СБП. Дни Мошиаха! 9 Адара II 5784 г., третий день недели Ваикра | 2024-03-19 06:58

Харан: превращение в веселье

И это относится к аспекту «харан», который является привлечением из жизненности и бесконечного света Всевышнего, и мешающему ему поступать, как это положено, в область святости.

3729 (2) мин.
Свободный перевод:Шолем Лугов

В книге «Тора Ор» (гл. «Вайеце» 22б) Алтер Ребе объясняет смысл спуска Яакова в Харан, целью которого было сделать из него «веселье» — превратить в святость все отрицательные вещи, мешающие привлечению божественного света. Подобно тому, о чем сказано (гл. «Берейшит» 21:6): «Радость содеял мне Б-г».

Спуск Яакова на уровень «Харан»

Нужно понять цель спуска Яакова, о чем сказано в Торе (28:10): «И вышел Яаков из Беэр-Шевы, и пошел он в Харан»:

Вот известно, что «беэр» (колодец) — это источник, из которого происходят семь («шева») высших эмоциональных свойств («мидот»), как сказано («Диврей а-Ямим» I 29:11): «Твое, Г-споди, величие (1) и могущество (2), и слава (3), и вечность (4), и красота (5)… Твое…», а «твое» соответствует самоумалению («битуль»).

«И пошел он в Харан»: ведь слово «харан» по своему числовому значению соответствует слову «гарон» («горло»). Но это просто аспект «горла» — когда звуки голоса исходят из него своим путем без помех и преград. А еще слово «харан» соответствует слову «нахар» («хрип»), подобно тому, как сказано (Псалмы 69:4): «Изнемог я от вопля, в горле хрипота». При этом горло мешает звукам выйти наружу.

И это относится к аспекту «харан», преграждающему голос, который является привлечением из жизненности и бесконечного света Всевышнего, и мешающему ему поступать, как это положено, в область святости. Также противоположные святости силы получают от него. И тогда это называется (Псалмы 39:3): «Я сделался немым, безмолвным», когда прекращается голос и привлечение, а становится отдаление — как в управлении мирами (это изгнание еврейского народа, рабство в Египте и Вавилоне, из-за преобладания огня и силы строгости), так и в каждой душе еврея во время служения Всевышнему (когда их занятия Торой прерываются и они не самоумаляются перед Всевышним) из-за преобладания тепла и огня со стороны тела и животной души, которая следует за ними.

Цель спуска — превращение аспекта «харан» в «рина» (веселье)

Но цель спуска этого аспекта Яакова «с большой высоты» — из «Беэр-Шевы», источника высших эмоциональных свойств, которые подчинены Всевышнему и самоумаляются перед Ним — «в глубокую пропасть» — место, которое называется Харан, чтобы произошло подчинение и превращение. Тогда в слове «харан» буква «хэт» заменяется на букву «эй» и оно становится «рина» (подобная замена букв превращает «хамец» в «мацу»).

И это смысл сказанного далее (28:21): «И я возвращусь с миром в дом отца моего». «Возвращусь» — из Харана, «в дом отца» — это аспект Ицхака, который назван так, ибо сказано: «Радость („цхок”) содеял мне Б-г», а это и есть аспект веселья, которое вышло из Харана.

Радость, которая наступает после превращения зла в добро

Также Ицхак намекает на будущее время, на приход Мошиаха, о котором сказано (Цфанья 3:9): «Ибо тогда изменю Я язык народов (и сделаю его) чистым, чтобы все призывали имя Г-спода, чтобы служили Ему единодушно». В это время настанет большая радость. В хасидизме приводится пример этому превращению — говорящий попугай, который вызывает удовольствие и радость, тогда как говорящий человек — совершенно обычное дело.

Поэтому сказали наши мудрецы об Ицхаке: «Ибо ты наш отец», ведь цель спуска души в тело в наш материальный мир и спуск еврейского народа в изгнание — все это было нужно для того, чтобы впоследствии подняться и веселиться.

Опубликовано: 21.11.2015 Комментарии: 2 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter