СБП. Дни Мошиаха! 11 Ияра 5784 г., первый день недели Бэар | 2024-05-19 11:28

Исправление греховного мира в эпоху Освобождения

Несмотря на то, что у Мошиаха будет пророческое наитие и он будет в состоянии определить, кто они и что они из себя представляют, он будет хранить молчание об этом.

Перевод:Д. Беляев 22.08.2023 520 мин.

Начнем с шутки. Одну соблюдающую еврейку спросили, в чем секрет успешных супружеских отношений в соблюдающих еврейских семьях. Она ответила: «Все просто. Мы садимся в автобус раздельно, едим раздельно, танцуем на свадьбах раздельно. Одним словом, делаем все для того, чтобы оставаться вместе!»

Не подлежит ремонту?

В недельной главе на этой недели «Ки тэцэ» содержится огромное количество заповедей. Это недельная глава, в которой больше заповедей, чем в любой другой недельной главе — 74! Здесь есть повелевающие и запрещающие заповеди, заповеди между человеком и Б-гом и человеком и человеком, заповеди, которые являются постановлениями, свидетельствами и общественным законом. Все включено.

Одна из тем в этой недельной главе посвящена семейной жизни и святости брака, тому, как жениться и как разводиться (не дай Б-г), а также многочисленным заповедям, связанным с различными проблемами, касающимися супружеской жизни.

На этой неделе мы рассмотрим одну из самых сложных проблем в еврейском законодательстве — о мамзерах. В 23:3 сказано: «Мамзер (тот, кто родился от запретной связи, за которую полагается смертная казнь) не войдет в общество Г-сподне», что означает, что мамзер не может жениться на еврейке. Он может жениться на другой мамзер или на гиёрет, но их потомки навсегда останутся мамзерами. Вопрос в том, что случится с запретом на мамзеров в будущем. Иначе говоря, продолжится ли этот запрет или мамзеры смогут очиститься в будущем?

Интересно отметить, что это обсуждение будущего мамзеров не является чем-то новым для нашего поколения, поколения Освобождения. Это древний спор с точки зрения еврейского закона. В Талмуде («Кидушин» 72б) приводится дискуссия с точки зрения еврейского закона между рабби Йоси и рабби Меиром о будущем мамзеров и нетинов (народа, перешедшего в еврейство во времена Йеошуа). Король Давид постановил, что, хотя они и являются евреями согласно еврейскому закону, они не могут вступать в брак с евреями).

Рабби Йоси придерживается мнения, что мамзеры и нетины очистятся в будущем, а рабби Меир придерживается противоположного мнения. Рабби Йоси обосновывает свою позицию и приводит доказательство из стиха Йехезкеля (36:25): «И окроплю вас водою чистою, и очиститесь вы от всей скверны вашей». Рабби Меир говорит, что в этом стихе речь идет о другом типе чистоты — «от всей скверны вашей и всех мерзостей ваших», а не от мамзеров. У рабби Йоси готов ответ, и он объясняет, что продолжение стиха «и очищу вас» указывает на другой вид чистоты, не только от скверны и греха, но и от мамзеров!

Рабби Меир цитирует другой стих (Захария 9:6): «И жить будут чужеземцы в Ашдоде» (мамзеры будут жить в Ашдоде). Он говорит, что это означает, что в эпоху Освобождения мамзеры будут все еще отделены от других евреев и должны будут жить отдельно (прошу простить меня тех, кто сегодня живет в Ашдоде).

Исправление, а не отчаяние

В конце обсуждения мудрец Шмуэль выводит еврейский закон в соответствии с объяснением рабби Йоси, согласно которому перед мамзерами раскрывается радужное будущее в эпоху Освобождения, когда запреты будут сняты.

Тем не менее, как это ни печально, эта простая тема не так проста… Первые законоучители обсуждают, является ли это практическим законом. РАМБАН (цит. по «Бейт Йосеф» раздел «Эвен а-Эзер» п. 2) постановляет, что все виды мамзеров удостоятся снятия запрета в будущем, независимо от того, знает о них общество, что они являются мамзерами, или не знает.

Мордехай придерживается мнения, что высказывание Шмуэля не было принято в качестве окончательного решения из-за других постановлений в Талмуде, которые выглядят противоречивыми. По мнению Мордехая, мы должны выносить постановление согласно Раву («Йевамот» 17а), который говорит, что наследуемое отчуждение мамзеров не поддается исправлению, причем он формулирует это в довольно категоричной форме. По словам Рава, даже те, кто спускается в Ад (чистилище), обретают возможность очиститься в эпоху Освобождения, как сказано (Ошеа 13:14): «Избавить ли Мне их от ада, спасти ли Мне их от смерти?», а мамзеры безнадежны, и им сохраняется запрет, как и сегодня.

Что же делать в подобных спорных ситуациях? Согласно кому нам выводить свое постановление?

Есть компромисс! Другие первые законоучители (РАН и РОШ) пытаются соединить два противоречащих друг другу отрывка из Талмуда и вместо того, чтобы придерживаться постановление того или другого мудреца, они приходят к оригинальному способу промежуточного решения между ними. По их мнению, все мамзеры, о которых обществу неизвестно, что они мамзеры, будут очищены и им будет разрешено влиться в еврейский народ. Они придерживаются мнения, что рабби Йоси имел в виду именно это: не разрешать всем мамзерам, но только не афишировать, что такой-то и такой-то — мамзер и что он не может жениться на еврейской девушке.

Несмотря на то, что у Мошиаха будет пророческое наитие («руах а-кодеш») и он будет в состоянии определить, кто они и что они из себя представляют, он будет хранить молчание об этом, как в постановлении: «Семья, которая полностью перешла в иудаизм, останется такой, что полностью перешла в иудаизм». Однако те мамзеры, о которых было известно обществу, что они мамзеры, именно в отношении них Рава выносит свое постановление о том, что у них нет никаких возможностей для исправления, и они останутся, к сожалению, в том же галахическом статусе. Именно так постановляет «Шулхан Арух» («Эвен а-Эзер» 2:5).

Мы находимся в месяце Элул — месяце милосердия и возвращения ко Всевышнему. «Ничто не встанет на пути возвращения». Поэтому важно обратить внимание и напомнить себе, что безграничная сила раскаяния способна преодолеть даже те вещи, которые, согласно еврейскому закону, не могут быть исправлены. Талмуд («Хагига» 9а) объясняет, что грех рождения мамзера навсегда остается в категории «искривленной вещи, которую нельзя исправить». До тех пор, пока мамзер продолжает жить, его искривление не может быть исправлено. Алтер Ребе («Тания» в конце гл. 7) даже объясняет это логически: «Даже если он совершит столь великое покаяние, он не сможет возвысить жизненную силу к стороне святости, так как она уже спустилась в этот мир и облеклась в живое человеческое тело».

Но Б-жественный свет учения хасидизма, сияющий даже в самой кромешной тьме, учит, что все возможно, даже исправление греха мамзеров!

Раввин-извозчик

В завершении расскажем хасидскую историю, которая содержится во введении Ребе РАЯЦа к книге «Раскрывающий глаза слепых» Мителер Ребе.

Был известный хасид из Бешенковичей, которого звали реб Йосеф. Он был выдающимся знатоком Торы и у него был трепет перед Небесами. Во время своей аудиенции с Алтер Ребе, Ребе посоветовал ему жениться на женщине, которая еще была способна иметь детей, и та родит ему сына. Ребе добавил, что Б-г даст ему долгую жизнь, а для блага его души лучше чтобы он был извозчиком, а не раввином.

Только через много лет он действительно стал извозчиком и стал известен как «Реб Йосеф-извозчик». Даже на этой должности он не изменил своей прежней практике, когда большую часть дня он посвящал Торе, а новой профессии уделял лишь небольшое количество времени. Очевидно, что у него не было большого количества клиентов, поскольку его услугами хотели воспользоваться только те, кто никуда не торопился.

Во время одной из своих поездок он прибыл в город, чтобы переночевать там и продолжить свой путь. По своему обыкновению, он занялся учебой и молитвой, выполняя свою ежедневную работу.

Среди постояльцев гостиницы был еврей, далекий от жизни по Торе и заповедей, который занимал должность советника при царе. Этот еврей хотел взять повозку, чтобы отправиться в дальнейший путь, и хозяин гостиницы посоветовал ему рава Йосефа.

Он подошел к раву Йосефу и спросил, когда тот отправляется в путь, чтобы знать, когда проснуться и собраться в дорогу. Рав Йосеф ответил, что они отправятся на следующий день после утренней молитвы. Тогда этот еврей спросил, в какое время это будет, и рав Йосеф ответил, что тогда, когда ты закончишь молиться. Еврей ответил, что он не против того, чтобы рав Йосеф помолился, а самому ему молиться не надо.

Рав Йосеф был очень удивлен, как такое вообще возможно, ведь еврею необходимо молиться по утрам, а утренняя молитва также взаимосвязана с другими заповедями, такими как талит и тфиллин. Но еврей твердил, что ему эти вещи не нужны, и попросил трактирщика разбудить его за полчаса перед отправлением.

А тем временем рав Йосеф проснулся в полночь и выполнил свой постоянный долг — прочитал «Тикун Хацот», в которую он с плачем вложил все свое сердце. Еврей в панике проснулся среди ночи от его плача. Этот плач проник в самое сердце этого еврея и пробудил в нем еврейскую искру. В результате он задумался о смысле своей жизни и о том, насколько он отдалился от Б-га, настолько, что он сам начал плакать и почувствовал в себе желание сделать основательное раскаяние из сильной и глубокой любви к Б-гу.

Утром этот еврей попросил у рав Йосефа его тфиллин, чтобы надеть их и начать молиться. Рав Йосеф решил подождать, пока он закончит молитву.

Еврей в своей молитве так изливал свою душу перед Б-гом, плача и рыдая, что после этого изможденный вернулся к себе и лег в постель. Рав Йосеф задумался над тем, что ему делать дальше, и решил подождать, пока тот придет в себя, ведь, возможно, ему понадобится помощь рав Йосефа или тфиллин, ведь он явно переживает серьезное пробуждение к раскаянию.

Тем временем до царя дошла весть о том, что советник болен, и царь послал своего личного врача, чтобы тот попытался вылечить его. Прибывший врач рассказал всем о том, что на этого еврея обрушилось сразу несколько несчастий; он лежал больной и не знал, что только что потерял в результате несчастного случая жену и детей, а из-за тяжелого состояния он не мог сообщить ему эту «страшную новость».

После нескольких дней лечения и соблюдения рекомендаций врача еврей выздоровел и с радостью узнал, что рав Йосеф все это время ждал его. Он попросил разрешения поговорить с рав Йосефом наедине и рассказал ему историю своей жизни. Он признался, что нарушил все основные запреты Торы, в том числе женился на нееврейке и имел от нее детей. Он был уверен, что ему уже ничего не исправить, так как он произвел на свет нееврейских детей. Рав Йосеф сообщил ему, что Б-г принял его искреннее раскаяние и совершил для него чудо, и он потерял жену-нееврейку и детей.

Рав Йосеф посоветовал вновь вернувшемуся отправиться к Мителер Ребе, который был наследником трона Алтер Ребе, и пройти у него курс истинного очищения, после чего Б-г, несомненно, удостоит его полного прощения.

На самом деле, Мителер Ребе написал «Раскрывающий глаза слепых» специально для этого еврея…

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter