СБП. Дни Мошиаха! 9 Тамуза 5784 г., второй день недели Балак | 2024-07-14 22:37

Каждый еврей обязан требовать, чтобы его вывели из изгнания!

Именно по этой причине Яакову понадобилась клятва: он знал, что если Йосеф поклянется, то ничто не встанет у него на пути, прежде чем он выполнит клятву.

Перевод:Д. Беляев 18.12.2023 413 мин.

Начнем с шутки. Пьяный заходит в бар, стоя при этом на руках. Бармен спрашивает: «Скажите, почему вы стоите на руках?» Пьяница отвечает: «Я поклялся, что ноги моей больше не будет в этом месте».

Требовательный отец

В недельной главе «Вайехи» мы читаем о просьбе-требовании Яакова к своему сыну Йосефу: «Вынеси меня из Египта и погреби меня в их погребальнице [моих отцов]». После того как Йосеф обещает: «Я сделаю по слову твоему», Яаков не успокаивается и требует: «Поклянись мне!», и Йосеф, как послушный сын, клянется.

Тот, кто читает эту историю, удивляется. Яаков не доверяет Йосефу? Почему? Разве слово Йосефа — это не слово? Неужели он должен клясться?!

Кто-то скажет: так принято у праотцов, они требуют клятв от всех, это обычное поведение. Авраам призвал царя Содома поклясться. Он также потребовал, чтобы Авимелех, царь Плиштим, поклялся, и даже Яаков обратился к Эсаву с тем, чтобы поклясться в связи с продажей прав на первенца. Клятва — это нормальное явление.

Нет необходимости указывать на странность такого сравнения. Во всех остальных случаях, когда праотцы просили клятвы, человек, от которого они требовали клятвы, был ненадежен: царь Содома, отъявленный мошенник; Авимелех, дипломатичный грабитель и злодей; и, последний в списке (отнюдь не любимый), Эсав, нечестивец!

Безусловно, подобным людям необходимо приносить клятву (и кто знает, достаточно ли клятвы таким негодяям и поможет ли она им), но просить клятвы у праведника Йосефа?! Все-таки это уже чересчур.

Даже если кто-то скажет, а как насчет того, что Авраам потребовал клятвы от своего верного слуги Элиэзера для выполнения задания по поиску жены для Ицхака, то также и в этом случае мы можем сказать, что Авраам знал, что у Элиэзера были личные причины нарушить это задание (у него была дочь, которую он хотел выдать замуж за Ицхака). Поэтому Авраам потребовал от него поклясться, так как Авраам не доверял ему на сто процентов. Но разве мог Яаков заподозрить, что у его любимого сына Йосефа есть личные причины нарушить волю отца?!

Комментаторы (РАМБАН, Сфорно, Кли-Якар) рассматривают этот вопрос, и большинство из них объясняют, что предназначение клятвы было не для Йосефа, а для фараона! Яаков обязал Йосефа поклясться, чтобы фараон не препятствовал вывозу гроба Яакова из Египта под разными предлогами. Это было сделано потому, что фараон знал ценность клятвы и не стал бы заставлять Йосефа нарушить клятву.

Примечательно, что РАШИ ничего не говорит об этом — ни вопроса, ни ответа. Это означает, что, по мнению РАШИ, по простому смыслу текста, цель клятвы была для Йосефа. Если это так, то остается вопрос: неужели Яаков не доверял Йосефу?!

Любавичский Ребе ШЛИТА Король Мошиах объясняет это с помощью простого, гениального и емкого урока, связанного с приближением истинного и полного Освобождения. Когда человек берет на себя обязательство и дает клятву, он говорит, что это должно произойти, что бы ни случилось. Неважно, что стоит на его пути; неважно, какие трудности или проблемы возникнут, сколько потрясений или сбоев будет на пути; это должно произойти. Поэтому обязательство под клятвой создает полную сосредоточенность на задаче.

Если что-то пообещать без клятвы, это может быть забыто, вытеснено в подсознание, проигнорировано на какое-то время. С клятвой же дело находится с ним 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Он не может забыть об этом и не может игнорировать, потому что это должно быть сделано, несмотря ни на что!

Поэтому Яаков попросил Йосефа поклясться. Яаков хотел, чтобы Йосеф думал об этом без остановки, потому что, находясь в чужой земле, невозможно предугадать, что произойдет. Невозможно предугадать трудности и проблемы, которые могут возникнуть и помешать Йосефу выполнить обещание. Необходимо найти креативные идеи, чтобы не отвлекаться, не забывать о проблемах, которые могут возникнуть.

Именно по этой причине Яакову понадобилась клятва: он знал, что если Йосеф поклянется, то ничто не встанет у него на пути, прежде чем он выполнит клятву. Он не успокоится, пока не достигнет цели.

Требовать от Отца Небесного

Однако минуточку. Неужели Йосеф сам не знал, что произойдет? Он не предвидел препятствий, которые встанут на его пути? Тогда, если он пообещал: «Я сделаю по слову твоему», то он, конечно, имел в виду: «Я сделаю, как ты сказал, пройдя огонь и воду!» и «ничто не встанет на моем пути». Зачем нужна была клятва?

Более глубокое понимание духовной сущности душ Яакова и Йосефа разрешает эту загадку. Яаков и Йосеф были противоположны по характеру и подходам. Яаков попросил, чтобы его гроб немедленно вынесли из Египта, в то время как гроб Йосефа оставался в Египте до тех пор, пока там жили евреи. Яаков, на своем духовном уровне, был выше Египта (египетского изгнания), в то время как миссия Йосефа состояла в том, чтобы оказать влияние на Египет (и внутри него). Йосеф полагал, что вынос гроба Яакова из Египта не принесет пользы еврейскому народу в Египте. В конце концов, без Яакова что обеспечит им духовную силу, чтобы противостоять соблазнам Египта? И его собственный гроб остался в Египте (пока там были евреи).

Это похоже на наших глав ХАБАДа, и в первую очередь на предыдущего Ребе, рабби Йосеф-Ицхака, которые были погребены за пределами Земли Израиля, хотя могли бы попросить, чтобы их похоронили в Святой Земле. Находясь вместе со своими хасидами и учениками, вместе с еврейским народом за пределами Земли Израиля, они дают нам силы преодолеть трудности изгнания.

Именно по этой причине Яаков заставил Йосефа поклясться вывести его из Египта, поскольку, согласно духовному служению Йосефа и его духовному мировоззрению, вполне допустимо, чтобы Яаков оставался в Египте до тех пор, пока там живут евреи. Впрочем, когда клятва дана… уже нельзя с этим медлить. Йосеф должен был выполнить клятву, несмотря на огромное горе и духовные потери, которые она повлекла за собой.

Важный урок для нашего поколения заключается в том, что даже когда еврей живет в «земле египетской», изучает Тору и выполняет заповеди наилучшим образом, и живет духовной жизнью, которая заслуживает такого названия, он все равно должен знать и всегда помнить, что должен потребовать: «Выведи меня из Египта!» Изгнание — не место для еврея!

Он даже должен требовать этого от Б-га силой клятвы, которая, как уже говорилось выше, не позволяет человеку расслабиться, пока он неустанно стремится к цели Освобождения.

Ребе ШЛИТА завершает беседу грандиозным высказыванием, основываясь на трудах АРИЗАЛа, который говорит: «Йосеф, это [обращение к] Всевышнему». То, что Яаков требует от Йосефа поклясться, намекает на то, что каждый еврей (Яаков) требует от Б-га (Йосефа) поклясться, что Он немедленно выведет нас из изгнания!

Обещание и погребение

В завершение мы расскажем историю. Во времена рабби Гилеля из Парича в России был издан указ, запрещающий отращивать пейсы. Один из врагов р. Гилеля донес на него местным властям, и власти разрешили клеветнику отрезать р. Гилелю пейсы насильно.

Простой портной, проходивший мимо, увидел, как р. Гиллель изо всех сил защищает свои пейсы, не давая негодяю обрезать их. Портной прогнал доносчика и спас р. Гилеля. Рабби Гилель поблагодарил его и даже пообещал, что за то, что он сделал, его похоронят рядом с ним.

Прошли годы, и рабби Гилель был назначен равом Бобруйска. Каждый год он отправлялся в Херсон в Украину, находившийся за сотни километров от Бобруйска и Парича, по указанию Мителер Ребе и воодушевлял простой народ служить Всевышнему на путях хасидизма.

Когда ему было 96 лет, рабби Гилель заболел, находясь в Херсоне, и скончался в «Субботу утешения». На следующий день после субботы его похоронили в Херсоне. На следующий год, зимой умер бедняк, которого опекали городские сборщики милостыни. Никто не знал ни его имени, ни откуда он родом. Члены погребального сообщества позаботились о нем, но служка погребального сообщества поленился сходить в такой мороз к начальнику кладбища, чтобы узнать у него, где похоронить этого человека. Он решил сам похоронить его в любом свободном месте.

На следующий день жители города заметили, что рядом с могилой праведника, рабби Гилеля, появилась новая могила. Оказалось, что там похоронили беднягу. Они не смогли перезахоронить могилу, но хотели выяснить происхождение покойного. Они узнали его имя и имя его отца и выяснили, что он родом из Парича.

Они отправили письмо в общину Парича с просьбой рассказать о покойном. Был ли он скрытым праведником? В ответе было не так много подробностей, кроме того, что этот человек много лет назад спас рабби Гилеля и ему обещали, что он будет похоронен рядом с ним!

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter