Когда Яаков был на пути в Харан, он заночевал в дороге — «И взял камней и положил вокруг головы». РАШИ объясняет, что Яаков обложил голову камнями, так как опасался диких животных.
Непонятно почему он обложил камнями не всего себя, а только голову? Если он полагался на то, что Всевышний оградит его от любой опасности, то имело смысл не обкладываться камнями вообще. А если, не полагаясь на чудо, он действовал согласно житейской логике, то стоило защититься полностью.
В книге «Теилим» (Псалмы Давида) сказано: «И есть будешь труд рук своих, счастлив ты и хорошо тебе». Обратите внимание, что речь идет именно о труде рук. Голова еврея должна быть направлена на служение Всевышнему и изучение Торы, а не быть всецело поглощена проблемой заработка. Для этой цели существуют руки.
Яаков хорошо знал, куда он направляется. Он знал, что ему предстоит работать на обманщика-Лавана, что на пути туда ему могут встретиться хищные животные. Он знал, что должен «спуститься в этот мир», зарабатывать себе на жизнь, жить в материальном мире. Однако все это было для него «трудом рук», а голова, ум, сознание как и раньше были заняты Торой. Именно для того, чтобы никакое воздействие окружающего мира не повлияло на его сознание, он и обложил голову камнями.
Это урок для каждого еврея: материальный мир и его блага — «работа для рук», тогда как голова должна быть защищена для занятий Торой. И если голова будет в порядке, то конечно с руками и ногами тоже ничего не случится.
Обратим внимание на то, что Яаков защитил себя от влияния мира не логикой и не чувствами, а простыми, неодушевленными камнями. Каждый еврей, чтобы не погрязнуть в материальном и низменном, должен научиться простому и полному подчинению, научиться ощущать себя подобным камню, как сказано «и душа моя как прах перед лицом любого».
Неодушевленный предмет может передвигаться, только вследствие воздействия извне. И любой еврей должен чувствовать себя предметом, перемещаемым Всевышним с места на место, исполняющим Его волю в этом мире.