СБП. Дни Мошиаха! 19 Нисана 5784 г., суббота недели Ахарэй | 2024-04-26 20:29

Оружие против изгнания

Почему бы Б-гу не облегчить нам выполнение заповеди, если нам не хватает искренности? В конце концов, Талмуд утверждает, что человек всегда должен выполнять заповедь, даже если это делается из скрытых мотивов...

Перевод: Шолем Лугов 29.05.2022 1127 мин.

Избыточное

Глава «Бехукотай» начинает со следующего обещания: «Если будете следовать Моим законам, и будете соблюдать Мои заповеди, и будете исполнять их. Тогда Я дам вам дождь в свое время, и земля даст свой урожай…»

На первый взгляд, слова «и вы будете исполнять их» являются излишними, так как уже сказано, что «вы будете соблюдать Мои заповеди». Что добавят слова «и вы будете их исполнять»?

В связи с этим автор комментария «Баал а-Турим» (посвященный поиску намеков в Торе) утверждает, что буквы еврейского слова, обозначающего «их» («отам») в словах «и вы будете исполнять их» в переставленном виде составляют слово «правда» («эмет»).

«Баал а-Турим» по всей видимости предполагает, что слова «и вы будете исполнять их» были предназначены для передачи идеи, что простого соблюдения недостаточно для награды Б-га; нужно также выполнять заповеди истинно — с искренностью и последовательностью.

Однако остается вопрос: вознаградит ли Б-г нас за соблюдение Его заповедей, даже если мы непоследовательны? Разве наши мудрецы не учат, что Б-г не отказывает в награде ни одному из Своих творений? Конечно, мы заслуживаем награды за все хорошее, что делаем, независимо от степени нашей искренности и последовательности.

Содействовать, а не вознаграждать

Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны предварить ответ Маймонида на фундаментальный вопрос, почему Тора упоминает только материальные награды за подчинение воле Б-га. Не упоминается награда в раю в загробной жизни, основная еврейская вера, сохранившаяся в Устной Торе и имеющая намек в Письменной Торе. Почему об этом прямо не говорится в тексте Торы?

Ответ Маймонида заключается в том, что награды, обещанные в Торе, на самом деле не предназначены для наград. Скорее, это обещание Б-га, что когда мы будем выполнять заповеди, нас ничто не будет отвлекать, потому что все наши материальные потребности будут удовлетворены. Соблюдение приведет к большему соблюдению, потому что на пути нашего соблюдения не будет препятствий. Следовательно, все блага характеризуются не как вознаграждение, а как меры, облегчающие соблюдение. Настоящая награда за соблюдение заповедей будет в грядущем мире.

Основываясь на объяснении Маймонида, что награды — это способ Б-га помочь нам в выполнении заповедей, мы можем понять послание «Баал а-Турим» о том, что материальные блага, обещанные нам, зависят не только от фактического выполнения заповедей, а от выполнения их с искренностью и последовательностью.

Теперь наш первоначальный вопрос меняется. Почему бы Б-гу не облегчить нам выполнение заповеди, если нам не хватает искренности? В конце концов, Талмуд утверждает, что человек всегда должен выполнять заповедь, даже если это делается из скрытых мотивов, потому что в конечном итоге он перейдет к выполнению из чистых побуждений.

Устранение разделения через Истину

Можно предложить объяснение, которое требует от нас более глубокого изучения слов Маймонида о том, что награды на самом деле являются помощью тем, кто выполняет заповедь, чтобы сделать возможным и легким для них выполнение другой заповеди. Как это работает?

Ответ заключается в том, что в идеальных условиях физическая и духовная сферы не являются разделенными. Одно является отражением и проявлением другого. В идеальном мире, когда человек делает что-то духовно хорошее, это будет отражаться в видимых положительных изменениях в мире. Если кто-то наделен духовной красотой, в идеальном мире она должна отражаться и в его физическом облике, и наоборот.

Это настоящее определение истины. Как уже объяснялось, истина — это не отсутствие лжи. Это устранение разделения между духовным и физическим; это место, где духовные истины не противоречат физическим реалиям.

Жизнь в менее чем идеальном существовании допускает несоответствие между внутренним и внешним, духовным и материальным. Можно жить самой благочестивой жизнью и не иметь помощи от Всевышнего в этом начинании из-за отсутствия истины в своем собственном поведении.

Во времена Храма, периода, известного высочайшим уровнем духовности, для людей было наиболее естественным наслаждаться материальными благами, когда они выполняли заповеди. Истина была «в воздухе», и все, кто не сопротивлялся, дышали истиной. То же самое произойдет и в будущем с приходом Мошиаха, которого называют человеком абсолютной истины и последовательности.

Нет необходимости в врачах и лекарствах

Вышеизложенное основано на письме Алтер Ребе (р. Шнеур-Залман из Ляди, автор классического хасидского труда «Тания» и основатель хасидского движения ХАБАД) врачу, который поднял интересный вопрос.

Талмуд совершенно ясно дает понять, основываясь на утверждении Торы, что Тора дает врачу разрешение лечить. Как объясняет РАШИ, нельзя утверждать, что, поскольку это Б-г вызвал болезнь, только Б-гу должно быть позволено исцелять больных. Чтобы отвергнуть этот аргумент, Тора прямо разрешает заниматься медициной.

Тем не менее, Нахманид, который сам был врачом, пишет в своем комментарии к главе на этой неделе, что в идеале следует не полагаться на врачей в лечении, а скорее полагаться на Б-га. Нахманид цитирует стих, в котором некий библейский владыка укоряет за то, что человек полагается на врача, а не на Б-га.

Как мы можем согласовать это с явным стихом, который позволяет врачам исцелять? Более того, Нахманид в другом своем сочинении пишет, что врачебное лечение является заповедью!

Алтер Ребе отвечает, проводя различие между Храмовой и пророческой эрой и пост-Храмовой и пророческой эрой. В то время существовало прочное соответствие между духовным и физическим, о чем свидетельствует преобладающий феномен пророчеств; прямая линия связи и согласования между Б-гом и пророком. В такие времена действительно нет необходимости лечиться у медицинских работников и использовать лекарства. Можно исцелиться, укрепив свои отношения с Б-гом. Напротив, в эпоху после Храма и пророческой эпохи этого не хватает, и мы должны воспользоваться советами врача.

Вкус будущего

Теперь, в то время как при Храме и в пророческую эпоху духовный путь был нормой, человек все еще имел свободный выбор и был способен сопротивляться духовности и создавать разделение между физическим и духовным в своей собственной жизни. Таким образом, даже тогда, если он решит отказаться от истинного постоянства в своей жизни, «автоматический» перевод заповедей в физические и материальные благословения не осуществится.

Наоборот, жизнь в период изгнания стала условностью. Однако мы можем сопротивляться этому разделенному существованию и внедрять в свою жизнь истину, тем самым наслаждаясь возвратным и ответным характером материальных благ от соблюдения заповедей. Какую бы истину мы ни вкладывали в наши заповеди сейчас, мы наслаждаемся вкусом будущего. Источник: The Weapon Against Galus

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter