Когда Лея родила сына по имени Звулун, она поистине верила, что любимый муж наконец-то перенесет свой «офис» из шатра Рахели в ее шатер (дело в том, что жены жили отдельно: каждая в своем шатре, а Яаков их навещал, но свой основной филиал держал в шатре Рахели, и она названа — «основой дома»). И вот — казалось, что уж на шестом-то сыне ее миссия полностью выполнена, у нее, так сказать, в руках «контрольный пакет акций» — ни одна из остальных жен не может с ней сравниться в плодовитости, и именно этот сын становится коммерсантом, мореходом, ибо таково полученное им от отца благословение.
Однако не сбылись Леины мечты, Рахель продолжала оставаться любимой женой (на которую Яаков хоть и мог порой накричать, два таких случая известны), но ночевал и жил он на постоянной основе именно в ее шатре.
Однако мы сейчас не об этом.
Ребе Король Мошиах подчеркивает занятость Яакова мирскими делами, работой у Лавана. Которая в дальнейшем параллельна вовлеченности Звулуна в торговлю и мореходство.
Сильное удивление вызывает тот факт, что Яаков сумел породить и воспитать 12 колен именно в Харане. Только Биньямин родился уже по дороге домой. Но большинство детей родилось в месте «гнева и тьмы духовной».
Праведники уподоблены Всевышнему. Так же, как Он помещает свои самые важные сокровища именно в низком мире, так и библейские патриархи смогли добиться весьма впечатляющих результатов вдали от места святости, от своей духовной родины.
Немногим понятна исключительная отстраненность рабби Шимона бар Йохая (РАШБИ) от житейских материй, не легко понять, каким образом он выполнял заповеди, постоянно находясь внутри Торы.
Поведению РАШБИ подражали некоторые мудрецы, но на самом деле они должны были творить Всевышнему жилище в нижних мирах, а уровень РАШБИ не брать себе за образец, так как это — нечто исключительное.
Есть версия, которая говорит о том, что Яаков действительно перенес свой офис к Лее после рождения Звулуна. И в этом случае становится понятным, что между ним и Звулуном больше сходства, чем мы могли думать. Они оба преуспели в коммерции и разбогатели.
(Хотя, по словам АРИЗАЛа, гораздо больше внутренней связи у Яакова именно с другим сыном от Леи — Иссахаром, который изучал Тору на профессиональном уровне).
А конечная истина, как всегда, находится где-то посередине, в сбалансированном подходе — сочетании работы в физическом мире и учебы Торы — как видим на примере Звулуна. Он изучал Тору и самостоятельно, и жертвовал средства для своего брата Иссахара. Ступень Яакова — сочетание мирского и духовного, потому и назван он «правдивым», то есть в его подходе — искомое зерно правды. И таким подходом мы сможем удостоиться Мошиаха немедленно, сейчас. И тогда, как пишет Алтер Ребе, мудрецам Торы не придется зависеть от пожертвований и даров бизнесменов и филантропов.