Есть или молиться?

02.02.2005 5874 (1)
Есть или молиться?
Лучше есть ради того, чтобы молиться, чем молиться ради того, чтобы есть

В главе Торы «Ахарей» говорится: «И потому соблюдай Мои установления и законы, ибо кто соблюдает их, тот в них живет».

Среди биографических заметок о жизни предыдущего Любавичского Ребе сохранилась история о его бабушке, ребецин Ривке, связанная со словами Всевышнего «тот в них живет».

Как-то в молодости ребецн Ривка заболела. Врач рекомендовал ей завтракать сразу после пробуждения, но она отказывалась есть, не прочитав утреннюю молитву. В результате она очень рано вставала, чтобы успеть прочитать утреннюю молитву до завтрака. Такой режим, естественно, не способствовал улучшению ее здоровья. Она не только нарушала предписания врача, но и лишала себя необходимого отдыха.

Тогда ее свекор, Ребе Цемах-Цедек, сказал ей: «Еврей должен быть здоровым и сильным. Тора говорит о заповедях: «И вы будете жить в них». Это значит, что мы должны наполнить заповеди жизнью. А для этого нужно быть сильным». Потом Цемах-Цедек добавил: «Лучше есть ради того, чтобы молиться, чем молиться ради того, чтобы есть»...

Действия человека можно условно разделить на две категории.

К первой категории относится все, что мы делаем ради Всевышнего, — изучение Торы, чтение молитв и исполнение заповедей. Эта деятельность может быть обозначена общим термином «служение Б-гу», или «молитва».

Во вторую категорию входит все то, что мы делаем для себя, — либо для удовлетворения основных физических потребностей и желаний, которые кажутся нам существенными. Все действия, относящиеся к этой категории, подходят под термин «еда», поскольку они направлены главным образом на утоление «голода».

«Лучше есть ради того, чтобы молиться, чем молиться ради того, чтобы есть».

Существует три модели поведения, связанные с категориями «еды» и «молитвы».

В соответствии с одной из них человек может полностью разделить эти виды деятельности. Во время «молитвы» (т.е. во время изучения Торы, исполнения заповедей или чтения молитв) он полностью погружается в духовную сферу. В это время со стороны может показаться, что мирские, материальные проблемы его совершенно не волнуют, короче, что перед нами — цадик (совершенный праведник). Но потом, когда этот же человек начинает заниматься материальными делами — бизнесом, едой и т.п., в нем не остается и намека на праведность, духовность или возвышенность.

Другая модель предполагает, что человек сочетает «еду» и «молитву». Такой человек тщательно соблюдает Шулхан Арух (еврейские законы), но его «молитва» является лишь следствием желания удовлетворить определенный «аппетит». Другими словами, он знает, что в конечном итоге ему придется дать отчет Всевышнему, и единственный способ, которым он может заслужить вознаграждение, — это повиновение Его законам. Его «молитва» — это, по сути, вклад на счет, который окупится в будущем, это «молитва ради еды», т.е. ради удовлетворения личных потребностей.

Идеальная модель выражена в формуле «есть ради того, чтобы молиться». Молиться человек, конечно, должен. Это очевидно. Он знает, что Всевышний желает, чтобы он изучал Тору и исполнял заповеди, и хочет исполнить все повеления Всевышнего. Он не особенно заботится о небесном или земном вознаграждении. Его служение Б-гу не обусловлено обещанием вознаграждения — это Тора ради Торы. Но даже этого еще недостаточно. Необходимо, чтобы его «еда» также была связана с «молитвой», то есть все, что он делает, сосредотачивалось на праведности. Если даже он вдруг разбогател, он должен помнить, что прочное финансовое положение, богатство и материальная собственность сами по себе — не конечная цель жизни: богатство ему дано для того, чтобы он без забот, ни о чем не беспокоясь, занимался изучением Торы, с большей самоотдачей исполнял Заповеди и щедро жертвовал на благотворительность.

И даже этого еще недостаточно. Как человек богатый, он может оказывать влияние на других, так как когда богатый человек что-нибудь делает (надевает тфиллин, соблюдает Субботу, и т.п.), то все члены общины стараются следовать его примеру (пусть даже в надежде, что таким путем и они разбогатеют).

В этом и заключается внутренний смысл «еды» ради «молитвы». Все наши поступки и потребности, относящиеся к категории «еды», должны быть связаны с Торой и заповедями, чтобы «жить в них».

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Читайте еще на эту тему:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter