СБП. Дни Мошиаха! 20 Сивана 5784 г., четвертый день недели Шлах | 2024-06-26 06:43

Рассчитывая на вас, как на служителя святости

Всем известно, что драгоценное сокровище — это то, что откладывается в сторону. Оно хранится отдельно от других наших вещей. Это выражает избранность Б-гом еврейского народа из всех народов мира.

Перевод:Д. Беляев 26.05.2024 183 мин.

Начнем с шутки. На международном съезде религиозных людей со всего мира неожиданно появился ангел: «Творец хочет наградить одного из вас, кто произвел на Него наибольшее впечатление». Ангел объявил имя избранного, который с волнением поднялся на сцену. «Ты можешь выбрать: быть самым богатым человеком в мире, самым красивым в мире или самым мудрым в мире». Не раздумывая, он выбрал бесконечную мудрость. «Что бы вы хотели сказать зрителям?» — спросил ангел. Мужчина вздохнул и сказал: «Выступая в роли самого мудрого человека в мире… Я должен был взять деньги…»

Три способа подсчета

На этой неделе мы будем изучать недельную главу «Бамидбар», с которой начинается одноименная книга, известная также как «Пятикнижие о переписи». В субботу будет 2 Сивана. Это день, когда Моше сказал еврейскому народу от имени Б-га: «И станете вы для Меня царством священнослужителей и народом святым».

Недельная глава «Бамидбар» всегда читается перед праздником Шавуот в качестве подготовки к повторному принятию Торы. Это еще больше подчеркивается, когда «Бамидбар» читают 2 Сивана, в день, «когда Моше начал заниматься с ними вопросом получения Торы… он сказал им: и станете вы для Меня царством священнослужителей и т.д.». Если в каждом году недельная глава «Бамидбар» является подготовкой к Шавуот, а каждый год 2 Сивана символизирует начало подготовки к дарованию Торы, то при их совпадении мы должны извлечь практический урок о нашей личной подготовке к дарованию Торы и, как всегда, о подготовке к Освобождению.

В своей беседе Любавичский Ребе ШЛИТА Король Мошиах различает три описания еврейского народа, из которых Алтер Ребе упоминает только одно, требующее пояснения.

Сначала Б-г сказал Моше: «И станете вы (во множественном числе) для Меня избранными (РАШИ: возлюбленным сокровищем) из всех народов». Затем Б-г добавляет еще два описания: «Царством священнослужителей и святым народом». Интересно, что Алтер Ребе решил указать только «царство священнослужителей», опустив слово «избранными», а на «святой народ» он намекает только с помощью «и т.д.». Почему? Что такого важного в термине «царство священнослужителей»? Почему только это название используется для обозначения приготовлений перед дарованием Торы?

Более того, «царство священнослужителей» имеет двойной смысл. Согласно РАМБАНу, слово «коэн» обозначает «того, кто служит Б-гу», а согласно РАШИ, «коэны» означает «министры». Согласно определению РАМБАНа, можно было бы объяснить, что «коэны», «служащие Б-гу», слуги Б-га, — это подходящий символизм в контексте подготовки к получению Торы, когда еврейский народ собирался полностью посвятить себя воле Творца. Но согласно РАШИ, слово «коэны» означает «министры», какая связь между этим и дарованием Торы?

Ребе уникальным образом объясняет разницу между этими тремя титулами и практические выводы для нас. Всем известно, что драгоценное сокровище — это то, что откладывается в сторону. Оно хранится отдельно от других наших вещей. Это выражает избранность Б-гом еврейского народа из всех народов мира. Б-г выделил нас как сокровище! Б-г выбрал нас не в результате служения человека; это свободный, безусловный выбор Б-га, который Он хочет, и Он хочет нас, и точка!

Следующие две фразы являются результатом нашего служения. «Царство священнослужителей и народ святой». Поскольку эти два описания являются частью одной последовательности, очевидно, что второе приходит, чтобы добавить что-то к первому, чего мы не знали раньше. Вторая фраза выражает святость еврейского народа, святость в смысле возвышенности и отделенности от народов и дел этого мира. Первое, «царство священнослужителей», более простое и общее высказывание, призвано символизировать принадлежность еврейского народа к миру и его связь с материальным окружением.

Ребе объясняет, что «царство священнослужителей» символизирует служение еврейского народа в материальном мире и в связи с делами этого мира. Мудрецы говорят: «Все ваши дела должны быть ради Небес, и во всех ваших путях познавайте Его». «Святой народ» означает более высокий уровень служения Б-гу, когда еврей отрывается от мира и соединяется с волей Творца, изучая Тору и выполняя заповеди.

Поэтому Алтер Ребе цитирует описание «царство священослужителей», и это также причина, по которой РАШИ предпочитает объяснять понятие «царство священослужителей», как министров или правителей, потому что подготовка, необходимая для дарования Торы, заключается в том, чтобы быть правителем мира! С одной стороны, быть связанным с окружающей средой, привязанным к людям и реальности окружающего мира; с другой стороны, проявлять управляющую власть министра, влиять на окружающую среду и мир и не быть, не дай Б-г, под их влиянием! Вот почему Б-г дал Тору еврейскому народу, а не ангелам. В претензии Моше к ангелам, в знаменитом споре о даровании Торы, Моше побеждает своим убедительным ответом: «Вы спустились в Египет? Есть ли у вас злые наклонности? Почему Тора должна быть вашей?»

Из этого мы узнаем, что истинное намерение дать Тору не в том, чтобы быть удаленным от мира. Ангелы гораздо более отделены от мира, чем мы, но именно по этой причине Тора не была дана им, потому что Тора была дана, чтобы повлиять на мир. «Устроить мир в мире», быть «коэном», министром, правителем, который имеет влияние и активен.

Сделать так, чтобы ваше пребывание в этом мире было засчитано

Когда мы будем изучать недельную главу «Бамидбар», то обнаружим, что в ней есть три подсчета: 1) общая перепись еврейского народа, «от двадцати и старше»; 2) подсчет левитов «от одного месяца и старше»; 3) подсчет тех, кто от Кеата, «от тридцати и старше».

В свете объяснений Ребе, эти три подсчета привели в действие три титула еврейского народа, о которых говорилось ранее. Первый подсчет выполнил аспект избранности», второй — аспект управления, а третий — аспект святости.

По словам святого ШЛА, первый подсчет еврейского населения должен был превратить еврейский народ в «нечто подсчитываемое», что, согласно еврейскому закону, не аннулируется даже в смеси с тысячей. Б-г избрал нас выбором свыше и это означает, что мы никогда не можем быть аннулированы. Но в то же время важность того, что подсчитано, не проявляется на физическом плане, поэтому нас сравнивают с сокровищем, которое дорого своему владельцу, но не обязательно другим людям.

Перепись колена Леви проводилась для того, чтобы наделить их властью и правлением, «легионом короля», людьми внутри народа, но (немного) над народом! Это похоже на второе описание, «царство священнослужителей» —министров, внутри мира и над миром.

Третий счет — от Кеата — был призван выделить их для уникального служения и усилить их святость, поскольку на них возлагалась святая обязанность нести священные сосуды Мишкана, включая Ковчег, в котором хранились Скрижали. Действительно, очень святое служение, подобное служению еврейского народа как «святого народа», исполняющего волю Б-га в изучении Торы и выполнении заповедей!

Главный новаторский аспект недельной главы «Бамидбар» — это второй подсчет, перепись левитов, потому что о всеобщей переписи мы читали в предыдущих недельных главах, а о третьей переписи, о переписи от Кеата, читаем на следующей неделе, в недельной главе «Насо», о подсчете детей Гершона и Мерари. И в этом заключается особая связь между недельной главой и датой, в которую она читается. И недельная глава «Бамидбар», и 2 Сивана символизируют служение еврейского народа в осуществлении контроля над миром и влиянии на него, ведь главное новшество дарования Торы выражается в служении «познай Его во всех своих путях».

Что касается связи с Освобождением, то одно из пророчеств об Освобождении гласит: «И будут цари вашими воспитателями, а их принцессы — вашими кормилицами». Цари и министры станут помощниками и слугами в еврейских домах. Мы заслужим это долгожданное пророчество, если уже сейчас научимся вести себя как «царство священнослужителей», которое наполняют светом святости окружающий нас мир.

В завершение мы расскажем одну историю. В сороковые годы Ребе устраивал фарбренген в субботу, когда благословляли новый месяц, по указанию своего тестя, Ребе РАЯЦа. На одном из таких фарбренгов присутствовал р. Нахум-Бер Денберг из Монреаля. Он был простым человеком и в то же время настоящим хасидом. Одной из главных тем фарбренгов, которые Ребе проводил в те годы, было «познай Его во всех своих путях». Из всего, что есть в мире, мы можем почерпнуть что-то о служении Б-гу. На том фарбренгене Ребе объяснил, какой урок в служении Б-гу мы можем извлечь из профессии работника химчистки!

Перед объяснением Ребе вдался в тонкости и рассказал, как проводится химчистка. Только р. Нахум-Бер, владевший бизнесом по производству и чистке брюк, был знаком с этим процессом. Поэтому перед каждым этапом описания Ребе поворачивался к нему и спрашивал его: «Рав Нахум, правильно или нет?».

Рав Нахум кивал в знак согласия на каждом этапе процесса очистки. Затем Ребе объяснял, какой урок можно извлечь из служения Б-гу. Если Ребе может учиться на примере химчистки, то мы должны учиться на примере всего!

Доброй субботы и принятия Торы с радостью и проникновением!

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter