Пусть не обитают они на твоей земле» — запрещено нееврею селиться в Земле Израиля34.
Когда «пятилетний ребенок, учащий Тору» учит в Пятикнижии о связи евреев с «землями семи народов»: «А четвертое поколение35 возвратится сюда… Твоему потомству дал я эту землю», он уже знает перед этим35*, что эта передача «для твоего потомства навеки».
И это причина претензии народов мира «Разбойники вы, захватившие земли семи народов»: также и они знают, что когда евреи захватили тогда «земли семи народов», то эти земли навсегда превратились в Землю Израиля так, что эта земля не может больше иметь к ним, народам мира36, отношение. И поэтому они предъявляют претензию «разбойник вы»: так как перед захватом евреями эта земля была такой же, как и все земли32, способная относиться к любому народу, отчего у евреев не было возможности взять себе Землю Израиля в такой форме, что она будет совершенно отобрана у народов мира — это разбой и грабеж, по их мнению.
И ответ на это таков, что «вся земля принадлежит Святому, благословен Он. Он сотворил ее»: так как Всевышний создал всю реальность в мире, то понятно, что раз «вся земля принадлежит Всевышнему» (не только внешне36*, но и внутренне, по своей сути), поэтому в Его власти первом ю превратить суть земли, которая была «землей народам», навеки в Землю Израиля37.
Примечания:
31* См. комментарий РАШИ на гл. «Хаей Сара» (23:17): «Поднялось и т.д.». И даже это не «прямой смысл стиха (который) таков: и перешло… как приобретенное».
32 Хотя также и тогда в ней была святость (см. РАШИ на гл. «Толдот» 26:2), но ведь тогда она не была Землей Израиля (см. РАШИ на гл. «Лех» 13:7. 15:16) и также — тогда не было святости в заповедях, относящихся к земле и т.д. И см. «Мехильта» в начале: «Пока не была избрана Земля Израиля, были все земли и т.д.».
32* Наподобие: «и изумятся ей враги ваши (несмотря на то, что они) поселившиеся на ней» (глава «Бехукотай» 26:32). И в других местах.
33 Текст молитвы — «мусаф» в праздники.
33* См. «Бехукотай» (26:32-33): «И опустошу Я… землю вашу, и изумятся ей враги ваши, поселившиеся (сидя — см. комментарий РАШИ в начале главы «Вайешев») на ней… будет ваша земля в запустении, а ваши города будут руинами».
34 «Мишпатим» 23:33. РАШИ «Ваэтханан 7:2. См. также РАМБАМ, «Законы идолопоклонства» 10:3-4. (И в законе 6 там он пишет: «Все вышесказанное относится ко времени, когда евреи рассеяны в изгнании и т.д. или правят неевреи и т.д. Но и т.д.».
35 «Лех» (15:16-18) и в комментарии РАШИ (15:19).
35* «Лех» 13:15.
36 И на основании этого становятся более понятными слова РАШИ «что если скажут народы мира» — все народы (ведь на первый взгляд, какая ему разница в отношении остальных народов, которые захватили евреи земли семи народов*?) — ведь
[кроме того, что можно сказать, что также по простому смыслу запрет «пусть не селятся в твоей земле» относится ко всем народам, ведь также к ним относится причина, упомянутая в Торе «заставят согрешить» (и см. «Тосафот» со слов «И сказал» (трактат «Авода зара» 2а), что «нет никакой причины разделять между остальным идолопоклонниками и семью народами) — даже если скажете, что запрет ««пусть не селятся в твоей земле» относится только к «жителям земли», о которых идет речь в соседнем предложении]
очевидно, что с того времени, когда захватили землю семи народов, эта земля стала Землей Израиля, и нет ни у какого народа права на нее (даже если им не запрещено селиться на ней).
* Хотя с трудом можно сказать, что они имели в виду при этом досаждать еврейскому народу.
36* На основании сказанного здесь можно объяснить уточнение в словах «вся земля и т.д.» — также если бы претензия «разбойники вы» была в отношении самого захвата — но так как «вся земля принадлежит Всевышнему», поэтому она находится в Его власти также и после того, как «она была отдана им» (см. выше, прим. 22).
37 37 На основании сказанного здесь можно понять слова РАМБАМа («Законы о приношениях» 1:3): «Земли, которые завоевал Давид, кроме земли Ханаана... несмотря на то, что он был еврейским королем и это было по решению верховного еврейского суда, она не как Земля Израиля... так как он завоевал их раньше, чем всю Землю Израиля... и не захватил всю землю Ханаана и ее границы, а после этого, когда захватил другие земли, то его захват стал как всей Земли Израиля»
— ведь на первый взгляд: так как святость Земли Израиля распространяется на земли вне ханаанской земли, когда ее завоевали для нужд всего еврейского народа и ведь захват, произведенный еврейским королем является захватом многих (там, закон 2), то какая разница нам, что ее захватили перед захватом всей Земли Израиля?
— Ведь святость Земли Израиля существует не (только) из-за ее захвата, а (главным образом) из-за того, что Всевышний «дан нам» и поэтому земли, завоеванные после захвата всей Земли Израиля подпадают под правило «вам будут» и «вам отдал» (глава «Экев» 11:24, Йеошуа 1:3 (и в РАШИ там: «будет святой»)), и они «как Земля Израиля, которую захватил Йеошуа по всем вещам»*. Но это не относится к захваченным ранее землями, так как захват был произведен «без намерения» (см. «Сифри» на гл. «Экев» там), хотя они стали принадлежать евреям благодаря захвату во время войны — они не попадают под определение «отдал нам».
* Так пишет РАМБАМ в «Законах о королях» 5:6. И нужно разобраться в отношении слов наших благословенной памяти учителей в «Законах о приношениях» там.
8. Право неевреям владеть Землей Израиля было дано после ее создания
Но также и объяснения «вся земля принадлежит Всевышнему» все еще не достаточно, чтобы отмести претензии «разбойники вы…»:
Если бы претензия «разбойники вы, так как захватили землю семи народов» была только в том, что евреи отобрали у «семи народов» землю, которая реально относилась к ним перед этим, то было бы понятно, что так как владение над землей было дано народам мира от Всевышнего, поэтому «в Его праве» забрать ее у них.
Но так как претензия народов мира состоит в том, что евреи забрали землю у всех народов мира38, то есть, у всех них было определенное потенциальное «право» на эту землю, как все другие земли должны принадлежать любому народу и это право было дано им сразу после создания земли, которая была изначально создана как не святая земля32, способная относиться к любому из народов, то отсюда следует, что это право не было дано им, а это самостоятельное право, по сути существования земли с момента ее создания.
И поэтому есть место для претензии народов мира « разбойники вы»: как можно было отбирать у них право на землю, которое «следует» им по самой сути создания земли?!
Для того, чтобы ответить на эту претензию, добавляет РАШИ слова «Он создал ее и отдал тому, кому пожелал», что сразу после того, как Всевышний создал Землю Израиля — «создал и отдал» — уже тогда Он мысленно отдал ее «тому, кто Ему угоден», еврейскому народу. То есть, то «право», которое было у народов мира период этим на Землю Израиля не из-за самого существования этой земли, а только из-за того, что после этого39 «по Его желанию отдал ее им» — и тот, кто дал им, «имеет право» впоследствии забрать ее у них — «забрал у них и отдал нам».
Примечания:
38 А что пишет РАШИ «что захватили земли семи народов» — хотя претензия народов мира в том, что евреи попрали право всех народов [и в частности, если будет сказано, что эта претензия также относится к «любому месту, на которое ступит твоя нога» (см. пред. примечание)] — можно сказать, что имеется в виду сказать, что претензия народов мира появилась именно после того, как евреи захватили землю семи народов. Но перед этим, также когда они захватили землю Сихона и Ога, не могли предъявить претензию «разбойники вы», так как она еще не стала тогда «Землей Израиля» (см. «Ликутей Сихот» том 9, стр. 14 прим. 4), а в отношении самого захвата — ведь захват во время войны не является грабежом, как было сказано ранее.
38* Ведь только они называются «Его народ» — как пишет РАШИ перед этим. И также в соседнем отрывке, начинающемся словами «Для евреев и т.д.».
39 Через долгое время — см. РАШИ на главу «Лех» 12:6.
9. То же желание — «дал им… отнял у них»
Но сейчас появляется вопрос с другой стороны: если изначально, во время творения, Всевышний дал Землю Израиля «тому, кто Ему угоден», то есть, Он создал ее в особой сущности Земли Израиля, отрицающей право на нее народов мира, то отсюда следует, что с помощью «была отдана им» был нанесен ущерб евреям, не дай Б-г, после взятия у них, даже на время, и было ущемлено их существенное право на эту землю. И так как нельзя предположить такое, то понятно, на первый взгляд, что во время Творения не было передачи «тому, кто Ему угоден». И тогда претензия народов мира остается на месте.
Поэтому подчеркивает РАШИ: «По воле Своей Он дал ее им, по воле Своей Он отнял у них и дал ее нам» — первое желание Всевышнего, «Его воля», такое же, как и второе — «по воле Своей». То есть, по воле Всевышнего изначально было решено так, что временная передача Земли Израиля «им» приведет к цели отдачи «нам». Что она будет Землей Израиля реально и в открытую только после того, как побудет во власти неевреев, после чего будет взята у них. Причина этого в том, что так захотелось Всевышнему, что именно землю народов мира40 евреи превратят в Землю Израиля, Святую Землю40*. Поэтому понятно, что «была отдана им» не является противоречием тому, что «была дана тем, кто Ему угоден». Наоборот, с помощью передачи «им» осуществляется цель передачи «тем, кто Ему угоден» — что земли народов мира превращаются евреям в Землю Израиля.
Примечания:
40 И это наподобие достоинства превращения тьмы в свет. И на основании этого станет понятным также то, что были записаны несколько глав Торы, более одной книги, чтобы смогли объяснить народам мира, что захват Земли Израиля это не грабеж — ведь так как желание Всевышнего было таково, что земли народов мира превратятся в Землю Израиля, поэтому важно, чтобы и неевреи согласились с этим.
И см. наподобие этого «Зоар» II 67б и 68а (приводится и объясняется в трактате «И сказал Моше» 5709 года, п. 6), что именно благодаря признанию Итро произошла идея Дарования Торы. См. далее, прим. 52.
40* Нужно заметить из сказанного в книге «Зоар» I 83а: «Если бы не была дана Земля Израиля Кнаану, чтобы он владел ей, она не стала бы Землей Израиля по воле Всевышнего».
10. Истории в Торе объясняют идею того, что «отдал нам»
На основании этого понятно, почему в Тору включены не только рассказ о Творении мира, но также и другие главы до слов «этот месяц вам», ведь благодаря всем этим главам понятно, что Всевышний отдал Землю Израиля «тому, кто угоден Ему» сразу после того, как «Он создал», а идея «отдал им» это только средство для реализации единственного желания «отдал нам»:
Как в отношении Творения вообще Тора учит нас сразу в первых ее словах «В начале создания», что Творение было «для Торы, которая называется началом, и для евреев, которые называется началом»41, но в любом случае, до этого, до дарования Торы, когда сформировался еврейский народ, были многочисленные поколения, которые «не были важны в глазах Творца»41*, так как таким было желание Всевышнего, что «алмазы» будут извлечены именно из «земли»41*.
Также и в отношении Земли Израиля: цель передачи ее «тому, кто угоден Ему» была в мыслях Всевышнего сразу после создания земли, после чего, когда «отделились острова народов на землях своих, всякий по своему языку, по своим семействам в народностях своих»42 Земля Израиля «попала во владения Шема». И также после этого рассказывает Тора, что «ханаанеец был в то время на земле» рядом с тем местом, где Всевышний обещал «твоим потомкам отдам Я эту землю»43, что когда ханаанеец захватил Землю Израиля44 «из потомков Шема», сразу обещал Всевышний Аврааму, что этим не отменится передача потомкам Шема, а «в будущем Я верну ее твоим детям»45.
Но так как можно спросить: действительно, для цели передачи «нам» эта Земля должна сначала претерпеть передачу «им», но этого достаточно было сделать на небольшой период. Почему Земля Израиля была дана «нам» только после того, как она столько лет находилась во владении ханаанейцев? На это объясняет Тора по поводу «союза меж рассеченных частей», что так захотелось Всевышнему: это воля Всевышнего, что передача Земли Израиля еврейскому народу на практике произойдет именно после того, как «чужанином будет потомство твое на земле, не им (принадлежащей), и будут порабощать их и угнетать их, четыреста лет»46.
И в продолжение этому рассказывают следующие главы о реализации этого указа во время египетского рабства, а после этого — рассказ исхода из Египта, как Всевышний вывел евреев из Египта, чтобы привести их «на на землю добрую и обширную»47.
Примечания:
41 Комментарий РАШИ здесь. И см. выше, прим. 2.
41* Комментарий РАШИ в начале главы «Ваейшев».
42 «Ноах» 10:5.
43 «Лех» 12:6-7.
44 Перед тем, как он завершил захват, как пишет РАШИ там (6) «а кeнаани (был) тогда на земле».
45 РАШИ там.
46 «Лех» 15:13.
47 «Шмот» 3:8.
11. Порядок вещей в Торе — указание
После всего вышесказанного все еще требуется объяснение согласно внутреннему смыслу вещей48: однако, так как евреи должны знать, как ответить народам мира, а не только как они сами должны вести себя, поэтому в Торе есть также и главы от «В начале» и до «Этот месяц вам», в которых находится ответ на претензию народов мира «разбойники вы». Но все еще трудно для понимания: в любом случае, Тора является главным образом сборником указаний для евреев в отношении их поведения, тогда зачем она именно «начинается с Творения» — что началом Торы являются вещи, которые важны евреям только оттого, что с их помощью можно узнать, что ответить народами мира, а только после того, как на протяжении более одной книги мы учим, как отвечать «им», начинается глава «этот месяц для вас» и остальные заповеди и указания самим евреям?!
Поэтому мы вынуждены сказать, что сам этот порядок, который установила Тора для рассказа о событиях, является частью Торы — указанием. Из этого порядка можно выучить указание по поводу изучения Торы:
Начало изучения Торы такое, что еврей изучает ее в таком виде, как она выше мира, без всякой связи с народами мира49. Как заповеди и указания, начающиеся со слов «этот месяц для вас», которые были даны евреям, которые уже были «избранным народом». Но для того, чтобы достигнуть этого уровня, перед этим требуется изучение, имеющее отношение к животной душе, «нееврею, который есть в каждом из евреев»50 — подобно главам до «этот месяц вам», с помощью чего евреи могут доказать истину народам мира.
Причину этого показывает Тора в порядке относительно Земли Израиля, как это объясняется ниже.
Примечания:
48 Объяснение согласно простому смыслу — см. выше, прим. 9.
48* См. также «Ликутей Сихот» том 10, стр. 1 и далее. Том 20, стр. 1 и далее.
49 И поэтому, когда еврей занимается изучением Торы, он выше первосвященника, который заходил в самую глубь [Храма] (трактат «Орает» 13а) — самое святое место в мире. Но если нееврей изучает Тору (о своих семи заповедях), он только как первосвященник («Тосафот» со слова «Ведь» — трактат «Авода зара» 3а) — ведь Тора, которую изучает нееврей, только такова, как она привлеклась и облеклась в мир.
И также эта идея имеет намек в «Берейшит» — что Тора начинается у евреев с буквы «бет», а у народов мира — с буквы «алеф» (см. трактат «Мегила» 9а: «И написали ему: „Всевышний создал вначале“»), ведь причина того, что Тора начинается с буквы «бет» в том, что «Тора рассказывает… о Творении… а буква „бет“ [вторая] намекает на Творение» («Ликутей Тора» АРИЗАЛа в начале). И поэтому у евреев, которые имеют также Тору на уровне мира Ацилут, облеченная в БЙА Тора является только вторым — «бет», а для народов мира, которые относятся только к аспекту Торы, которая облеклась в мир, Тора является первым — «алеФ».
50 См. сборник писем к Псалмам, стр. 218 и в примечаниях к нему.
12. Первая передача дает возможность абсолютного права
Для того, чтобы понять это, нужно сначала объяснить слова наших благословенной памяти мудрецов в Талмуде51, что когда еврейский ребенок находится «в животе матери», «его обучают всей Торе», а после этого, когда он «появляется на свет», ангел «заставляет его забыть всю Тору». И возникает вопрос: так как в любом случае заставляют его забыть все, что он учил — то зачем обучают его перед этим?
Объяснение этому такое: Тора должна усваиваться евреем с помощью учебы, занятости ею и стараниями, а не в виде «бесплатного хлеба». Поэтому он должен забыть «всю Тору», которую он учил с легкостью, чтобы достигнуть этого своим трудом.
Это похоже на Землю Израиля52, когда Всевышний хотел, чтобы она сначала была землей народов мира — «отдал ее им»53, а евреи своим трудом удостоятся превратить ее в Землю Израиля.
Тем не менее, обучают его сначала «всей Торе», так как если бы изучение Торы начиналась только с самостоятельной учебы еврея, то будучи сотворенным, в особенности после того, как его душа «облекается» в тело и животную душу, он бы смог усвоить Тору только как сотворенное существо, которое ограничено границами творения. То есть, он достиг бы уровня Торы, который относится только к «народам мира».
Это похоже на Землю Израиля — если бы она относилась к евреям сначала только после ее завоевания, а не перед этим, с помощью того, что она «была дана (мысленно) тем, кто угоден Ему» во время Творения, то хотя она бы и в этом случае относилась бы к евреям, но это право не предотвращало бы на сто процентов какое-то право владеть ею со стороны народов мира.
Поэтому обучают ребенка Торе еще в тот момент, когда он находится в животе своей матери. То есть, когда его душа находится в аспекте «зародыша» в сфере Малхут из мира Ацилут54, перед тем, как быть на уровне «творения», когда форма учебы не связана ограничениями сотворенного55. И ему дается Тора, как она выше всех ограничений. И с помощью этого еврею дается сила56, что после этого он сможет с помощью своей учебы здесь в этом мире осветить в нем также тот уровень Торы, которого он достиг во время изучения в животе матери, и который выше сотворенных.
Это похоже на Землю Израиля, что из-за передачи ее евреям (мысленно) перед этим, сразу после начала Творения, дает им силу в работе по «захвату земли семи народов». С помощью этого она превратится в Землю Израиля таким образом, что у народов мира не будет никакого права на нее, даже теоретически.
Примечания:
51 Трактат «Нида» 30б.
52 См. трактат «Брахот» 5а в конце: «Три хороших подарка и т.д. дал их только через страдания... Тору и Землю Израиля и т.д.»
И на основании сказанного далее, что с помощью стараний раскрывается «и дал» (ведь невозможно достигнуть этого с помощью работы) — станет понятным использование слова «подарки» и т.д.
53 И станет больше понятной на основании того, что мы учили (в трактате «Нида» там)...
54 «Ликутей Тора» на Песнь песней 8:4.
55 На основании этого становится понятным большое удивление, как можно выучить всю Тору полностью за 9 месяцев?!
56 См. об этом «Ликутей Тора» глава «Шлах» 44:1.
13. Порядок вещей учит нас о порядке развития Торы
Этот порядок: «отдал тем, кто угоден Ему», потом «отдал им», после чего «забрал у них и отдал нам» — показывает не только форму изучения Торы, что сначала «обучают его всей Торе» Свыше, а после этого есть самостоятельное изучение с усилиями самого человека (до такой степени, что Всевышний постановил57, начало учебы может быть «не во Имя ее»58), а только впоследствии светит в нем «свет Торы», похожий на Тору, которой его обучают Свыше — но также и порядок развития самой Торы:
Тора является мудростью и волей Всевышнего59, наподобие этапа «отдал тем, кто угоден Ему», когда она относится только к «угодным» — к добру в области святости.
После этого Тора «двинулась и спустилась»60 в миры Брия, Йецира и Асия: части «друш» и «ремез» в Торе — в миры Брия и Йецира61, а часть «пшат» — в мир Асия62. Это подобно тому, что «Он отдал им», так как в мирах Брия, Йецира и Асия есть также зло63, в особенности в материальном мире Асия, в котором «большинство зла»64 — она относится к «ним».
Но, тем не менее, «начало связано с концом»65, что именно с помощью изучения простого смысла («пшат») в мире Асия раскрывается сущность Торы, которая выше66 также уровня «сод», который не спустился в миры Брия, Йецира и Асия, а остался в мире Ацилут67. И это похоже на то, что «дал нам» с помощью того, что «взял у них», что именно благодаря взятия «у них» в мире Асия нам дается внутренняя часть Торы и ее сущность.
Поэтому РАШИ намекает сразу в начале своего комментария на Тору, в своем первом предложении, которые также служит предисловием ко всему комментарию на Тору, как говорилось в начале беседы: что сначала требуется понять «простой смысл Пятикнижия» (ведь в этом заключается цель и путь РАШИ в его комментарии) и именно с помощью этого мы доходим до так называемого «вина Торы», до ее тайн и до тайн в тайнах (которые также включены в его комментарий), вплоть до того, что в ближайшем времени мы дойдем до таких объяснений в Торе, которые раскроются в будущем68 с помощью праведного Мошиаха.
И тогда будет также совершенство «взял у них и отдал нам» по отношению к Земле Израиля в простом смысле, что евреи получат всю Землю Израиля — включая землю кенийцев, книзийцев и кадмонийцев69. Более того: Земля Израиля распространится на все страны70 во время истинного и полного Освобождении посредством нашего праведного Мошиаха, который придет и освободит нас в скором будущем в буквальном смысле.
Примечания:
57 См. комментарий на Мишну РАМБАМа в начале главы «Хелек»…
58 И можно сказать, что две эти вещи в спуске Торы соответствуют двум вещам в идее «отдал им» в отношении Земли Израиля: то, что заставляют его забыть Тору, которую он учил Вверху и остается у него только тот аспект Торы, который относится к миру (и также к народам мира) — похоже на то, что у них было потенциальное право на землю также и в то время, когда она практически находилась во владениях Шема; а то, что начало учебы может быть «не ради Его» (и именно «из того, что сначала было не ради Него, потом будет ради Него») — похоже на отдачу им на практике, когда ханаанейцы захватили землю силой у Шема (и потребовалось отобрать у них и отдать нам).
59 Так говорит Алтер Ребе в книге «Тания» гл. 4 (8а в конце) — и имеется в виду мудрость мира Ацилут, как понятно из сказанного там «ибо Он знающий и Он знание и т.д.», что относится к мудрости мира Ацилут (гл. 2 в примечании).
60 Так говорит Алтер Ребе там, гл. 4 (8б).
61 И есть два мнения по поводу этого: по мнению «Эц хаим» — «ремез» в мире Йецира, а «друш» в мире Брия, а по мнению «Минхат хасидим» — «друш» в мире Йецира, а «ремез» в мире Брия (и см. «Ликутей дибурим» том 4, 771:1-2).
62 «Эц хаим» и «Минхат хасидим» — приводится в «Ликутей дибурим» там.
63 И только в мире Ацилут «не уживется с Тобой зло» (Псалмы 5:5).
64 Книга «Тания» гл. 7 (11б).
65 «Сефер Йецира» 1:7. И см. выше, прим. 3.
66 И для этого был спуск Торы вниз, ведь любой спуск происходит для последующего подъема. И см. «Ликутей Тора» на гл. «Ваикра» (5:2), что с помощью букв и предложений происходит привлечение с уровня Кетер, который выше Хохма.
67 Книга «Тания» гл. 40 в примечании (56а в начале). «Ликутей Тора» там.
68 См. РАШИ на «Песнь песней» 1:2.
69 РАШИ гл. «Лех» 15:19. «Берейшит раба» 44:23.
70 См. «Псикта рабати» гл. «Суббота и новомесячья». «Ялкут Шимони» на Йешаяу, намек 503.