В комментариях «Ор а-Хаим» объясняется... достоинство служение сыновей Аарона, которые умерли после того, как приблизились ко Всевышнему:
Другой подход к слову «умерли» фокусируется на характере смерти этих сыновей, а не на самом факте их смерти. Тора пишет о их приближении ко Всевышнему, чтобы описать, что из-за своей любви к Б-гу эти люди подошли слишком близко к небесному источнику света, который оказывает смертельное воздействие на человека. Это связано с тем, что они принесли воскурение на алтарь и зажгли чужой огонь.
И нужно дать объяснение этому:
Воскурение на внутреннем алтаре не связано с подъемом материальных вещей ко Всевышнему, а со входом коэна внутрь и его связью со Всевышним с помощью поднятия огня воскурения.
Как это проявляется в работе человека?
Работа воскурения на внутреннем алтаре символизирует собой связь человека и Всевышнего с помощью раскрытия внутреннего аспекта его души (связанного со Всевышним) — и это раскрытие осуществляется само по себе в его одеяниях мысли, речи и действия, чтобы они были как следуют, по желанию Всевышнего.
...На основании этого можно понять связь между двумя аспектами работы сыновей Аарона: 1) их приближение ко Всевышнему и смерть; 2) принесение воскурения.
Содержание аспекта приближения ко Всевышнему и последующей за этим смерти, величие близости со Всевышним, вплоть до стремления души покинуть тело в буквальном смысле, это и есть принесение воскурения. То есть, тогда (на восьмой день) в них начала светить в полную силу внутренняя часть души и на этом уровне они принесли воскурение — связались со Всевышним (наподобие того, как сказал РАШБИ: «Под одной короны я связался со Всевышним»).
...И это смысл слов «который Он не велел им», что работа сыновей Аарона была на этом уровне, «который Он не велел им» — при этом приказ не имеет смысла, так как они находились на таком уровне, где не требуется приказ, а вся их деятельность осуществляется в соответствии с высшей волей Всевышнего.
...На основании этого можно понять комментарий «Ор а-Хаим», который пишет именно о (достоинстве служения и) смерти сыновей Аарона, которая произошла в такой форме, что они «приблизились перед Всевышним и умерли». Это вступление к следующей главе, в которой идёт речь о входе первосвященника в самую глубину, один раз в году.
Суть работы в День Искупления такова: когда первосвященник входил внутрь в качестве посланника всех евреев приносить воскурение, это было как вход внутренних аспектов всех евреев в самое освященное место в мире... Тогда у евреев пробуждается внутренний аспект души, которая объединена со Всевышним, который относится к уровню «перед Всевышним», выше Имени Всевышнего.
И об этом уровне в День Искупления сказано в конце главы: «И будет это для вас установлением вечным... один раз в году», что этот уровень «одного», появляющийся в День Искупления, должен будет проявляться в течение всего года, каждый день, чтобы все евреи были на таком уровне, когда внутренний аспект их сердца будет светить в раскрытой форме, когда все детали Торы и заповедей станут для него не как бремя, а у него появится внутреннее желание делать все это. Тогда, соответственно, он будет выполнять все как бы автоматически, как будто «Он не велел им».
Это похоже на идею поста в День Искупления: из-за величия еврейского народа, которые в этот день подобны ангелам-служителям, они не едят в День Искупления не из-за запрета, а так как по причине святости этого дня «кто вообще хочет есть!» (как известное высказывание р. Леви-Ицхака из Бердичева). Более того, пост в День Искупления является наслаждением, как сказано: «Оставить их в живых во время голода» — они получают жизненную силу от самого голода.
И это вступление к словам «после гибели двух сынов Аарона; когда они, приблизившись пред Г-сподом, погибли», что из-за их близости ко Всевышнему вплоть до стремления души покинуть тело, каждый еврей получил возможность достигнуть такого же уровня в День Искупления, когда нет необходимости в приказаниях, чтобы исполнить волю Всевышнего.
Только на восьмой день это реализовалось так, что они умерли, выход души из тела в буквальном смысле. Но после этого у каждого еврея должно быть так, что они больше «не умрут», именно душа в теле, на долгие и благие годы жизни, чтобы построить Всевышнему жилище в нижних мирах.