СБП. Дни Мошиаха! 19 Ияра 5784 г., второй день недели Бехукотай | 2024-05-26 23:21

Путь к Освобождению проходит через (трансформирующееся) изгнание

Причина, по которой Лаван преследовал Яакова, состояла в том, что Яаков оставил Лавану некоторые искры святости, искры, которые должны были быть очищены Яаковом.

Перевод:Д. Беляев 19.11.2023 457 мин.

Жизнь в дороге

Недельная глава «Вайеце» начинается с того, что Яаков убегает в Харан. Яаков проводит двадцать лет в доме самого большого афериста в истории, ни много ни мало — своего дяди Лавана-арамейца, пока к концу недельной главы он и его семья не возвращаются в Землю Ханаанскую.

Начиная с недельной главы «Толдот» и вплоть до конца книги «Берейшит», Тора рассказывает нам об «избранном из праотцов» — Яакове. Не менее чем в семи недельных главах имя Яакова упоминается как одно из главных действующих лиц в повествовании Торы. Что особенно важно в «Вайеце», так это то, что это единственная недельная глава из семи, в которой Тора рассказывает о Яакове, когда он находится за пределами Земли Израиля. Даже в недельной главе «Вайехи», рассказывающей о жизни Яакова в Египте, говорится о семнадцати лучших годах его жизни, об особом спокойном времени. В отличие от других недельных глав, «Вайеце» от начала и до конца рассказывает о жизни Яакова в… изгнании!

И не просто в каком-то изгнании, а в самом худшем из всех изгнаний. Он находился в Харане («гнев Б-га в этом мире»), самом низменном месте на земном шаре. Он жил с Лаваном, самым ужасным обманщиком на свете, и работал как осел (не как осел Мошиаха) в течение двадцати лет, с трудом добывая себе средства на жизнь.

Ситуация Яакова в этой недельной главе настолько плоха, что мидраш и «Зоар» объясняют, что, начиная с самого первого стиха «И вышел Яаков из Беэр-Шевы, и пошел он в Харан», Тора намекает на изгнание еврейского народа среди народов мира.

И наоборот, именно в Харане Яаков достиг истинного совершенства в жизни, как в материальном, так и в духовном плане. Там он женился и основал свой дом. Там родилось большинство его детей, составляющих основу еврейского народа. Там он смог воспитать своих детей в духе своих праотцов так, что «ложе его цельно (совершенно)». Там он очистил все искры, которые должен был очистить, до духовного (и материального) возвышения: «И распространился муж весьма, весьма», и все это в мирной атмосфере: «И я возвращусь с миром в дом отца моего».

Все дороги ведут домой

Кто-то скажет: «Мир, мир, а мира нет». Лаван и его сыновья гнались за Яаковом и его семьей. Была опасность, вероятность резни, не дай Б-г, однако, согласно объяснению Баал-Шем-Това, которое подробно приводится в учении хасидизма, все обстоит как раз наоборот. Причина, по которой Лаван преследовал Яакова, состояла в том, что Яаков оставил Лавану некоторые искры святости, искры, которые должны были быть очищены Яаковом. Эти искры были буквами святой Торы, поэтому Лаван погнался за Яаковом, чтобы отдать ему эти буквы, и из этих букв еще один отрывок был добавлен в Тору, отрывок, рассказывающий о погоне Лавана, который появляется в конце этой недельной главы.

Это означает, что погоня не только не была направлена на причинение вреда Яакову (несмотря на наихудшие намерения Лавана), она была позитивной, чтобы помочь Яакову в его святой работе и поднять его к целостности до завершения недельной главы, где говорится, что Яаков встретился с двумя группами ангелов, ангелами за пределами Земли Израиля и ангелами в Земле Израиля, и они помогли ему, будучи почетным караулом, благополучно вернуться домой. Связь между этими двумя группами ангелов представляет собой уникальную способность Яакова объединять святость Земли Израиля и реальность за ее пределами. Яаков изменяет реальность за пределами Земли Израиля и наполняет ее святостью (ангелами) Земли Израиля.

«Поступки отцов — указание для детей», — особенно если речь идет о Яакове, всеобъемлющей душе, подобной Адаму (первому человеку), которая содержала в себе все еврейские души для последующих поколений. Когда еврей находится в сильном изгнании и ему кажется, что спасения нет, он должен знать, что именно в изгнании он может (и должен) приступить к работе! У него есть все необходимое для преодоления трудностей. У него есть сила противостоять противникам, у него есть способность изменить мир от изгнания к освобождению, от войны к миру, даже изменить облик своего врага, превратив его из врага в друга! В особенности в изгнании он может встретиться с ангелами, которые были порождены посредством его заповедей!

Как и в истории с Яаковом, те ангелы, которых он встретил, были ангелами, которых он послал (в начале следующей недельной главы) к своему брату Эсаву. Так же и в нашем случае, эти ангелы, созданные в результате служения еврея в изгнании, посредством изучения Торы и соблюдения заповедей, являются ангелами, которые идут, чтобы объявить миру, что «мы готовы», мы закончили работу по очищению искр. Мы начистили наши пуговицы и готовы встретить Мошиаха!

Завершение истории

В завершение приведем историю, которая содержится в письме Ребе РАЯЦа о хасиде Шмуэль-Хаиме, меламеде (учителе Торы для детей) из Череи, который был послан Ребе МААРАШем в город Лучин.

В городе Лучин, несмотря на то, что в нем жили хасиды, которые были велики в изучении и исполнении учения хасидизма, большинство людей с достатком и тем более простые люди были очень грубыми. Многие были заняты спорами и клеветой, преисполнены зависти и дурных черт характера. Люди враждовали между собой, вплоть до того, что доносили друг на друга властям.

В 5627 году жители Лучина попросили Ребе МААРАШа прислать им рава, и он выбрал хасида Шмуэль-Хаима из Черея, который был чрезвычайно хорошего характера, любил людей, много занимался образованием и воспитанием и добился в этом больших успехов.

Приехав в Лучин, он был очень огорчен и встревожен низким духовным состоянием людей, но не потерял самообладания. И за пять-шесть лет работы, самоотверженной и терпеливой, он смог добиться радикальных перемен в жителях Лучина. Ребе РАЯЦ заканчивает свое выступление словами: «Служение самопожертвования раввина Лучина… — это и есть причина, по которой душа спустилась в тело».

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter