СБП. Дни Мошиаха! 5 Тишрея 5785 г., второй день недели Браха | 2024-10-07 14:14

Потрясающая сделка!

Отойдя на порядочное расстояние, Барух достал из кармана банкноты и пересчитал их. Двадцать банкнот по пятьдесят марок — целое состояние! Он стал богачом! Кроме свадьбы для дочери, он так же сможет помочь многим евреям! Это — настоящее чудо!

Перевод:Даниэль Булочник 07.11.2010 0 5156 мин.

В нашей недельной главе «Вайеце» мы учим об опасных и разочаровывающих приключениях Яакова в доме его тестя-мошенника, Лавана. Он был втянут обманным путем, трудиться на него двадцать лет беспрерывно, был обманут им сотни раз, и он постоянно строил козни, денно и нощно.

Очень грустно об этом читать, ведь, в конце концов, Яаков исполнял волю Творца, создавая еврейский народ. К чему такие проблемы и страдания? И чему это учит нас? Даже то, как Яаков попал туда тоже очень странно. Его брат-близнец, Эйсав, поклялся убить Яакова за то, что он обманным путем выманил благословение отца на успех и победу. Из этого мы видим, что даже Эйсав, олицетворение зла, так же очень ценил эти благословения. Затем в Торе рассказывается, что Ривка, узнав о страшных планах Эйсава, как бы пренебрегая полученным благословением, велит Яакову бежать, спасая свою жизнь, к ее родному брату в Месопотамию. Из этого получается, что злодей Эйсав верил в благословение, а праведница Ривка — нет! Попробуем объяснить это следующей историей:

У Баруха была большая проблема. Его дочь становилась все старше и старше, а у него не было ни копейки на приданное и свадьбу. В действительности, у всех евреев, живших в его краях, просто не хватало денег на жизнь. И все это из-за жестокого помещика. Он сдирал три шкуры со всех, живущих на его земле, беспрерывно поднимая налоги, и штрафуя всех и вся. Только для того, чтобы покрыть свои сумасшедшие расходы на балы и на игорные долги.

Когда дочери Баруха исполнилось двадцать пять лет, пришло предложение о сватовстве. Ой! Хорошее предложение! Единственное, что Барух мог предложить, это его долги. А само «предложение» было не многим лучше. Баруху ничего не оставалось, как отправиться к святому праведнику — ребе из Лиженска (один из самых знаменитых учеников Магида из Межирич, преемника Баал-Шем-Това). Барух был очень наивным и скромным человеком. Мысль о том, что он должен мешать самому Ребе, очень смущала его, но проклятый помещик довел его до отчаяния. И Ребе был единственным, кто мог помочь. И вот, уже через два дня, Барух предстал перед праведником, изливая свою душу. Ребе выслушал его историю, улыбнулся, и заверил его, что абсолютно нет оснований для беспокойства. Затем, он извлек из ящика три монетки по десять копеек, и положил их на стол, как бы говоря: «вот что тебе нужно!» Барух в недоумении уставился на монетки. Барух был очень простым человеком. Он просто не понимал, что происходит. Что ему делать с тридцатью копейками?! Надеясь, что Ребе не заметил его недоумения, он собрал со стола монетки, выдавил из себя улыбку, вышел из кабинета Ребе, пытаясь выглядеть очень радостным.

Он медленно поплелся по дороге, ведущей в его местечко, грустно размышляя о будущем своей дочери и о том, что он скажет ей и жене по возвращении домой. Неожиданно, он услышал крик: «Эй, эй, ты! Стой! Подожди!». Он обернулся, и увидел одного из хасидов Ребе бегущего за ним, размахивая руками. Весь красный и пыхтя, он с трудом выдавил из себя: «Ребе послал меня… Он слишком много тебе дал.… Верни десять копеек!» Барух послушно извлек одну из монет и вернул ее ему. Тот его поблагодарил, пожелал счастливого пути, и побежал назад, а Барух продолжил свой путь, беднее на десять копеек. Он был очень смущен происшедшим, но тут у него появилась мысль — Ребе знает, что он делает, и думать нужно только хорошо!

Через несколько часов, он увидел вдалеке костер, а вокруг него три очень неприятные личности. «Ой! Кажется, я попал в беду». Но вместо того, чтобы спрятаться, как подсказывал ему здравый смысл, он взял в руку оставшиеся двадцать копеек, представил себе святой облик Ребе, улыбнулся, и смело пошел вперед. Мужики так же улыбнулись, подошли к нему, держа в руках красивый кожаный портфель. «Эй, еврей, хочешь купить красивый портфель?»

Барух взял портфель, осмотрел его. Он был действительно очень красив: подкладка внутри была расшита золотой ниткой.… И тут, на дне, он увидел банкноты. Это были немецкие марки. Целое состояние! А мужики, безусловно, не знали, что это. «Да, да, можешь взять и эти картинки тоже! Все это лишь тридцать копеек, и они твои!» Наш Барух чуть не потерял сознание. «Тридцать копеек? Это как раз то, что у меня есть. Но, о ужас, у меня осталось только двадцать!» Он, как всегда, очень смутился, и расстроился. Но двадцать копеек, зажатые в руке, опять напомнили ему, что думать надо только хорошо. Сохраняя спокойствие, он закрыл глаза, и взмолился Б-гу, прося идею… И тут его осенило! «Слушайте, мужики! У меня нету денег на портфель, но если хотите, я дам вам двадцать за картинки». Мужики переглянулись, пытаясь скрыть свою радость — теперь можно продать портфель дважды! Они взяли монетки, тепло пожали еврею руку, позволив ему забрать картинки, не имеющие для них никакой цены.

Отойдя на порядочное расстояние, Барух достал из кармана банкноты и пересчитал их. Двадцать банкнот по пятьдесят марок — целое состояние! Он стал богачом! Кроме свадьбы для дочери, он так же сможет помочь многим евреям! Это — настоящее чудо!

Через неделю он вернулся в Лиженск, для того, чтобы в первую очередь выяснить, есть ли кто-то, кто знает, кому принадлежал этот портфель, и, если нет, то пойти к Ребе, поблагодарить его, дать большое пожертвование, и пригласить его на свадьбу дочери. Не доходя до дома Ребе, он почувствовал на себе пристальный взгляд. Он обернулся, и увидел одного из тех парней. «Эй, еврей! Это ведь тебе мы пытались тогда продать портфель? Ты даже представить себе не можешь, что произошло после того, как мы расстались. Как только ты ушел, мы начали драться, пытаясь разделить двадцать копеек. Каким-то образом, во время драки портфель упал в костер. Никто из нас не решился извлечь его из огня, и, уже через несколько минут, он превратился в груду пепла. Через некоторое время, огромная карета помещика остановилась возле нас. Он лично, матерясь и проклиная, кричал что-то… о портфеле! Он даже несколько раз полоснул нас своим хлыстом. А когда он увидел в костре металлические скобы и застежки, он понял, что это его портфель. Его ярость невозможно описать! Он прыгал и орал, как сумасшедший… Из-за какого-то портфеля! И это наш помещик! Это миллионер? Затем, он вскочил в карету, и, понеся назад, откуда приехал. Хорошо, что он не продолжил. Если бы он увидел тебя, то наверняка бы убил… Он ненавидит вас, евреев».

И тут Барух все понял. Если б у него оказалось тридцать копеек, то вместо свадьбы, были бы похороны! Двадцать копеек были достаточной суммой, чтобы полностью изменить жизнь Баруха.

Эта история поможет нам получить ответы на заданные в начале вопросы. Все благословения, данные Ицхаком Яакову, безусловно, должны были обеспечить ему успех и победу. Но для того, чтобы благословения реализовались в этом мире, человек должен разбудить внутренние, душевные силы. Яаков — прародитель и основатель еврейского народа. От него произошли двенадцать колен, и все мы. И обязанность каждого потомка Яакова — принести в мир правду и жизнь, а это Тора. Ведь Тора названа «Торат Хаим» и «Торат Эмет» — правдивая и живая Тора. Вот, почему Ривка отослала Яакова. Она прекрасно знала, что Эйсав не угроза для Яакова, после полученных от отца благословений, но отослала его к брату Лавану, обрекая на мучения, поскольку это наделит еврейский народ в будущем способностью перенести любые лишения и страдания, сопряженные с муками изгнания среди других народов.

Вот уже две тысячи лет наш народ рассеян по всему миру. Словами не описать, и умом не вообразить, что мы должны были перенести. Мы все еще существуем, благодаря унаследованным от Яакова возможностям трансформировать и раскрывать внутренние силы правды и жизни, заложенные в каждой еврейской душе. Этим мы прокладываем дорогу к абсолютной правде и добру — Мошиаху.

И если на жизненном пути нам встречаются преграды и трудности, мы всегда должны помнить, что мы наделены силами и благословениями праотцев преодолеть их, какими бы страшными они нам не казались.

Однажды в Манхэттенский банк, в самом центре Нью-Йорка, вошел прекрасно одетый еврейский бизнесмен — м-р Гольдберг, и попросил одного из клерков предоставить ему возможность побеседовать с менеджером или с директором. Его провели в кабинет. Пожав руку директору, он представился, и удобно расположился в кресле. «Скажите, пожалуйста, во сколько мне обойдется двухнедельный кредит в размере пяти тысяч долларов?» Менеджер взял калькулятор, и через минуту произнес: «Двадцать два доллара». «Хорошо, — сказал Гольдберг — Я беру его». «Секундочку, вы слишком спешите! Мы должны проверить вашу кредитоспособность, и вы должны внести какой-нибудь залог. Вы что думаете, что мы просто так сидим здесь, и раздаем деньги только потому, что вы их просите?». «Ну конечно, никаких проблем. Вот вам моя визитка, а так же ключи, и документы от моего Роллс-ройса, который припаркован прямо у вашей двери».

Уже через несколько минут мистер Гольдберг пересчитал пять тысяч долларов и с улыбкой попрощался с менеджером.

Ровно через две недели, мистер Гольдберг вновь сидит в кабинете менеджера, и возвращает одолженные пять тысяч долларов, плюс 22 доллара процентов.

«Большое спасибо, мистер Гольдберг. Мне доставило большое удовольствие вести с вами бизнес, но позвольте задать вам вопрос. Видите ли, проверяя вашу кредитоспособность, мы выяснили, что вы мультимиллионер, и являетесь хозяином нескольких огромных компаний… Мистер Гольдберг, вы не нуждаетесь в наших деньгах… Для чего же вы одолжили пять тысяч?»

«Вы правы, мне не нужны ваши деньги. Но мы с женой должны были уехать во Флориду в отпуск на две недели.… Ну, поймите.… Где еще я мог оставить свою машину, на две недели, в Нью-Йорке, в хорошо охраняемом месте всего лишь за двадцать два доллара?»

Да, всем известно, у евреев особенный талант к бизнесу. И, поэтому, очень странно, что Тора в нашей недельной главе рассказывает и увековечивает самую ужасную сделку в истории, которую заключил наш праотец Яаков! Его обдурил его тесть, Лаван, заставив работать на себя двадцать лет — семь лет за Лею, семь лет за Рахель и шесть лет на себя. Если бы он был похитрее, он мог бы заключить намного лучшую сделку. Но надо помнить, что все евреи на свете произошли от Яакова, и если у нас сегодня и есть талант к коммерции, то мы унаследовали его от нашего праотца, а это значит, что сделка, заключенная Яаковом была потрясающей. Результатом ее является появление на свет двенадцати сыновей, от которых и произошел весь наш народ.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter